14(489)
Date: 01-04-2003
ВЕРА В ВОСКРЕСЕНИЕ
Говорит Садакацу Цчида — лауреат I премии Международного конкурса пианистов им. С.В. Рахманинова в Москве.
Для меня I премия на Конкурсе им. С.В. Рахманинова в 2002 году стала не только большим подарком. Она легла огромной ответственностью на мои плечи. Это был шок. В то время я забыл — в своих духовных поисках — о своей профессии, перестал понимать, почему я занимаюсь музыкой. За две недели до конкурса пошел на урок к Виктору Карповичу Мержанову, пришел неготовым. Он спрашивает: что с тобой случилось? Виктор Карпович очень гневался и очень за меня волновался. На конкурсе получилось, что жюри выбрало меня. Радости у меня не было. Принял решение жюри со страхом и трепетом. Не ожидал: слишком высоко! Мне казалось, что на конкурсе им. Рахманинова должен победить русский пианист. Ведь Рахманинов — в первую очередь, русский композитор. Музыкальный конкурс — это не спорт. Поэтому я не люблю слово "победа", понимая к тому же, что в таких вещах, как конкурс, нет абсолютной правды. Я вообще не люблю конкурсов или соревнований: от них каменеет душа. А она ведь должна изливать добрую энергию. После конкурса самое важное — чтобы человек не изменился и не приписывал себе неких заслуг. Ведь то, что создается, создается не нами. Но дается нам. Первое место мне далось. И я принял его с благодарением и ответственностью.
Рахманинов для меня — образец. Как личность. Как музыкант. Как человек. Как патриот. Рахманинов-пианист — это совокупность мастерства всех предшествовавших ему пианистов. Его неповторимая игра удивительно разнообразна, тонка, чутка и, главное, глубока. Рояль звучит, как оркестр… Как патриот сколько он сделал для Родины, скольким помог России, даже не принимая советскую систему! Здесь запрещали его музыку, плевали… Но он не умалил своей любви!
В музыкальном и духовном плане мне близкими представляются Бах, Бетховен и Рахманинов. Они — наперекор всем препятствиям — стремились к Богу. Весь Рахманинов — в его музыке, а она — радость Воскресения, радость славословия, радость для всех людей. Только встреча с Православием наполнила меня этой радостью и изменила всю мою жизнь. Я рос в католической семье и мне всегда не хватало радости и силы Воскресения. Здесь, в России, я нашел ее и считаю, что корневая сила России — вера в Воскресение. Тот день, когда я слился через исповедь с Православной Россией, — самый радостный день жизни.
Путь продолжается. И на этом пути Рахманинов мне ближе всех. Мне еще только предстоит постижение многих глубин русской музыки, музыки Рахманинова, а его я должен сыграть всего. Это он отвечает мне на вопросы, как жить в современном мире, как милостиво смотреть на мир. Он учит: злом не должно отвечать на зло. Каждый день я вижу его крестный путь, вижу его лик, его взгляд — смотрящий вдаль: в вечность, в Бога.
1.0x