Авторский блог Редакция Завтра 00:00 29 апреля 2002

СКОРОСТНОЙ СПУСК

18(441)
Date: 26-04-2002
Author: Андрей Буров
СКОРОСТНОЙ СПУСК (Как грабят “Газпром”)
Кроме "малобюджетного" дзюдо, президент России, как известно, неравнодушен к горным лыжам. Об этом, в числе прочего, свидетельствуют цены на земельные участки в поселке Красная Поляна, недалеко от Сочи. Дело в том, что в знаменитой прежде разве что своими пасеками Красной Поляне развернулось невиданное по масштабам строительство. В создание горнолыжного курорта, не уступающего лучшим европейским образцам, планируется вложить ни много ни мало 1 млрд. долл. (для сравнения, "Роснефть" на строительство нового горнолыжного комплекса на Домбае собирается потратить 30 млн. долл.).
Местные жители, атакованные назойливыми ордами лучших представителей московского истеблишмента, предлагающих любые деньги за недвижимость по соседству с новыми апартаментами "лучшего друга российских горнолыжников", лишь разводят руками: "Не скупится на развлечения нынешний президент, дай ему Бог здоровья",
Заведует "стройкой века" новоиспеченный глава департамента по управлению имуществом Газпрома Александр Красненков. Страсть к подобного рода деятельности у него, можно сказать, профессиональная. Филолог по образованию, Красненков последние годы трудился на ниве гостиничного бизнеса, для постижения премудростей которого он не поленился даже посетить Гарвардский университет.
До своего приземления в составе "питерского десанта" в газпромовское кресло Красненков служил менеджером в гостинице "Астория", с одним из совладельцев которой — местным "водочным королем" Александром Сабодажем, снискавшем сомнительную славу в ходе вооруженного противостояния рабочих Выборгского ЦБК и новых владельцев,— у него сложились теплые доверительные отношения,
Между тем, Газпром уже владеет в Красной Поляне фешенебельным горнолыжным комплексом "Рэдиссон Пик Отель", к тому же стремление вложить побольше денег в проект, не имеющий прямого отношения к газовой отрасли, противоречит настоятельной рекомендации главы государства "решать финансовые проблемы Газпрома через экономию средств и скорейший отказ от непрофильных активов". Невольно закрадывается сомнение: а может быть, президент лукавил, когда журил газовиков за чересчур широкий кругозор? Во всяком случае то, что Путин — заядлый горнолыжник — облюбовал живописные краснополянские склоны, ни для кого не секрет,
И вот, смекнув, какая всепобеждающая сила заключена в маленькой президентской слабости, предприимчивый завхоз регулярно требует, чтобы переживающий не лучшие времена Газпром раскошелился, деньги ему безропотно выделяются, так как Красненков при каждом удобном случае ссылается на личное знакомство с Владимиром Путиным и его управделами Владимиром Кожиным, которые, якобы, и уполномочили его зарыть в каменистый суглинок Красной Поляны сумму посолиднее.
Ситуация усугубляется еще и тем, что на стройплощадку время от времени сходят снежные лавины. Угрожает ей и бич здешних мест — оползни. Существует реальная опасность в результате очередного природного катаклизма лишиться всего построенного. Хотя эти обстоятельства навряд ли способны удручить Красненкова — на немилость природы так удобно списывать издержки.
Впрочем, строительство за ТАКИМ высоким забором, с ТАКИМ бюджетом, для ТАКОГО "заказчика" (да еще связанное с укреплением грунта и коррекцией ландшафта) — само по себе предоставляет редкие возможности для злоупотреблений. Главное, никто не рискнет проверять: на самом деле "краснополянский проект" реализуется по воле Путина, или это частная инициатива небескорыстно заинтересованного в нем Красненкова.
Между тем, имущество Газпрома новостройкой на Красной Поляне, мягко говоря, не исчерпывается. И с имуществом этим далеко не все в порядке. Но полностью поглощенный краснополянским объектом управляющий Красненков в профильной сфере предпочитает доверяться своему заму Липскому — что поделаешь, если не лежит душа к газу?! А если имуществом не занимается тот, кто должен им заниматься по долгу службы, им неминуемо займется кто-то другой...
