Авторский блог Максим Калашников 03:00 31 декабря 2003

ПРОЕКТЫ НА XXI ВЕК


01(528)
Date: 01-01-2004
Author: Максим КАЛАШНИКОВ
ПРОЕКТЫ НА XXI ВЕК
Оговорюсь сразу: эта статья представляет собой отрывок из новой книги "Россия, 2017-й". И, как ее автор, замечу: наивно ожидать осуществления этих планов нынешней властью. Но мы ищем стратегию чудесного, молниеносного возрождения страны. И находим ее в прекрасном мобилизационном проекте: трассах струнного транспорта…
Судьба сложилась так, что мы близко сошлись с одним из персонажей книги "Оседлай молнию!", Сергеем Сибиряковым. Тем самым предпринимателем в области прорывных технологий, кандидатом экономических наук, бывшим начальником департамента Министерства региональной политики, бывшим генералом Налоговой полиции. Полуазиатского вида парнем, бойцом и парашютистом, 1970 года рождения…
БУДУЩЕЕ НА СТРУНАХ
Сергей Сибиряков — из породы энергичных новых людей, которые говорят: Россия не должна тупо догонять мировых лидеров, ушедших в отрыв. "Всё равно не догоним. Нет — нужен прыжок, который сразу же выведет нас в голову мировой гонки. Нужно смело развивать технологии будущего, не смущаясь тем, что их еще нет нигде в мире". Это — стратегия молниеносного чуда, опережающей модернизации.
— Надо использовать то, что считалось нашим проклятием — необъятные просторы родной страны и ее роль "мирового холодильника". Я не шучу! К этому выводу нас подтолкнуло изучение развития технологий, науки и вообще мировых тенденций,— рубит рукой воздух Сергей.— Какова сегодня главная проблема планеты? Транспорт, коммуникации! Европейский и азиатский рынок заперты. Грузы из Америки в Европу вынуждены тащиться морским путем 20-30 дней, а уж о связи между Европой и Азией и говорить не приходится. Конечно, корабли — самый дешевый вид перевозки, но их медлительность означает замораживание громадных средств, снижение скорости бизнеса. Авиация заменить судоходство не в состоянии: слишком дорого. Железнодорожный транспорт? Тоже не тянет. Например, железные дороги России не рассчитаны на большие скорости, а уж об их состоянии и уровне нашего сервиса и говорить не приходится. Давно говорят о необходимости трассы "Лондон-Токио" через наши просторы. Но строить железные дороги севернее Байкала практически невозможно: вечная мерзлота, снежные заносы, "плывущие" грунты. Северный морской путь? Тяжел и медлен. Автомобиль- ная дорога с мостом через Берингов пролив? Утопия. Огромные затраты.
И, тем не менее, именно Россия, лежа между Европой, Америкой и Азией, может стать транспортным мостом планеты.
— И ты хочешь сказать, что для этого есть транспортная технология?
— Конечно. Именно мы, русские обладаем совершенно реальной, и при этом почти фантастической технологией, которой нет ни у кого в мире — струнным транспортом Анатолия Юницкого. Да ты же сам писал о ней в "Оседлай молнию!". Он уже испытан в подмосковных Озерах и доведен до стадии промышленного внедрения. Если говорить вкратце, то это — дорога на "струнах", туго натянутых попарно тросах, и тросы эти через большие промежутки опираются на прочные мачты, и по этим струнам несутся обтекаемые автолеты — со скоростями в 300-500 км/час. При этом километр такой дороги вдвое дешевле километра обычной "железки" с ее черепашьими темпами. При этом струнные дороги дешевы, экономичны, безопасны и экологически чисты. И тянуть их можно хоть через тундру с ее вечной мерзлотой, хоть через тайгу, хоть через горы и пустыни, причем в рекордные сроки. Самое же привлекательное в этой системе — то, что ее можно делать из уже созданных в России элементов, на уже имеющихся заводах и фабриках. Прелесть системы в том и состоит, что она складывается из давно отлаженных и освоенных в производстве частей, которые в сумме создают нечто невиданное и качественно новое.
