Авторский блог Владимир Винников 00:00 23 декабря 2003

“АРКАНЫ ТАРО” НА ЗЕЛЕНОМ ПОЛЕ


52(527)
Date: 23-12-2003
Author: Владимир Винников
“АРКАНЫ ТАРО” НА ЗЕЛЕНОМ ПОЛЕ
Современный миф о футболе гласит, что это — уникальное и позитивное социальное явление, способное объединить и сплотить как отдельные нации, так и человечество в целом. Лозунг основателя международного олимпийского движения барона Пьера де Кубертена "О, спорт! Ты — мир!" как нельзя более приложим именно к футболу, который сегодня справедливо называется "спортом номер один" во всем мире.
Каждый футбольный матч собирает десятки тысяч болельщиков, а телевидение делает его достоянием миллионов, если не миллиардов зрителей. Степень "боления" порой достигает религиозного накала, и в этом отношении даже "фан-клубы" таких команд, как "Манчестер Юнайтед" и "Реал", блекнут по сравнению с "церковью Диего Марадоны" или африканской (афроамериканской) практикой, где колдун является такой же штатной единицей команды, как тренер или вратарь, а без совершения им определенного ритуала (порой — с кровавыми жертвоприношениями животных) ни один футболист просто не осмеливается выйти на поле.
Дикость — скажете вы. И будете правы. Но футболисты, как известно, народ в высшей степени суеверный: хоть в Африке, хоть в Америке, хоть в Европе, хоть в России. Пример питерского "Зенита", перед матчем первенства 2003 года в Казани с местным "Рубином" пригласившего православного священника освятить гостевую раздевалку и одержавшим единственную в сезоне гостевую победу в столице Татарстана, возможно, заставит задуматься даже самых закоренелых скептиков, видящих в футболе "только игру и ничего более".
Может быть, когда речь идет о "ребятах с нашего двора", набирающих в беготне вокруг мяча физические и командные (общинные) кондиции, подобное суждение и не противоречит истине, но когда на зеленое поле в официальном матче выходят клубные или национальные команды — футбол как игра явно отступает на второй и даже третий план, становясь даже не бизнесом, а своего рода магическим ритуалом, в котором в равной степени участвуют и игроки, и зрители.
Всякий, кто хоть раз побывал на клокочущих энергиями "боления" футбольных трибунах, не будет оспаривать факт приобщения зрителей, буквально в едином порыве вскакивающих на ноги при виде забитого "своими" гола или в ходе пускаемой по периметру стадиона "волны", к определенным сверхъестественного качества силовым структурам,— приобщения, пусть даже бессознательного, но тем более мощного и захватывающего.
Магическая символика футбола, как и всякой игры с мячом, на внешнем уровне своем достаточно проста и доступна для понимания даже не слишком образованного человека. Забитый гол почти открыто воспринимается как аналог завершенного полового акта, что проявляется в лексике и жестах самих футболистов. Получившие широчайшую популярность слова игрока сборной Вадима Евсеева после "стыкового" матча с Уэльсом: "Х.. вам! Х..! Понятно?!"— свидетельствуют об этом с полной определенностью.
Более того, некоторые комментаторы поспешили признать их выражением ни много ни мало — "национальной идеи России". Отсюда понятно, на каком уровне футбол способен выполнять приписываемую ему "объединительную функцию" — на уровне "Хлеба и зрелищ!", не более и не выше того.
Характерно, что практически все выдающиеся футболисты вышли из пролетарских, неимущих слоев общества, и футбол рассматривается ими прежде всего как способ продвинуться вверх по существующей социальной лестнице. Психология профессионального футболиста сегодня лишена каких-либо иных стимулов, кроме материальных. "Меня продали", "За меня заплатили",— в лексиконе футбольных "звезд" эти выражения звучат так же часто и так же "естественно", как в устах, например, проституток или, если обращаться к опыту Древнего Рима, рабов-гладиаторов.