Крайне показательным в этом отношении представляется ситуация вокруг СИБУРа. В этой огромной компания с активами на 1,2 млрд.долл. и годовым оборотом в 100 млн. долл. Газпром владел контрольным пакетом акций (50,6%). СИБУР крупно задолжал — в первую очередь, Газпрому (29 млрд. руб.), а также ряду банков: "Альфа-банку", МДМ, ДИБ, Внешэкономбанку, Внешторгбанку, Сбербанку и др. (в совокупности 20 млрд. руб.). Чтобы остаться безнаказанным, несостоятельный должник попытался лишить Газпром контрольного пакета, старым как мир способом — срочной дополнительной эмиссией. В результате (за счет допечатанных акций) доля пакета Газпрома должна была снизиться до 32%.
В этой ситуации новый глава Газпрома действовал жестко и решительно: эмиссия в судебном порядке была признана недействительной, против главы СИБУРа и его заместителя было возбуждено уголовное дело, их взяли под стражу.
Решительность Миллера была оценена по достоинству. Появилась надежда на то, что имущество крупнейшей государственной компании попало в надежные руки и больше не будет беззастенчиво разворовываться. Даже влиятельная английская газета "The Financial Times" оценила действия Газпрома в отношении руководства СИБУРа как "один из самых ярких на сегодняшний день признаков новой готовности администрации президента России Владимира Путина всерьез заниматься делами о коррупции".
25 марта президентом СИБУРа был избран Владимир Скворцов — кандидатура, предложенная Газпромом. Для восстановления контроля над предприятием и возвращения долгов было решено провести СИБУР через процедуру банкротства. Однако такой сценарий не устраивал остальных кредиторов СИБУРа и в первую очередь крупнейшего из них — "Альфа-банк".
Дело в том, что несостоятельность СИБУРа давала "Альфа-банку" возможность прибрать к рукам его наиболее привлекательные активы. Еще в декабре прошлого года, когда отношения между новым руководством Газпрома и Toп-менеджерами СИБУРа обострились, "Альфа-банк" потребовал усиления обеспечения кредита и переоформил его под поручительства 10 предприятий, находящихся под управлением СИБУРа (Ярославский шинный завод (ЯШЗ), "Омскшина", СИБУР-Нефтехим, "Тольяттикаучук", "Уралнефтехим", кемеровский "Азот", "Спеццистерны", Новокуйбышевская нефтехимическая компания, СИБУР-ПЭТФ и "Химпром"). После истечения сроков погашения кредита в середине февраля "Альфа-банк" попытался через арбитражный суд потребовать 43,487 млн. долл. с СИБУРа и компаний-поручителей по кредиту. Детище Фридмана—Авена было уже готово начать увлекательный процесс дележа наследства пошатнувшейся компании, как из суда пришла обескураживающая новость: дело против СИБУРа прекращено, так как с 11 марта компания находится под процедурой наблюдения. Грядущее же банкротство и вовсе ставило крест на амбициозных планах "Альфы",
Трудно поверить в то, что славящиеся агрессивной манерой ведения дел "альфовцы" смирятся с поражением. Поэтому когда стало известно о том, что Газпром неожиданно вместо банкротства отменил процедуру временного наблюдения (досадной помехи на пути захвата сибуровских активов), только уж совсем неискушенные наблюдатели не увидели в этом решении результат лоббистских усилий "Альфы", направленных на некоторых высокопоставленных членов команды Газпрома. Неудивительно и то, что среди сторонников "полюбовного соглашения", кроме зампредов правления Газпрома Александра Рязанова и Виталия Савельева, был замечен и "филолог с гостиничным уклоном" Александр Красненков...
Экспертное сообщество дружно выразило недоумение по поводу странной непоследовательности руководства Газпрома, а руководитель пресс-службы "Альфа-банка" Вадим Юрко поспешил выразить готовность "рассматривать возможность реструктуризации и погашения долгов СИБУРа без процедуры банкротства"...
Пришедшая на смену "крепким хозяйственникам" так называемая "питерская команда'' какое-то время была интригующе непонятна. Кто-то трепетал, ожидая "ежовых рукавиц", кто-то томно вздыхал: "технократы-прагматики". Сейчас, когда прошло достаточно времени, чтобы "'почувствовать разницу", можно указать на некоторые фирменные черты, характерные для выходцев с туманных берегов Невы. В первую очередь, в глаза бросается дефицит профессионализма и воли. Наличествует какая-то специфическая неприкаянность, свойственная людям, занятым не своим делом. Ну и мелкая (не по размерам украденного, а по исполнению) вороватость, конечно. Как же без нее?
И по мере того, как усилиями "питерцев" будут возводиться новые президентские хоромы и растаскиваться естественные монополии, дутый путинский рейтинг, словно по краснополянской лыжне, будет стремительно лететь вниз. Красненков об этом позаботится.

1.0x