Авторский блог Редакция Завтра 03:00 14 октября 2003

КОСМОС СЕВЕРА ЕВРАЗИИ – И РОССИЯ КАК ИМПЕРИЯ


42(517)
Date: 15-10-2003
Author: Г.ГАЧЕВ
КОСМОС СЕВЕРА ЕВРАЗИИ – И РОССИЯ КАК ИМПЕРИЯ
Тип государства и стиль правления образуются в соответствии с природой каждой страны и характером народа.
Монтескье в "Духе законов" писал, что для большой равнинной страны естественна монархия, централизованное правление. Так это было в Египте, в Вавилоне, где вокруг больших рек — Нила, Тигра, Евфрата — складывались монархии с политико-хозяйственными функциями. Подобный характер и назначение имеет государство и в России. Север Евразии, где в итоге исторического развития сложилась Россия, — это в основном равнинная плита Ледовитого океана до полосы гор Центральной Азии, "с южных гор до северных морей" (как пелось в почти гимне СССР "Широка страна моя родная"), с относительно однородным климатом, ветрами, без естественных крупных преград в виде гор и рек, что позволило растекаться по этому пространству сначала державе татаро-монголов с юга, из степей, кочевников — с Востока на Запад и Север, а потом Руси, народу лесовников-земледельцев — с Севера на Восток и Юг. Природа так "похотела". Если на сравнительно мелком расчлененном и дифференцированном пространстве Западной Европы естественно было сложиться множеству разнообразных этносов, наций и государств, то однообразная равнина Севера Евразии "похотела" в какой-то период истории образоваться в тот космоисторический организм, который стал Россией и СССР, как ее продолжением и пиком.
Каждый космоисторический организм имеет свою сущность, энтелехию ("целевую причину"), что ведет и содержит его с начала до конца и одушевляет как "призвание", "национальная идея". Историческое призвание Руси было — освоить, цивилизовать Север Евразии, что она и выполнила, покрыв его территорию великой державой — Россией.
В процессе своего складывания она вовлекла в свою историю и судьбу "неволей иль волей" многие этносы и принесла им русско-европейские формы быта и культуры, приобщила к мировой цивилизации, к единому историческому процессу. Так в античности Рим, растекаясь по ойкумене из Италии во все страны света, вовлек в свою историю и причастил к своему хозяйствованию и правопорядку многие земли и народы, которые затем отпочковались в особые исторические "личности": Испанию, Британию, Сирию, Византию... Так из более краткосрочной империи Карла Великого выделились будущие Франция и Германия, из Священной Римской империи — Австрия, Чехия, Бельгия и др. А Британская империя выпестовала США, Канаду, Австралию, Индию...
Вот и с Россией в XX в. стали протекать аналогичные процессы. Уже в рамках России-империи многие этносы развивались, дорастали до того, чтобы стать нациями и образовать национальные государства — и после Революции 1917 г. действительно самоопределились: Финляндия, страны Прибалтики... Вырывались к самости и Украина, и Грузия, и др. Но энергией большевиков Россия-империя была восстановлена как Советский Союз. При этом, подобно тому, как намеревались перескочить стадию капитализма и буржуазной демократии прямо в бесклассовое общество, социализм и коммунизм, так и в идеологии интернационализма предложили этносам перескочить через фазу нации и национальной культуры и "без России, без Латвий жить единым человечьем общежитием" (по слову Маяковского). Однако внутри советской цивилизации, в республиках, латентно продолжались процессы нациеобразования: развивались национальные культуры, складывались политические "элиты", потенциальные нации набухали своей субстанцией. И вот когда в "перестройку" ослаб центр, центробежные тенденции выплеснулись — даже Россия вышла из СССР, передав свою государствообразующую миссию... Что ж? Истощились силы русского народа на многовековой работе по цивилизации Севера Евразии. Русь полегла костьми, создавая Россию, переливая кровь и кровяные тельца русских людей — в Северную Азию, на Кавказ и Украину, а сердцевинные земли исконной Руси в мерзости запустения "неперспективных деревень" оказались.
Надорвалась Россия еще и в период СССР в коминтерновском экспорте мировой революции и социализма на иные континенты: в страны Восточной Европы ("страны народной демократии" после Второй мировой войны), в Азию (Китай, Корея, Вьетнам...), аж в Африку и Латинскую Америку (Куба, Никарагуа...).
Как трагический герой в избытке сил и в гордыне самоуверенности своего ума заступает за положенные ему Судьбой и богами пределы и меру, так и Россия заступила за положенный ей космос Севера Евразии — и переступила за черту южных гор (в Афганистан) и за нулевую изотерму января на Запад в сторону Европы...
Естественно, начался откат и отпад, чему мы и свидетели ныне. Отвалились куски, вроде бы безвопросно входившие в тело России: Малороссия, Беларусь, топорщится Северный Кавказ.
