Авторский блог Редакция Завтра
00:00
7 января 2004
МЫТАРИ И ДРУГИЕ
МЫТАРИ И ДРУГИЕ
По-украински таможня — "мытныця". Для таможен украинско-российской границы следовало бы вернуть древнерусское наименование своего учреждения, чтобы гражданам было ясно: в мытныце (митнице) их будут мытарить (а не мыть) российские и украинские мытари.
В телепередаче 2 июля прошла прелюбопытнейшая информация.
"Чтобы в Крым приезжали охотнее и обычные россияне, украинские пограничники решили не только ввести на период отпусков правило "зеленого коридора". Теперь документы проверяют прямо на пароме, который курсирует между Керчью и Кубанью. Сегодня пересечь границу на пароме можно, не выходя из машины". В доказательство приводятся слова двух генералов. Начальник Керченской таможни государственный советник таможенной службы 3 ранга Владимир Крамаренко: "Это европейский стиль работы пунктов пропусков... Времени (пока машина на пароме) вполне достаточно, чтобы выполнить те или иные формальности и выявить признаки контрабанды". А командующий Азово-Черноморской погрангруппой генерал-лейтенант Виктор Назаренко обещает: "На пароме мы планируем размещение пограничного и таможенного наряда, который за 30-40 минут завершит все операции, положенные по нашей службе" ("Подробности", Интер, 2.07.03). Как говорится, "Свежо предание — да верится с трудом"
Уже через три недели после интервью телеканалу "Интер" начальник Керченской таможни Крамаренко Владимир Михайлович опроверг всё, что говорилось в телепередаче "Подробности": "На сегодняшний день на пароме таможенники не работают, так как это противоречит действующему законодательству Украины".
А вот пограничники на пароме начали работать! По крайней мере, 14 июля, когда я совершил на нем рейс на российскую сторону и обратно, пограничник помогал пассажирам-россиянам прямо на пароме в заполнении миграционных карт. Получается (по Крамаренко), что пограничники нарушают законодательство Украины? Нет, конечно. Просто начальник погранпоста в Керчи капитан Коляда Валерий Витальевич решил хоть как-то облегчить мытарства людей, до которых генералу от таможни дела нет. Видно, сердце у него еще не очерствело, но ведь он еще и не генерал...
Тогда же, 14 июля, пенсионеры везли на стареньком "Жигуленке" больного сына, инвалида 1-й группы на лечение в Крымск. Везли из Бахчисарайского района, проделав большую часть пути, но в лице Керченской таможни встретили непреодолимое препятствие. Откуда им было знать в своем селе, что со старым техпаспортом (советского образца) их автомашину не пропустят наши таможенники. Женщина в вестибюле уверяла, что никакие просьбы стариков не помогут. "Даже на похороны не пропускают со старым техпаспортом",— сказала она. Я всё же посоветовал старикам обратиться к начальнику таможенного пункта пропуска, а сам ушел на паромную переправу. Когда я вернулся, стариков уже не было, а радостная женщина сказала мне: "Вы знаете, невероятно, но стариков-то с больным сыном пропустили! Вот что значит, когда пресса народным бедствием интересуется". Видно, женщина ошиблась, так как на пароме машины стариков я не заметил.
Генерал от таможни послаблений по отношению к больным и старым он не признает: "Если таможенник пропустил машину со старым техпаспортом, то за это таможенника нужно увольнять с работы". Да и, как выяснилось в дальнейшем, начальства своего таможенники боятся больше, чем любой прессы.
