Авторский блог Редакция Завтра 00:00 28 октября 2003

Честнее современности

Когда смерть забирает оптом сразу двух знаковых деятелей отечественного искусства, принято говорить: с ними ушла целая эпоха. Да, эпоха действительно ушла. Но не вместе с ними, а намного раньше. Оба художника, при всей их непохожести друг на друга, на поверку оказались честнее современности. Оба до срока замкнулись в себе, не участвуя в фарсе, устроенном бессовестными шутами на костях русской культуры. И Филатов, и Климов, представляя разные поколения, тем не менее принадлежали к одному кругу, вышли из одной среды. В 70-х — "наивные диссиденты", в 80-х — народные трибуны, в 90-х — разочарованные, измученные и растерянные мизантропы. Оба страдальцы, люди трагедии. Их путь отличен от судьбы богемных игроков и конъюнктурщиков, пребывающих и ныне под искусственным солнцем "демократии".

У того и другого была нравственная основа, не позволявшая им стать кривляками и лакеями.

Элем Климов, работавший на стыке натурализма и гротеска, мастер монтажа и столкновения образов, после "Иди и смотри" не создал ни одной картины. Задумка снять фильм о Сталине, планы экранизировать "Мастера и Маргариту" так и не были реализованы.
Леонид Филатов после разлома "Таганки" сделал запоздалый шаг — снял фильм о театре ("Сукины дети"), а потом занялся исключительно литературой, изредка появляясь на экране телевизора в придуманном им мемориальном цикле "Чтобы помнили".

Страстный и нервный, Филатов до конца сопротивлялся. В последние больничные месяцы, обвешанный капельницами и трубками, не прекращал курить сигарету за сигаретой, хрипеть и сражаться с врачами. Климов, напротив, увядал, каялся, сожалел о прошлом ("Общественная деятельность — главная в моей жизни ошибка…").

Не пришедшие на пир победителей, оба остались в советской эпохе: один — на сцене мятежной "Таганки", другой — на площадке фильмов "Прощание" и "Агония".
Земля им пухом…

1.0x