Россия сморщивается, и ее редкое и редеющее тело не в силах покрывать и удерживать прежние земли... Что-то будет — вот в чем вопрос.
Все равно Россия остается огромной страной со многими вкраплениями разных этносов внутри, и свято место Севера Евразии не может быть оставлено историей пусто. И, естественно, его занимать по-прежнему России. Но уже — как империи или как большому национальному государству?
Русский народ ведь тоже не прошел стадию нации, а Русь, развившись в Россию-империю, не прошла фазу национального государства. Не предстоит ли им ныне пройти экстерном эти перепрыгнутые классы истории?.. Задним числом и умом?
Чтобы разобраться в этом, полезно оглянуться и подумать, что представлял собою космоисторический организм России в его "классическом" состоянии, в становлении и свершении его "энтелехии", в состоянии "цветущей сложности" (термин К. Леонтьева) — в XIX и XX вв.
Подобно тому, как человек есть троичное единство — тело, душа, дух — так и каждая национальная целостность есть космо-психо-логос, т. е. единство местной природы (космос), характера народа (психея) и его склада мышления (логос). Эти составляющие находятся и в соответствии, и в дополнении друг к другу. Для описания национальных миров и умов потребен метаязык. В качестве такого годится древний натурфилософский язык "четырех стихий". "Земля", "вода", "воздух", "огонь" суть слова этого языка. Если их понимать расширительно и символически, ими можно обозначать и физические явления природы, и духовные феномены культуры. Ниже предлагается некая космософия России — по образу и подобию историософии, которая есть "мудрость истории".
Какую же мудрость излучает космос России? Россия — "мать-сыра земля", т. е. "водо-земля" по составу стихий. И она — "бесконечный простор". Беспредельность — аморфность. Россия — огромная белоснежая баба, расползающаяся вширь: распростерлась от Балтики до Китайской стены, "а пятки — Каспийские степи" (по образу Ломоносова). Она, выражаясь термином Гегеля, — "субстанция-субьект" разыгрывающейся на ней истории. Очевидно, что по составу стихий ее должны восполнить "воздух" и "огонь", аморфность должна быть восполнена формой (предел, границы), по пространству должно врубиться-работать время (ритм истории) и т. д.
Это и призвано осуществлять мужское начало здесь. Природина, Россия-мать рождает себе сына — русский народ, что ей и мужем становится. Его душа — нараспашку, широкая: значит, стихия "воздуха" в нем изобильна. Он легок на подъем в путь-дорогу дальнюю. Русский народ гуляет, "где ветер да я", летучий, странник и солдат, плохо укорененный.
Потому второго мужа России понадобилось завести (уже не как Матери-Родине, а именно женщине-жене) в дополнение, который бы ее крепко обнял-обхватил: заставой богатырскою, пограничником Карацупою, железным ли занавесом…
Итак, в русском космосе три главных агента истории: Россия = мать— сыра земля, а на ней работают два мужика: народ и государство-кесарь. И оба начала ей необходимы. Народ — это тот малый, что протягивается по горизонтали: из Руси — всю Россию собою покрыть (и в эротическом смысле слова тоже) напрягается, хотя и убогий числом-населением: мал да удал! Но — бегл, не сидит на месте. Потому и понадобилось жесткое начало власти, формы, порядка — и оно, естественно, с Запада натекло. Оттуда же индустрия ("огне-земля" промышленности) и город. Народ = воля, а государь(ство) = закон.
Теперь — о темпоритмах русской жизни и истории.
Представим эту обширную страну в ее начале, со скудным населением, обитавшим в лесах северо-западной Руси. Чтобы заселить и цивилизовать это пространство путем естественного размножения ее флегматического инертного народа (бегл-то он и подвижен — от власти стал), понадобились бы десятки тысяч лет. Однако Россия была окружена более динамичными и агрессивными народами, особенно с юга, жарко-страстными кочевниками-степняками, которые вожделели обладать ею. В защиту от соседей понадобилось выстроить государство. Однако призвание его в России не только милитарное, но и строительное: оно — главный хозяин и предприниматель, толкач цивилизации в этом пространстве лесов, степей, тундр, тайги, льдов океана и вечной мерзлоты, которые, положась на охотку индивида, не освоишь.
Петр с топором и Ленин с бревном — вот символы государства русского типа. Топор, правда, этот применялся не только на верфях при постройке флота, но и на плахе: рубить головы населению, не изобильному и так, без этих прореживаний...