Этими трассами можно пронизать все пространство страны, открыв для освоения до сих пор непроходимый Север, протянув "струны" на юг, запад и восток. То есть мы способны очень дешево связать Лондон с Токио и Нью-Йорком, Центральную Европу — с Юго-Восточной Азией и Индией. При этом грузы могут перебрасываться по этим трассам за часы, в десятки раз быстрее, чем по морю, автомобилями или кораблями. Это же мечта: попасть из Нью-Йорка в Лондон за 18 часов с ценой переброски меньше ста долларов за тонну груза! Стандартный 20-футовый контейнер обойдется в полторы тысячи долларов.
Мы в прямом смысле сжимаем мир, отмыкаем ранее запертые рынки. А что это значит для России? Огромные доходы от транзита грузов — это раз. Загрузку нашей вроде бы неконкурентоспособной промышленности — два. Ведь мы получаем уникальный шанс — на десятки лет загрузить заказами давно построенные предприятия с уже имеющимся оборудованием: металлургические, бетонные, автомобильные и авиационные. Мы, не переучивая рабочих и используя уже подготовленные кадры, даем им достойные заработки надолго. Нужно устроить военных из расформируемых частей или шахтеров с закрывающихся шахт? Вот, пожалуйста. Снимается проблема для производителей металла и бетона. С крушением СССР они лишились спроса внутри страны, а на внешний рынок их пускают с боем, карают по правилам ВТО. А тут им открывается огромное поле заказов! Сами автолеты для движения по струнным дорогам наша индустрия может производить хоть миллионами штук, потому что технические требования к ним намного ниже, нежели к современным автомобилям. Они очень просты в изготовлении, а мы до сих пор делаем МиГи и Су. Тут всего-то и есть, что аэродинамичный кузов на автомобильной подвеске с дизелем или электромотором. И тогда огромные расстояния страны превращаются во благо, в источник прибылей. Вместо того, чтобы распасться, Россия стремительно стартует в будущее, предложив миру невиданную услугу и превращаясь в глобальный транспортный узел. И это наше место в мировой экономике не сможет занять никто. И эта монополия нам обеспечена на десятки лет, если не на век! Один транзит грузов между Азией, Европой и Америкой станет для России золотой жилой.
Развивая сеть необычного транспорта, мы связываем земли не только РФ, но и бывшего СССР взаимной выгодой. Наш бюджет растет, как на дрожжах, решая сразу много проблем — социальных, научных и военных. Сетка новых трасс ляжет на громадные тундровые просторы Сибири, открывая их для освоения. Доступными станут те земли, где сегодня можно передвигаться лишь по "зимникам" или на вертолетах. "Обмен веществ" в экономике резко ускорится.
ЛЕД ЦЕННЕЕ НЕФТИ
Но это только одна часть будущего прорыва. Есть и другая: молниеносный транспорт позволяет России выйти на мировой рынок с совершенно новыми товарами.
Например, мир сегодня страдает от нехватки чистой питьевой воды. Затраты иностранцев на добычу и доставку тонны чистой воды в два-три раза превышают затраты на тонну нефти. Если человечество потребляет 2 миллиарда тонн нефтепродуктов в год, то пресной воды — впятеро больше. С каждым годом люди готовы платить за это нехитрое вещество всё больше, ибо экологическая обстановка ухудшается. У трети населения Земли сейчас нет доступа к чистой, здоровой воде. Они вынуждены пить либо грязную воду, либо очищенную и искусственно минерализованную. Та же Саудовская Аравия, получая миллиарды долларов со всего мира за свою нефть, готова платить огромные деньги за чистую воду.
