Нечего вздыхать по великому кино или великой эстраде (последнее сочетание звучит действительно смешно, если не помнить историю русской песни ХХ века и многие до сих пор ласкающие слух имена). Мы переживаем невиданный доселе период внутренней опустошенности. Русская культура грохочет, как пустая жестяная бочка, пущенная со склона ватагой каких-то маленьких безобразников… Эх, поймать бы их — надрать уши, да толку что? Этим воспитательным действием не наполнить сосуд ни медом, ни дегтем…
Кукольный сериал «Идиот» демонстрирует, как далеко мы зашли, как все в целом запущенно.
Европейское Средневековье со своим внешнем отрицанием античности было гораздо ближе к античному миропониманию, чем эпоха пресловутого Ренессанса. Глумливый фильм Федора Бондарчука «Даун хаус» гораздо ближе России, чем эта бортковская «Санта-Барбара» по-петербуржски … Следует признать, что фильм, в завершении которого Рогожин жрёт филе из ноги Настасьи Филлиповны, более «достоевский», чем нынешний рекламный парад разнообразных «идiотовъ». В формате режиссера Бортко актер Миронов может играть только того, кем он, в сущности, является. То же касается и Машкова («Сука, бля, Настасья Филипповна, ты какую жизнь ведешь?.. »).
ВОЗ-рождение классики на сегодняшнем телевидении оборачивается чудовищной подменой, ибо зиждется этот процесс, очевидно, на пустом месте. … Дело здесь не в «сериальности» как таковой, несовместимой со взрывным Достоевским (осмысленно жили в советское время «Вечный зов» или «Жизнь Клима Самгина»). Дело в сегодняшней неспособности господ кинематографистов подняться (или опуститься) до главной мысли, темы, интонации произведения. Тайный ученик Николая Гоголя — Федор Достоевский — вдохновенно воспел русский абсурд. Иррациональную, безумную, страстную и мучительную подоплеку бытия России.
Ты взыскана судьбою до конца.
Безумием заквасил я сердца
И сделал осязаемым твой бред.
Ты лучшая — пощады лучшим нет…
Что же? После всего случившегося. После ХХ века. После этого усложнения неимоверного нам сыто предлагают какую-то аппликацию. Довольствуйтесь, мол, этим. Нет, лучше фильм «Даун хаус», в котором Настасья Филипповна, утирая ротик салфеткой и наблюдая сцены недостойной торговли, произносит сакраментальную фразу: «Вот что я скажу вам, господа… А идите вы все в жопу! »
Да, простит меня Федор Михайлович…
Еще два несущественных и прогнозируемых события: громкий провал группы «Тату» на конкурсе «Евровидение», а также итог тихого и привычного блефа Сокурова на Каннском кинофестивале.
Уверен, что Сокуров, который, похоже, «прописался» в Каннах (четвертый год подряд уж ездит), когда-нибудь добьет Большое жюри своим упорством. Сегодня, как всегда, он получил за свой фильм благодарственную грамоту — специальный приз «Играл и не угадал ни одной буквы». Каннскому жюри очень удобно держать в кармане русского юродивого, которого можно радостно демонстрировать городу и миру, при этом шепча ему на ухо: «Главное, Саша, не побеждать. Главное участвовать». Миф об «элитарном» искусстве поддерживается отнюдь не «утонченными ценителями прекрасного». Данный миф выгоден политикам и коммерсантам (последним для того, чтобы иметь возможность втюхивать людям негодный товар). Андрей Тарковский, по пятам которого столь многозначительно и нарочито шагает господин Сокуров, брал призы в Каннах, и не только. Был понят, любим и популярен в России, почти во всех слоях ее… Последнее присуще всем великим русским художникам. Кем бы был Достоевский, если бы он писал книги, которые никто бы не смог прочитать до конца? Припадочным азартным игроком, не более того.
Для того, чтобы послать «Татушек» в Ригу, нужно было напрочь не понимать того, что «Евровидение — 2003», это примерно то же самое, что конкурс «Юрмала — 1987». После поражения продюсер «Тату» возбужденно орал: «Это — политика, во всем виновата политика…». А что ж ты хотел, родной? Или на «чистое искусство» потянуло? Тогда зачем же было на каждом шагу говорить, какой ты славный «пиарщик», и как ловко мальчик-гей может «раскрутить» нормальных девчонок?
Ненастоящий Достоевский, подложный Тарковский, фиктивные лесбиянки. Скучная картина. Не так ли?
22 (497)
Date: 27–05–2003