Им запрещено давать интервью, под которым понимается любая информация представителю прессы. Впрочем, это касается и пограничников тоже: начальник погранпоста "Порт-Кавказ" майор Шубин с вопросами посоветовал обращаться в Армавир в управление Федеральной погранслужбы (ФПС), а начальник Керченского погранпоста капитан Коляда сослался на запрещение Симферополя. Ведь любое неосторожное слово может быть вышестоящим начальством истолковано, как не подлежащее разглашению. За это могут и наказать — вплоть до увольнения со службы. Поэтому, когда капитан Коляда согласился со мной, что в Керчи, имеющей исторические, экономические и родственные связи с Таманью, "граница прошла по живому", он тут же добавил: "Но мы — государевы люди, и служим там, куда нас пошлют". А начальнику пункта пропуска "Порт-Крым", советнику таможенной службы 3 ранга Пухову В.И. пришлось писать объяснительную записку на имя начальника Керченской таможни из-за того, что, желая подчеркнуть усложнение работы таможенника сегодня по сравнению с советскими временами, он сказал: "Если раньше таможеннику достаточно было знать десяток документов, то теперь более тысячи". Ну, что здесь криминального? Ведь его начальник — генерал от таможни Крамаренко В.М. — называл еще большую цифру — 9,5 тысяч. Вероятно, криминал в том, что нельзя сравнивать те времена и нынешние. Ведь из сравнения логически вытекает, что раз руководящих документов в тысячу раз больше, то и мытарят сегодня в тысячу раз больше. И, главное, кого мытарят нынешние мытари? Не каких-нибудь англичан или французов (Боже упаси Европу трогать!), а своих же (их мытарить можно). В Керчи, например, почти у каждого в России родственники. Вот их и мытарят. Причем соревнуются российская и украинская сторона в том, кто больше у своего же брата вымытарит. Крамаренко считает, что перед поездкой за рубеж все должны изучать таможенные правила, но когда я предложил подготовить основные положения этих правил в виде краткой выписки, оказалось, что это не так просто сделать, тем более что все нужно переводить с украинского.
Вот, например, содержание некоторых статей таможенного кодекса Украины.
Статья 107. Воспрепятствие доступа таможеннику к осуществлению таможенного контроля предметов, которые находятся под таким контролем, наказывается наложением штрафа на граждан в размере до половины официально установленного на день нарушения таможенных правил минимального размера заработной платы.
Для пояснения того, как работает эта статья, приведу пример
Понедельник, 14 июпя, очередь машин у въезда в зону. В автомашине "Волга" за номером У602 НР (86) пенсионеры возвращающиеся из крымского Белогорска от родителей в Тюменскую область. Рассказывает Фая Казимовна о том, как их мытарили: "Велели всё вытащить, вытрясти все сумки. Меня завели в помещение, и женщина с таможни по телу прошлась чуть не до плавок. Вернулась к машине, а там… всё кувырком — и пледы, и подушечки.... Всё-таки с двумя внуками ехали. "Боковины открутите, сиденье подымите". Да мы, как купили эту машину, ни разу сиденье не подымали и ничего не откручивали. Ездим уже 7 лет, и каждый год — одно и то же. Ехали с Севера 4 дня с внуками, устали и мы, и дети, а тут так тормошат!".
Так вот, если бы Фая Казимовна, не дай Бог, возмутилась и воспрепятствовала свободному доступу таможенницы к своему телу, ей бы пришлось в соответствии со статьей 107 платить штраф. Если бы ее муж не открутил боковины своей машины или воспрепятствовал переворачиванию пледов и подушек, он тоже заплатил бы штраф.
Статья 108. Непредъявление таможенному органу Украины необходимых для осуществления таможенного контроля документов на транспортные средства независимо от подачи письменной декларации наказывается штрафом в размере до одного официально установленного на день нарушения таможенных правил минимального размера заработной платы.
Получается, что в соответствии с этой статьей стариков, везущих больного сына, за отсутствие нового техпаспорта на автомашину еще и оштрафовать могли
Непредъявление таможенному органу Украины необходимых для осуществления таможенного контроля документов на товары, валюту, ценности и другие предметы, независимо от подачи письменной декларации, наказывается штрафом до одного официально установленного на день нарушения таможенных правил минимального размера заработной платы.