— Однако именно Россия обладает 80% мировых запасов пресной воды, которые возобновляются и которые можно поставлять на мировой рынок. Один Байкал чего стоит!— выстраивает свои доводы Сергей.— Просто пока у нас нет видов транспорта, способных быстро и с разумными затратами поставлять этот своеобразный товар на мировой рынок. Но появление струнных трасс решает эту проблему раз и навсегда. Вы представьте себе магистраль, которая связывает Японию и Британию, проходя чуть севернее нынешнего БАМа. Попутно с перевозкой грузов и пассажиров мы можем возить и свою воду. "Струны" Юницкого откроют нам огромный, неистощимый рынок, и миллиарды мы сможем зарабатывать только на воде.
А в каком виде вода пребывает в России? Да в основном замерзшей, в виде льда. Вот вам еще бизнес — поставлять воду в ледяных брикетах. Зачем? Да для того, чтобы снабжать остальной мир холодом. Сегодня тонна чистого пресного льда на мировом рынке стоит 7 тысяч долларов — против тысячи долларов за тонну 98-го бензина. Одним махом мы снабжаем мир и конденсированным холодом, и пресной водой. Тем самым мы просто разрываем климатическую "петлю Паршева". Что раньше считалось каторгой — снег в Сибири убирать? Так вот — это станет весьма прибыльным занятием. И опять никто не сможет заменить Россию на этом рынке экологически чистых холода и воды. Мы получим совсем иную экономику, и на порядок большие доходы, чем сегодня.
Ничего несбыточного в этих планах нет. В США за 1870-1880 годы было построено 117 тысяч километров железных дорог — куда более дорогих, чем наши "струны", только с помощью кирок, тачек и лопат. Неужели построить 18 тысяч километров трассы Юницкого между Японией и Англией будет труднее?
КОСТЯК НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Строительство струнных дорог необходимо сделать приоритетом. Дешевые и быстрые струнные трассы становятся костяком совершенной новой цивилизации. И здесь Россия способна опередить Запад на целую эпоху!
Представьте себе: теперь вы можете жить за полтысячи километров от места своей работы, в густом лесу, на свежем воздухе — и каждый день спокойно добираться до своего завода или офиса на автолете, как на метро, не обладая американской зарплатой. Исчезают чудовищно скученные, нездоровые города. Заводы можно смело выносить на отшиб: никаких транспортных пробок это не создаст. Вы хотите купить дачу за тысячу километров от своего дома? Нет проблем!
Съездить на выходные к морю? Пара пустяков. Себестоимость проезда одного пассажира по магистрали "Москва-Сочи" составит всего 10 долларов. И можно ехать на автолете, лежа в джакузи, любуясь прекрасными видами с высоты в 25 метров над землей. И в итоге еще вчера бедные жители России становятся богатыми. Они получают такие возможности, которые не всякому миллионеру по плечу.
— Давайте представим себе зимний вечер в будущей России. Я — хозяин дома, вы — мой гость из прошлого (2003 года), — увлеченно рассказывает Сергей. — Итак, мы с вами сидим в гостиной моего трехэтажного шалё где-нибудь на Валдае. За двойными рамами — мороз, но в камине холла весело трещат дрова, отблески пламени играют на мебели, на модели парусника, на ружье, которое висит на стене. Пахнет сосной. На дубовом столе мерцает дисплей компьютера, соединенного с глобальной сетью. Тихо шумит кондиционер.
Я — совсем не "новый русский" и не толстосум. Я работаю простым инженером на московском заводе или где-нибудь в столичной фирме. Просто в километре от моего дома проходит струнная трасса, и я, дойдя до станции, за какой-то час добираюсь из валдайского леса в центр мегаполиса или до проходной завода. А на выходные вот так же легко еду к южному морю. Моя страна огромна, у нас, в отличие от США или Европы, есть огромные пространства с нетронутой природой, и здесь можно жить, оставаясь здоровыми и сильными.
