Авторский блог Редакция Завтра
00:00
28 января 2004
ЗАМЕТКИ ЗОИЛА
05(532)
Date: 27-01-2004
ЗАМЕТКИ ЗОИЛА
Когда на вручении премии Букера за книгу русского испанца Гальего "Белое на черном", вышедшую в издательстве "Лимбус пресс", а премия финансируется сейчас Ходорковским, либеральные критики рассказывали об этой книге, я негодовал, слушая их версии, и наполнялся злостью: еще одна русофобская поделка!.. Еще одна книжка о "мерзостях советского режима" и благах нынешнего либерализма. Купил книгу, прочёл и поразился. До сих пор хожу под впечатлением.
И надо же было либералам именно так предвзято читать такую добрую и сильную книгу о добрых и сильных людях!
Главный враг там один — тяжелая неизлечимая болезнь, "детский церебральный паралич", с которой дети живут до шестнадцати-двадцати лет, потом умирают — и так во всём мире. Какие бы миллионы долларов ни лежали в твоем кармане.
Это и есть — сокрытие смысла. Я лишний раз понял, что добрая половина критиков, даже именитых, глубину текста, глубину смысла книги постичь не в состоянии. Прочитали про два-три злых факта про суровых нянечек и жестоких воспитательниц, перенесли всё это на страну, на народ. Их волновало: насколько в книге разоблачена "коммунистическая мораль"... А я был потрясен этой книгой. "Белое на черном" — о страданиях неизлечимо больного детским церебральным параличом Рубена Давида Гонсалеса Гальего, внука Генерального секретаря компартии Испании, проведшего все детство и юность в детских домах для инвалидов, а затем перемещенного в дом престарелых — вымирать... Книга — не о системе, она — о больных детях, о зле и добре, заложенном в каждом из нас. Это не политический манифест или пасквиль, а книга борьбы больного маленького человека за свою жизнь, победная книга человека, обреченного на смерть, и сумевшего преодолеть эту смерть.
Не случайно в своей книге Гальего ссылается на Павку Корчагина, над книгой о котором герой плакал. Вот кому и сегодня нужен Павка Корчагин. И я согласен с автором, "как и люди, книги могут помочь, как и люди, книги врут..." Его книга "Черное на белом" — из тех ныне редких книг, которые, уверен, помогут выжить тысячам таких же, как он, больных церебральным параличом, они внушат детям надежду.
Я бы советовал эту книгу переиздать массовым тиражом и передать в каждый детский дом, в каждую больницу.
Среди моих родственников был ребенок со схожей судьбой. При посещении я с грустью наблюдал за ним. К сожалению, сейчас его уже нет. И я понимаю, как важны ему были даже часы счастья, проведенные с матерью. Как важны ему были те рисунки, которые он рисовал маме. Я почувствовал даже какую-то свою вину перед ним. Может быть, надо было взять его на последние годы в нашу семью? Поэтому книга так важна и для родственников больных детей — а их тысячи и тысячи.
" Я пишу эту книгу о силе. Силе духовной и физической. Силе, которая есть в каждом из нас. Силе, пробивающей все барьеры и побеждающей. Каждый мой рассказ — рассказ о победе."
Он с рождения почти парализован (до сих пор), он не может двигаться на ногах, он может только ползать. У него не работают руки. Гитлер таких детей уничтожал сразу же в роддомах. У нынешних демократов тоже есть сторонники подобных мер, сторонники эвтаназии, добровольной смерти калек и убогих.
У нас в России их лечили и воспитывали, но, как бывает во всех детских домах и школах, — несправедливости по отношению к больному ребенку всегда хватало. И это не относится к строю или режиму. "Полет над гнездом кукушки" происходил не у нас в стране. Больным всегда тяжело, страшно и трудно. Вот об этом и пишет Роман Гальего в своем невыдуманном повествовании "Белое на черном".
Конечно, в нынешних развитых странах появились уже и коляски автоматизированные, и особые дорожки на улицах для инвалидов, у нас этого нет и вряд ли в ближайшие годы появится. Но кто вдруг возьмет и примет к себе на постоянное проживание в спецклиниках из России всех больных пока еще неизлечимым детским церебральным параличом? Может, так и было бы лучше, если сами еще не справляемся? Американская сказочка для избранных — ничего более. Остальным откажут грубо прямо в посольстве.
Замечу, что большинство героев книги — и нянечки, и педагоги, и врачи — как правило, самые положительные персонажи, делающие всё необходимое для жизни ребенка. Да и детские дома попадались Роману Гальего одни из лучших. Страх за их жизнь приходит дальше, к концу пребывания в детдоме.
Русский испанец написал блистательный автобиографический роман, столь необходимый сегодня всем русским: "Человеку очень часто надо было быть сильным. И добрым. Позволить себе быть добрым может не каждый... Быть человеком трудно, очень трудно, но вполне возможно... Я в это верю".
Я тоже верю. Верю, что русский испанец Роман Давид Гонсалес Гальего напишет еще не одну сильную русскую книгу. Нам нужны такие сильные и добрые люди.
Владимир Бондаренко
1.0x