Я пояснил для примера, как применяются украинскими мытарями только две статьи таможенного кодекса, но таких статей в этом документе 164. А всего почти 10 тысяч документов, поясняющих, как лучше чистить карманы россиян. Думаю, что у российской стороны документов по правилам зачистки карманов украинцев не меньше. Да, изъятые мытарями на границе России и Украины деньги идут в бюджеты этих государств, но не для благополучия и процветания народа, как заявил начальник Керченской таможни (см. интервью газете "БОСПОР" за 26 июня), а для благополучия и процветания преступных "элит", обогащающихся на нашем разделении.
Начальник же паромной переправы Каверниченко Николай Николаевич утверждает: "Если сравнить времена советские, когда не было границ и контроля, то объемы грузопассажирских перевозок упали в 5(!) раз". На мой вопрос о рентабельности работы переправы сегодня Каверниченко ответил: "Убыточная. В эквиваленте где-то 100 тысяч долларов убытка имеет предприятие по результатам работы за полугодие". Если в 2001-2002 годах как-то удавалось свести концы с концами за счет летних месяцев, то в этом году вряд ли удастся. Даже насчет дополнительных рейсов с 1 июля в дневные часы, которые проводились в предыдущие годы, ныне с представителями погранслужб договориться не удалось.
Очередной "ляп" генерал от таможни допустил, когда заявил, что на Средней косе, любимом ранее места отдыха керчан, может отдыхать или порыбачить любой, кто захочет. Так вот, никто, за исключением работников Керченского торгового порта, в эту погранзону не допускается. База отдыха на Средней косе у торгового порта единственная, да и то они ее боятся потерять, ведь Средняя коса — это искусственный остров. Взяли да и промыли для прохода на нерест рыбы канал, отсоединивший косу от Таманского берега, и получился остров. Вдруг да заявит Россия претензии на Среднюю косу — и не будет тогда у работников торгового порта вообще базы отдыха.
Что касается претензий Украины, то к празднику 12-летия независимости Украины от России (24 августа 2003 года) Верховна Рада утвердила слова гимна, из которых следует, что Украина претендует на чужие территории:
СТАНЕМ, БРАТТЯ, В БИЙ КРОВАВИЙ
ВИД СЯНУ ДО ДОНУ.
В РИДНИМ КРАЮ ПАНУВАТИ
НЕ ДАНО НИКОМУ...
Но Сан целиком протекает по территории Польши, а Дон — по территории 5 российских областей: Ростовской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой и Курской. Причем между Доном и Украиной расположены еще 4 российские области: Белгородская, Брянская, Орловская и Курская. Получается, что на большую часть европейской территории России претендуют украинские националисты! Мало им подаренного Россией Крыма, так их претензии простираются аж до Дона! Так что напрасно беспокоятся работники Керченского торгового порта: не будет Россия отнимать у Украины какой-то крохотный островок, того и гляди, что Украина у России Краснодарский край оттяпает, как часть территории, несправедливо отторгнутой от Средней косы. А пока ездят они туда по пропускам, как в погранзону. На верхней части пропуска в торговый порт надпись: "ДЕРЖАВНИЙ КОМИТЕТ В СПРАВАХ ОХОРОНИ ДЕРЖАВНОГО КОРДОНУ УКРАЙНИ". В нижней — подпись командира воинской части 2161, то есть сам торговый порт — тоже погранзона, в которой мытарят мытари и экипажи судов, стоящих под загрузкой, и грузоотправителей. Моему знакомому, работнику с межколхозного стеклокомбината, его предприятие задолжало более 5 тысяч гривен (85 тысяч рублей) зарплаты. А почему? Не может комбинат реализовать свою продукцию. И спрос в России на стеклотару есть, но пропадает желание у россиян ехать в Керчь после мытарств на таможне. Приезжали краснодарцы, простояли 3 дня и сказали: "Не дай Бог еще раз ехать через вашу таможню". Приезжали волгоградцы, простояли две недели (!) и сказали: "Проклятая таможня! Никогда больше не приедем!"