Дом обошелся мне очень недорого — всего за 7,5 тысячи долларов, по цене нового автомобиля. Трехэтажное чудо с джакузи, с гаражом внизу, островерхой крышей — общей площадью в 150 квадратных метров. Он дешев, потому что не нуждается в фундаменте. И теперь я живу в экологически чистом лесу, я здоров и бодр, я полон достоинства и способен защищать Родину, которая обеспечила мне такую жизнь. Я — русский гражданин, а не спившийся, зачахший в бетонных джунглях "электорат", вынужденный жить в многоэтажных коробках с вонючими подъездами и испоганенными лифтами. Плевать мне на США и небоскребы Манхэттена.
Камин — это для красоты. На самом деле у меня есть автономная система энергообеспечения, которая делает меня полностью независимым от монстров вроде РАО "ЕЭС". Плевать мне на них и на Чубайса с высокой колокольни! Я не завишу и от канализационно-водопроводных чудищ: у меня в доме стоит сверхсовременная система очистки воды и жизнеобеспечения. Установки Фисенко (фисоники) дают мне весьма экономичное отопление и горячую воду. А компьютер-мультимедиацентр обеспечивает мне связь со всем миром…
Фантастика? Ничего подобного. Всё это можно создать уже сегодня. Всё это уже есть.
Представьте себе дом "Сибиряк-2", который прибывает в разобранном виде в обычном железнодорожном контейнере. У него нет фундамента — потому что он стоит на регулируемой стальной раме, а сам контейнер превращается в гараж или кладовую. Бригада из шести-семи рабочих с автокраном собирает его за два неполных дня из готовых элементов — "слоеных" панелей с теплоизоляцией. Получается дом, который словно сошел с картинок из Швейцарии. У нас уже есть производство подобных домов. Поставь его на поток — и стоимость квадратного метра упадет до 50 долларов. Это уже подсчитано. Мы можем всю Россию своими шалё застроить, сделав ее трехэтажной.
Поэтому я говорю: жилищная проблема в стране яйца выеденного не стоит, и сдерживает этот жилищный бум только одно: сопротивление консервативных чиновников и воротил старого строительного бизнеса.
Есть и аппараты-экономайзеры Фисенко, которые могут сбить цену на тепло и энергию до смешных пределов. Они уже опробованы на серьезных объектах. А что это значит? Да самый настоящий экономический взлет, расцвет производства! Мы ведем работы и над установкой Василия Шабетника. Еретическая с точки зрения официальной науки, она сможет улавливать энергию из окружающего пространства и давать электричество как бы из ничего, не сжигая ни грамма топлива! Много энергии за копейки — это же полная победа над климатом, над "законом Паршева", это мощнейший толчок нашей конкурентоспособности! И эти установки бестопливной энергетики будут очень дешевы.
Одни фисоники снимут с наших заводов многомиллиардные платежи за лишние киловатт-часы и калории. Установленные (при помощи политической воли) на старых электростанциях РАО "ЕЭС", они снизят расход топлива на них на 20-40%. А это — падение тарифов, рост настоящего производства, высвобождение денег на науку и новые модели техники, укрепление обороноспособности. Если же в жизнь войдут установки, скажем, Шабетника, то отпадет надобность в громоздком и прожорливом топливно-энергетическом комплексе, и в стране начнут развиваться отрасли завтрашнего дня: аэрокосмическая, мехатроника, микромеханика, информационные и биологические технологии, высокие гуманитарные технологии.
Мы получим экономику знаний, интеллекта и "золотых рук". Чтобы не разориться, вчерашние "короли" нефти и газа будут вынуждены ввозить в Россию спрятанные за границей миллиарды долларов и строить здесь заводы по переработке нефти в архисовременные полимеры, в материалы будущего. Если же мы внедрим способ получения сверхчистого алюминия доменным путем, то, покончив с засильем грязной и энергопрожорливой алюминиевой группировки, завалим страну отличным "крылатым металлом". Делай на здоровье самолеты и космическую технику…
Вот вам — реальный способ не просто удвоить, а учетверить ВВП в самые рекордные сроки. С совсем не безумными затратами мы просто-напросто создаем новейшую Россию — успешную, динамичную, богатую. Дело — только за волей для воплощения подобной программы…
1.0x