Авторский блог Николай Коньков 00:00 29 апреля 2002

ДВА ДНЯ ВОКРУГ КАСПИЯ

ДВА ДНЯ ВОКРУГ КАСПИЯ
Состоявшийся 23-24 апреля в столице Туркменистана саммит руководителей пяти прикаспийских государств (Россия, Иран, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан), согласно большинству прогнозов, обязан был завершиться подписанием совместной декларации, которая положила бы конец неопределенности нынешнего статуса Каспийского моря. Но ничего подобного не произошло. Хотя абсолютно проамериканский официальный курс, взятый Кремлем после событий 11 сентября 2001 года, и прямое военное присутствие США на Кавказе выглядели достаточно тяжелыми гирями, чтобы нарушить хрупкое, на первый взгляд, равновесие в этом регионе.
Тем не менее, в результате переговоров status quo был сохранен, а так и не выбравший предложенного Сапармуратом Ниязовым—Туркменбаши ахалтекинского жеребца российский президент, не солоно хлебавши общей каспийской воды (согласно заявленному Путиным принципу: "Делим дно, вода общая"), отправился инспектировать Астраханскую область.
Конечно, при желании все можно объяснить легкой неадекватностью или даже "патологическим антиамериканизмом" руководителей Ирана и, соответственно, Туркмении, желающих в той или иной форме усилить свои позиции на Каспии, “застолбив” за собой как можно больше территориальных вод и дна. Но, как говорится, есть политика и политика. Действительно, ни Сапармурат Ниязов, ни, тем более, президент Ирана Мохаммад Хатами не испытывают, в отличие от Владимира Путина, Нурсултана Назарбаева и Гейдара Алиева, никакого "долгового комплекса" перед "богатым американским дядюшкой". Но дело в том, что, как говаривал солдат Сухов, Восток — дело тонкое. А где тонко, там и рвется. И то, что у американцев лопнуло терпение, сегодня уже совершенно очевидно.
Им остро нужна каспийская нефть. Причем не только и не столько сама каспийская нефть, сколько полный и безусловный контроль за ее добычей и поставками на мировой рынок. Это позволит Вашингтону получить важнейший и необходимейший механизм регулирования цен на энергоносители — в дополнение к уже имеющемуся механизму "фьючерсного рынка". В основном каспийская нефть должна оказаться после "раздела дна" в руках Азербайджана и Казахстана, которые можно и нужно связать единой сетью трубопроводов с Турцией, геополитически отбросив Россию уже и на Каспии к временам не Александра III, а Ивана Грозного, то есть еще на три века назад.
Вторжение США в Центральную Азию и на Кавказ, происшедшее с прямого согласия Кремля,— всего лишь первый шаг на этом пути. Понятно, что ни Ирану, ни Туркменистану, активно экспортирующим энергоресурсы, подобная перспектива никак не улыбается. Ни с точки зрения конкуренции, ни с точки зрения финансовых потерь. Поэтому в их интересах, чтобы "каспийская кубышка" как можно дольше продолжала оставаться нераспечатанной. Вдобавок, отношения Тегерана с Вашингтоном после исламской революции 1979 года все время балансировали между плохими и очень плохими. Так что причисление Дж.Бушем-младшим Ирана к пресловутой "оси зла" (римейк рейгановской "империи зла") было воспринято очень серьезно.
Настолько серьезно, что вызвало настоящий всплеск активности иранской дипломатии на... европейском направлении. В результате было заключено и подтверждено несколько крупных контрактов с различными странами ЕС, от Франции до Турции. Последующие события продемонстрировали, что у объединенной Европы не только существует свой собственный взгляд на перспективы ближневосточно-каспийской геополитической связки, но имеются и достаточно сильные инструменты воздействия на данном направлении. Во всяком случае, активно, словом и делом отстаивая недопустимость американских ударов по Ираку, европейцы явно держали в уме Иран. Именно эта негласная, но мощная внешнеполитическая поддержка позволяет президенту Хатами занимать нынешнюю позицию по каспийской проблеме.
Тем более, что она соответствует и объективным интересам России, поскольку нынешний уровень нефтяных цен превышает заложенную в бюджет 2002 года цифру на 6-7 долларов за баррель, что означает значительные добавочные поступления валюты от экспорта энергоносителей. В данной связи интересно, что Сапармурат Ниязов, в принципе, зависящий от системы российских трубопроводов, также сверхактивно выступил в роли хранителя "каспийской кубышки". Следовательно, реальная российская внешняя политика сегодня не сводится к провозглашенному нынешним "хозяином Кремля" проамериканскому курсу. И это, пожалуй, самый главный вывод, который можно сделать по итогам "двух дней вокруг Каспия".
Николай КОНЬКОВ

1.0x