В городе-герое Керчи не работают предприятия, нет денег на ремонт водопровода и, как следствие, не поступает вода в квартиры, замерзают в плохо отапливаемых домах старики и дети, годами не выплачивают зарплату рабочим. Вот и покидает город молодежь, а Керчь по уровню смертности населения уверенно занимает первое место в Крыму. Главная причина в том, что Керчь стала тупиком из-за ненужных народу границ и таможен.
Пока я писал эти строки, до меня дошла весть: Керченскую таможню ликвидируют! Оставляют лишь таможенный пост. Но куда пойдут работать попавшие под сокращение люди в тупиковом городе? И куда девать только что построенный дворец для Керченской таможни? Уж лучше бы деньги, выделенные на строительство этого дворца, на ремонт окончательно прогнивших водоразводящих сетей города употребили... Ведь даже в центре вода поступает в краны лишь через день, а полгорода полностью обезвожены. Но, к сожалению, в Керчи деньги уходят то на цветную тротуарную плитку, то на ненужные и не приживающиеся в городе кипарисы, то на памятники никогда не бывавшим в Керчи поэтам (например, Тарасу Шевченко)… А на город неумолимо надвигается водная катастрофа, люди продают за гроши обесцененную недвижимость и уезжают, покидая свой родной город
Да, Керченскую таможню ликвидировали. Но что это даст Керчи и керчанам? Вот если бы и таможенный пост убрать, а лучше взять пример с Европы и вообще ликвидировать позорную границу между Россией и Украиной, то вновь ожил бы город, и нашлась бы работа для всех.
Поборы эти можно условно разделить на законные (в пользу государства) и незаконные (себе на карман), причем наличие первых в наших условиях неизбежно вызывает вторые. Есть разновидность поборов, собираемых государственными чиновниками по всей стране, но вызванных также наличием новоявленных границ. Это поборы, собираемые департаментом Гражданства, паспортной и иммиграционной работы. Кроме чиновников этого департамента существует целая чиновничья рать, опустошающая карманы своих сограждан и бывших сограждан за счет их разделения: банковские служащие, налоговики, нотариусы и т.д.
Приведу некоторые примеры. Допустим, что мать-россиянка привезла на школьные каникулы своего ребенка к бабушке-крымчанке, а забрать к началу учебного года по какой-то причине не может. Бабушка без доверенности от дочки отвезти родного внука обратно тоже не может: обвинят пограничники бабку в киднеппинге. Значит, нужно дочке отпрашиваться с работы, идти к нотариусу и платить деньги. Что это, как не специально запланированные поборы, ибо эта доверенность выдается только на три месяца. Прошли три месяца — плати снова. Нет чтобы в свидетельство о рождении ребенка внести его родных бабушек и дедушек и заверить это нотариально. Но этого не сделают, так как правящая "элита" России и Украины защищает интересы не своих граждан, а коррумпированных чиновников, обогащается на нашем разделении. Тех же, кто повезет своих внуков по неведению без доверенности, ждут крупные неприятности, ибо наплевать нашим государевым людям на неприятности бабушек и дедушек. Они лицемерно будут утверждать, что прежде чем ехать через границу, нужно было изучить правила проезда через нее. А у нас в русскоязычном Крыму этим бабушкам и дедушкам для изучения пограничных правил нужно сначала выучить украинский язык.
Или другой пример. Бабушка приехала из соседней Кубани в Керчь к детям и внукам, заболела и задержалась с отъездом. Продлить регистрацию в Грабительском департаменте по причине болезни тоже не смогла. Пограничники уверяют, что даже если срок действия выданной ими миграционной карты закончился, то они могут возвращающемуся в Россию гражданину лишь пальчиком погрозить. Но оказывается, всё не так просто. Бдительный помощник пограничников — прапорщик милиции — у входа в погранично-таможенный лабиринт на Керченской паромной переправе уже 7 лет выявляет нарушителей паспортного режима. И пусть в миграционных картах указано, что паспортный контроль в пограничной зоне осуществляют пограничники. Там, где пахнет большими штрафами (до 1700 гривен), желающие проконтролировать вашу законопослушность всегда найдутся.
