Авторский блог Редакция Завтра 00:00 21 января 2004

МОЛЕКУЛА


04(531)
Date: 21-01-2004
МОЛЕКУЛА
11-12 января в Берлине произошло событие, которое в ближайшем будущем непременно скорректирует политический расклад в Европе. Оно не было удостоено внимания российских СМИ, но значимость его для России огромна. В немецкой столице состоялся конгресс, на котором 11 коммунистических и социалистических партий Европы приняли принципиальное решение — создать общеевропейскую Партию левых.
Объединиться решили коммунисты из Франции, Италии, Австрии, Словакии, Богемии и Моравии, а также переименовавшиеся в социалистов товарищи из Германии, Чехии, Греции, Испании, Люксембурга и Эстонии. Очевидно, вскоре к ним примкнут сильные скандинавские левые и, по всей вероятности, целое созвездие социалистов из Восточной Европы. Конечно, пока это лишь "договор о намерениях", но уже на апрель этого года намечен объединительный съезд, который, без сомнения, даст начало новой, невиданной политической комбинации, которая охватит практически всю континентальную Европу и заставит вспомнить о "призраке коммунизма" и новом Интернационале.
Главной целью объединенных левых, как и во все времена, станет приход к власти: для начала коммунисты намерены всерьез бороться за места в Европарламенте. Формально левые не успевают выйти единым блоком на ближайшие выборы, которые состоятся в июне, однако ничто не мешает им избираться в рамках нынешних национальных партий, одновременно рекламируя новый общеевропейский союз красных.
Лидеры левых — а имена немцев Г. Гизи и Л. Биски, итальянца Ф. Бертинотти и испанца П. Марсета, без сомнения, через пару лет будут известны не хуже какого-нибудь Романо Проди — уже озвучили главные идеи, с которыми европейские коммунисты пойдут на нынешние выборы. Это резкое неприятие роста военных расходов Европы, в частности, на создание общеевропейских сил быстрого реагирования и американскую войну в Ираке. Это борьба против нарастающей в Европе социальной несправедливости. Стратегическим же врагом новых левых объявлен неолиберализм, набирающий обороты в европейской экономике.
Кульминацией конгресса стала демонстрация в центре Восточного Берлина — 80 тысяч человек во главе с европейскими коммунистическими лидерами пришли на кладбище Фридрихсфельде, чтобы возложить цветы к могилам Карла Либкнехта и Розы Люксембург, чью память берлинцы до сих пор ежегодно отмечают в середине января. Причем большинство из этих десятков тысяч человек составляли вовсе не восточногерманские пенсионеры, как многим хотелось бы думать, и даже не беспризорные антиглобалисты, а берлинские студенты, организовавшие затем еще одно шествие — по бывшей улице Сталина и с портретами Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина же — под лозунгом "Деньги — на образование, не на оружие!"
Происшедшее в Берлине подталкивает к размышлениям.
Прежде всего наиболее удивительным является сам факт того, что европейские коммунисты сохранились "как вид". Мы слишком много говорили о том, как тяжело пришлось нашим российским левым за последние страшные двенадцать лет, и забыли о "тех, кого когда-то приручили". Им-то пришлось значительно хуже, по всем соображениям: финансовым, юридическим, идеологическим. В конце концов беспредел ельцинской России, как мог, подпитывал протестные настроения граждан, на которых, как на дрожжах, рос рейтинг КПРФ. В Европе же все развивалось противоположным образом, и европейские коммунисты изменились — но не исчезли.
Более того, мы видим с их стороны свежую инициативу с объединением, совершенно в духе времени. Общеевропейская партия — это здорово! По эту сторону границы Советского Союза все грустнее. Стоит только гадать, каких трудов будет стоить объединить левых хотя бы в одной России, не говоря уже про СНГ.
При этом в Европе объединяются вовсе не партии-карлики, за которыми в базарный день выйдет десять человек, да и те — родственники. За ними в одном Берлине пошли 80 тысяч человек, из которых половина — студенты, хмурым зимним утром шедшие по столице сильнейшего государства Европы, чтобы поклониться праху людей, убитых 85 лет назад. Не профсоюзная забастовка ради зарплаты и не актуальная демонстрация против сегодняшней войны, а лишь дань уважения лидерам исчезнувших времен — и столько людей! Это сильно. Страшно даже представить, сколько людей придет, к примеру, к мемориалу защитников Дома Советов году в 2078-м — если таковой мемориал вообще будет существовать.
Все это прекрасно опровергает устоявшееся в либеральных кругах мнение, будто "коммунизм в мире повсеместно исчез, на время законсервировавшись лишь в Китае, да обретя атавистические формы на Кубе да в Северной Корее". Оказывается, коммунистические идеи социальной справедливости и разумного построения общества, вполне приспособившись к новому политическому климату, потихоньку прорастают даже в сытой Европе. Видимо, не забьешь их ни "либеральными ценностями", ни "управляемой демократией". Не удивимся, если и на Марсе, открыв наличие воды, марсоход "Спирит" вдруг и там обнаружит "красный ген".
Какой из этого мы видим прок для России? "Не надо отчаиваться" — вот какой. Проигранные выборы — ничто по сравнению с крушением государств и всей мировой политической системы, после которых, как оказывается, все равно выживают. Значит, скукситься после 14 марта, раствориться среди социал-демократий, растерять идеалы борьбы нам попросту невозможно.
Денис Тукмаков
1.0x