И вот у народа и государства в России разные темпоритмы во времени. Народ тяготеет к натуральному развитию медленным шагом времени, что органично для русского медведя (кому еще и в спячку надо погрузиться долгою зимою) или даже мамонта — таким животным телам могут быть народ и страна русская уподоблены. И естественно, что ритм сердцебиения и кровообращения и всех функций в таком огромном туловище должен быть иным, нежели в средне-нормальных зверях — таких, как волк Германии, лиса Франции или дог Англии. Но соседство с Западом и вплетенность в историю Европы подстегивали, и к страданию для народа и жизни индивида — капилляра в нем мера, скажем, волка ("аршин общий") навязывалась нашему мамонту-медведю — как нормальный пульс, и вытаскивали его на ярмарку-рынок плясать чужемерно и неуклюже, на посмешище. А если не поспевал, подгоняли его кнутом и насилием: слово "ускорение" у государства на устах.
Так и сложилось веками, что русский человек свыкся трудиться не столько движимый своей охотой к зажиточности (он привык довольствоваться малым, как и свойственно мудрому: Сократу, Декарту и Ивану-дураку), но исполняя наряд организующей воли Державы.
Так что "командно-административная система" есть не прихоть на потеху нынешним острословам, но работающий костяк-остов, присущий космосу России. Позвоночники государства и народа искривлены навстречу друг другу и образуют Арку хозяйства у нас, которая тем и крепится, что оба устоя не самостоят колоннами, но падают друг на друга.
Отсюда очевидно, что расчет нынешних реформаторов России — распустить государственную организацию экономики в надежде, что русский человек враз воспламенится эросом труда и станет рыночно вкалывать, вожделея жить, как американец, — без понимания космо-психо-логоса России и темпоритмов русской жизни принят.
Ведь и среди планет Солнечной системы различны по величине годы обращения, и нелепо Юпитер России заставить крутиться с тою же скоростью, что Венера Франции или Марс Германии. Китай-Сатурн свою меру понимает и не спешит...
Все процессы и фазы истории в России медленнее должны бы протекать.
Итак, несовпадение шага пространства и такта времени — вечная судьба и трагедия России, но и закономерность ее истории. К тому же тут еще расходятся интересы народа и личности.
Для индивида, чья жизнь короткомерна, кто "и жить торопится, и чувствовать спешит", западное склонение, ускорение — по душе. Потому индивид в России падок на права человека и демократию.
Какие же последствия и особенности русского логоса проистекают из такого именно склада космоса, эроса и психеи здесь? Русский логос — функция этих четырех аргументов: Россия-мать, народ, государство, личность. У каждого из них — свои слово и логика.
Россия есть рассеянное бытие-небытие, разреженное пространство с островками жизни. "Как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города" (Гоголь). Точка жизни, тире пустоты. Пунктир, а не сплошняк цивилизации: нет связи, дорог, посредства, слабость среднего сословия и среднего термина в силлогизме. "Умом Россию не понять".
Потому строгая философия невозможна в России, но она — на грани с художественной литературой или религией.
Государство в России (как осуществляющее принцип формы в ее аморфности), напротив, порождает и излучает жестко рассудочный логос, догматический, и им обслуживается: формализм, бюрократия, начетничество синодального катехизиса и талмудизм марксистско-ленинской идеологии, культ рассудка и научности, план и предопределение, неприятие случая и свободы воли. Как аltеr еgо, "свое другое" логоса государства, — логос антиподной ему интеллигенции, что так же вестернизована, как и истеблишмент-аппарат, и учится у Запада, и боготворит науку, разум, логичность.
Ну а народ русский — каков его логос? Это — песня, поэзия — и безмолвие. "Народ безмолвствует", "И лишь молчание понятно говорит".
В силовом поле этих трех сверхличных субстанций-субъектов русского бытия бьется логос русской личности: Пушкина, Достоевского, Федорова, Горького, Бердяева... — с "мукой понять непонятное" и "объять необъятное".
Тут есть свои общие черты. Если формула логики Запада, Европы (еще с Аристотеля), это есть то ("Сократ есть человек", "Некоторые лебеди белы"), то русский ум начинает с некоторого отрицания, отвержения, и в качестве "тезиса-жертвы" берется некая готовая данность, с Запада, как правило, пришедшая, или клише обыденного сознания... Оттолкнувшись в критике и так разогревшись на мысль, начинает уже шуровать наш ум в поиске положительного решения-ответа.
Но это дело оказывается труднее, и долго ищется и не находится чего-то четкого, а повисает в воздухе вопросом. Но сам поиск и его путь уже становятся ценностью и как бы ответом.
Модель-схема русского космоса: — это "путь-дорога", "Русь-тройка", космодром в однонаправленную бесконечность. В формуле русской логики "не то, а..." этому соответствует многоточие, незавершенность. Она и ценность, по Бахтину: открытость, вопрошание, не сказанность ни о чем последнего слова. Русские шедевры незавершенны: "Евгений Онегин", "Мертвые души", "Братья Карамазовы"... Есть начало — нет конца. И задушевная мечта русская — начать все снова, жизнь — сначала! Разрушим — и построим, наконец, то, что надо! И не устаем начинать!..


1.0x