1 июля 2003 года я приехал на паромную переправу с целью выявить мнение российских автотуристов о работе пограничных служб. Удивительно, но первая же беседа с ними выявила факт коррупции пограничных чиновников и утверждения их начальников о якобы бескорыстной работе своих подчиненных в течение трех последних лет, мягко говоря, не соответствуют истине. Для того и создали в этих структурах службу собственной безопасности, чтобы блокировать любую попытку "вынести сор из избы".
Вот, например, фрагмент из записанного на магнитофон интервью с семьей автотуристов Валихановых (6 человек), следовавших 1 июля через паромную переправу на Севастополь.
“А за что вы еще платили, кроме страховых сборов?” Валиханов Виталий Петрович: "50 рублей взяли". — “На той стороне (я думал, что рубли может брать только российская сторона)?” Все четверо взрослых в один голос: "Да, нет же, на этой!" — “Вот здесь, что ли, 50 рублей? За что?” Жена Виталия Петровича: "Не знаем, за что". Виталий Петрович: "Там печатку поставили на бумажке". Игорь (сын): "Это регистрационный талон на автомашину, который забирает пограничник после того, как ставит штамп". — “За штамп взяли 50 рублей? Но кто все-таки: пограничник или таможенник?” Игорь: "Это таможня уже. Самое главное, что мне тоже поставили печать и ничего не взяли, очевидно, потому, что отец проходил контроль по ускоренному "зеленому" коридору, а я по обычному. Да мелочи это всё!"
Игорь смеется, а я остаюсь в неведении, за что и кому заплатил Игорь эту мелочь — 50 российских рублей.
Как я затем выяснил, за прохождение контроля по "зеленому" коридору дополнительной платы не требуется. Стоит только проехать разок на пароме через Керченский пролив и опросить его пассажиров, как сразу становится ясно, что заверения государевых людей о непричастности их служб к пограничным и приграничным поборам далеки от действительности.
На паромной переправе я подходил ко многим российским автотуристам и убедился в том, что государевы люди — главные действующие лица творимого на Украине и в России беспредела по отношению к своим же соотечественникам. Причем не одни таможенники и пограничники виноваты в этом беспределе, свою лепту вносят также ветеринарные, экологические, санитарные и др. службы.
Вот что говорит начальник Керченской паромной переправы Каверниченко Н.Н.: "Если раньше кубанцы привозили в Керчь продукты питания с подворья, с приусадебного участка, начиная от клубники и заканчивая яблоками, то теперь этого не делается. Не делается потому, что все дополнительные расходы, связанные с экспертизой на качество продукции, не стоят того, чтобы привезти эту продукцию на рынок, продать и уехать обратно. Таким образом, эта часть населения перестала перемещаться с одного берега на другой". В результате поборы приграничных служб, выполняющих экспертизу, превратили сельскохозяйственный рынок в Керчи из самого дешевого в Крыму в самый дорогой, а, кроме того, паромная переправа из-за недогруженности несет убытки.
Добавлю, что не только частники, но и свыше 30 колхозов и совхозов Кубани перестали привозить свою продукцию в Керчь. Не могут реализовать свою продукцию в России и предприятия Керчи. Так кто же превратил город-герой Керчь с его 2600-летней историей из процветающего города в тупиковый и вымирающий город? Ответ ясен: те, кто отделил его от России этой нелепой границей.