Между тем первые зафикисированные историей свидетельства об игре в мяч (у индейцев Мезоамерики) говорят о ней именно как о священном ритуале, по окончании которого лучший игрок, победитель, приносился в жертву — и каждый участник игры тем не менее стремился к этому, чтобы ценой собственной жизни укрепить мировой порядок.
Сегодня же футбольные команды, как клубные, так и национальные,— всё больше напоминают пресловутую "вселенскую смазь", не имеющую отношения ни к укреплению миропорядка, ни даже к месту и к этносу, которые они вроде бы призваны представлять по названию своему. В этой связи весьма характерны принципы наименования команд, сохранившиеся в отечественном футболе еще с советского времени: все эти "торпедо", "динамо", "спартаки", "шинники", "роторы", "пахтакоры" и "крылья советов". Ни одна из этих команд не связана своим названием с местом происхождения, как, например, связаны "Бавария", "Манчестер Юнайтед" или "Милан". Тем более, их названия не символизируют собой никакой доминирующей над "гением места" идеи — такой, которая присутствует в определении мадридского "Реала" ("королевский клуб") или миланского "Интера" (клуб бедноты, противостоящий "богатеям" из "Милана"). Идея, "зашифрованная", например, в названии ЦСКА, остается никому не понятна — и клуб, выигравший российский чемпионат, оказывается способен уступить полупрофессиональным клубам из Македонии и Норвегии. "Локомотив", тоже "профессионально-техническое" имя клуба, в последнее время приобрел идею "локо" (безумия, даже священного безумия), однако это "наведенная радиация" смысла, которая по определению недолговечна и несвойственна русскому языку.
Впрочем, российские клубы, носящие географически "привязанные" названия (такие, как "Ростов", "Кубань" или "Воронеж"), никогда не были на первых ролях в отечественном футболе. Что, возможно, является свидетельством внутреннего неприятия этой игры самой русской землей и русским народом даже в нынешнем униженном и разрушенном их состоянии.
И это обстоятельство тонким образом открывает в футбольном действе второй слой его символики. Две команды по 11 игроков в каждой — это вовсе не случайность, равно как и "шотландское" происхождение футбола. Как известно, основой шотландского ритуала масонства является силовая система "арканов Таро", включающая в себя ровным счетом 22 состояния. С этой точки зрения двоичное, линейно-оппозиционное деление данной системы, реализованное на футбольном поле, и движение мяча между игроками выступает как своего рода ритуальная масонская (деградационная) силовая инициация, вынесенная из ложи на зеленое поле стадиона. Аналогом той же системы, только на более высоком, интеллектуальном уровне, является ряд карточных игр.
Продолжающийся рост популярности футбола, его проникновение во всё новые сферы общественной жизни (например, информация о том, что папа римский Иоанн Павел II, в миру — Кароль Войтыла, играл в футбол) также свидетельствует в пользу данной гипотезы. В данной связи покупка Р.Абрамовичем клуба "Челси" и неудавшиеся попытки таких "монстров" как П.Бородин и В.Потанин "встать у руля" российского футбола выглядят именно знаками отношения к этим фигурам со стороны некой наднациональной системы управления этой игрой и всем, что с ней связано.
Здесь нет ни места, ни времени, ни смысла углубляться в дальнейшие системные подробности футбола как инициатического ритуала. Для "рядового" болельщика, скорее всего, важно лишь то обстоятельство, что чемпионом мира в нынешней "игре миллионов" сборная России может стать, только собрав в своих рядах исключительно выходцев из Бразилии, Африки и, возможно, Китая,— иначе наши святые не позволят. Или преобразив своим самопожертвованием футбол как двоичную, оппозиционную систему в систему троичную, о чем нынче даже помыслить трудно, не то что правильно сказать, или, тем более, сделать.


31 марта 2024
24 марта 2024
7 апреля 2024
1.0x