Совершенно обнаглели приграничные страхователи. Вот что рассказал мне российский автотурист Чумичкин Александр Александрович о пересечении границы в районе Белгорода: "На границе российско-украинской — куча страховых компаний. Страховой агент вместе с автоинспектором останавливает машину. Автоинспектор забирает документы, несет страховать. Дважды с боем забирал документы, не стал страховать, потому что они страхуют все вплоть до пеленок. А на российской таможне просто не пропускают без печати страхователей. Прямо в будке таможенников сидит страховой агент, и таможенник заявляет: "Если не застрахуетесь, ставить штамп вам не буду". На российском берегу Керченского пролива орудует "Военно-страховая компания", базирующаяся в Новороссийске, с украинской стороны — акционерное товарищество "Саламандра" с резиденцией аж в Чернигове. За исключением "упрямого" Чумичкина, все автотуристы, опрошенные мной, прошли "добровольное" страхование.
Автотурист Титов Юрий Николаевич (автомашина Е 994СЕ 63 КПЗ) утверждал, что не успел он пересечь границу, как его остановили снова, думал автоинспекция, а оказалась "какая-то дорожная служба фонда, созданного при Державной Раде, которая придумала санитарно-техническую обработку машин ядохимикатами. Представитель этой службы с жезлом автоинспектора заявил: "Чтобы я не брызгал вашу автомашину ядохимикатами (вонять очень долго будет), дайте 30 гривен и езжайте дальше". Пришлось дать".
А вот в Керчи именно автоинспекторы останавливают машины уже через 300 метров от зоны погранично-таможенного контроля. При этом игнорируется постановление Верховной Рады АРК №434-3-03 от 19 марта 2003 года, запрещающее работу автоинспекции вблизи границы.
Пост державной автоинспекции (ДАЙ) у паромной переправы два года назад был ликвидирован перед приездом на паромную переправу мэра Москвы Лужкова решением представителя президента Украины в Крыму Куницына, как дублирующий действия пограничных служб. На внушительном здании бывшего поста ныне висит табличка "Опорный пункт милиции". В мае, когда в Керчи шла подготовка к проводимому службами безопасности Украины и России учению "Антитеррор—2003", они под предлогом борьбы с "террористами" вновь развернули свою деятельность, как в старые добрые для них времена. Проверяли всё: потрошили багажники, сумки, искали оружие, наркотики... Учения "Антитеррор-2003" закончились, но автоинспекторы у переправы остались. Нашли другой предлог. Начальник ДАЙ города Керчи заявил, что автоинспекторы у опорного пункта милиции теперь лишь помогают налоговикам собирать курортные сборы. Действительно, всех водителей остановленных машин они направляют в помещение опорного пункта к женщине, собирающей с каждого въезжающего в Крым автотуриста по 10 гривен. Она выдает талон, который водитель должен прикрепить на лобовое стекло машины. Но перед этим автоинспектор проверяет документы водителя, сличает номера двигателя и рамы с данными техпаспорта, что уже только что делали на таможне. При мне багажники не открывали, вещи не проверяли. Но вот, проезжая мимо поста ДАЙ (или ОПМ, непонятно, как теперь его называть) на рейсовом автобусе №18, я заметил, что уже останавливают и грузовые машины, а у легковых машин открывают багажники. Заметили это и пассажиры автобуса. "Опять доят", — сказал один из них... Оправдывается пословица: "Пусти козла в огород..." и под видом помощи налоговикам снова разворачивается пост ДАЙ. Почему-то приграничные "помощники" не думают о том, какое ощущение бывает у водителей автомашин и их пассажиров, когда, вырвавшись из погранично-таможенной зоны, они тут же попадают в другую зону, организованную этими "помощниками". Причем ссылки на помощь налоговикам явно несостоятельны. На пароме миграционные карты выдает и даже заполняет их представительница фирмы в отведенном ей для этого помещении. Что, трудно посадить туда еще и собирательницу курортных сборов? Конечно, нет, но тогда не будет предлога, чтобы причаститься к "золотому тельцу" российско-украинской границе.
Валерий ПОЗДНЯКОВ
1.0x