4(479)
Date: 21-01-2002
Author: Наталья Дубровина
МОСХу - 70!
В течение 2002 года в лучших выставочных залах Москвы прошли юбилейные выставки Московского Союза художников, посвящённые его 70-летию. 13 января в Манеже закончилась итоговая крупнейшая выставка Союза. Итак, что же происходит с уникальным объединением художников, каковы сегодня его проблемы и перспективы?
Московский Союз художников, пожалуй, одно из редчайших профессиональных сообществ в современной России, отмечающих столь солидную дату. Отрадно, что в Москве, избалованной легкими деньгами, не все продано с молотка, не все сгнило в тухлом котле тотальной распродажи последнего десятилетия. Национальная идея, созданию которой уделяли столько "семейных" денег и столько усилий разжиженного привычкой пресмыкаться перед всякой властью гельман-михалковского интеллекта, существует вопреки этим потугам, к счастью, в ином контексте. Национальную идею в ее подлинном, неискаженном виде представляет вся деятельность Московского Союза художников (далее сокращенно МОСХ). Унижению русской культуры МОСХ противостоит не декларативно, а по существу. Московский Союз, вопреки всем псевдоновым тенденциям, вопреки ориентации Минкульта на так называемое актуальное искусство и его финансовую поддержку, сохранил лучшее из великого отечественного наследия.
В течение долгих лет стратегией МОСХА было прежде всего сохранение этого наследия. Звучит просто, даже слишком уж просто, непритязательно для большой организации. Но в течение нескольких последних лет, в условиях полного отсутствия государственной поддержки, без денег, это была единственная правильная стратегия. Она реально позволила сохранить для Москвы, во-первых, уникальные выставочные залы, такие, как зал СХ на Кузнецком мосту, не позволив превратить их в торговые ряды. Во-вторых, позволила сберечь творческие мастерские художников как непреложное условие для их работы. И, наконец, самое главное, ради чего, собственно, и существует Союз художников — это сохранение живой художественной традиции. В отличие от музея, в творческом Союзе художники передают традиции из рук в руки, прежде всего как традиции мастерства, уникальности и качества ремесла. Это именно русские традиции, а не случайные провинциальные повторения западных новаций.
В последние десять-пятнадцать лет наше искусство упрямо скатывается в патологию, и художники на так называемых ярмарках современного искусства демонстрируют с большей или меньшей откровенностью то психические, то нравственные отклонения от нормы жизни и понятия искусства.
Счастливым исключением стали выставки МОСХа, хотя бы потому, что они выполняют заказ общества на безусловные позитивные ценности. Заказ народа на положительные ценности очевиден, и, несмотря на колоссальные средства, вкаченные в раскрутку педофильских проектов Гельмана, нормальный человек в силу нормальности инстинктов не может отождествлять фотоэтюды, изображающие соитие человека с собакой, с искусством. Выставки МОСХа производят впечатление порядочности, что уже редкость. Так порядочный человек даже внешне отличается от крашеного гея или от урки с непристойными наколками. Выставочные залы забили салонные изображения маленьких распутниц, словно по заказу сделанные для спален похотливых маразматиков и пожилых причудниц. Борьба современного искусства за свободу и признание в обществе превратилась в нечистую борьбу за деньги. Столь же удивительно самое левое в мире искусство смыкнулось с самыми правыми политиками, и радикалы от искусства взметнули консервативное знамя. Временные и случайное объединения самодеятельных декадентов и "певцов порока" напоминают сезонную распродажу массовой продукции для массового потребителя. Вроде китайского базара, она удовлетворяет повседневный спрос на расхожий товар. Сборное, купецкое, томное, салонное на выставках изгибается и манерничает, зазывает "статуями" покупателей с большими спальнями в свои душные сени (или, если угодно, под свою сладкую сень).
Московский Союз художников в этом потоке салонных приколов творит историю русского искусства, формирует музейные имена. Во многом благодаря МОСХу художник может жить и творить в русле культурных ценностей, а зритель к ним приобщиться.
Союз художников по-прежнему — часть большого стиля, который создавался в течение всех семидесяти лет усилиями таких художников, как Аркадий Пластов, Александр Куприн, Николай Чернышев, Алексей Грицай, Виктор Попков, Николай Андронов…
Плоская растлевающая мудрость "Не учите меня жить, лучше помогите материально", что называется, “не катит” после серии выставок МОСХа в Манеже, Центральном доме художника и на Кузнецком. Есть чему поучиться у русских художников — от Лентулова до Браговского, от Пластова до Никонова, и можно лишь ценить и гордиться, что у народа есть такие учителя. Человек хочет и должен верить в непреложность добра, истины, семьи, справедливости, красоты наконец. Классическая культура как прибежище нравственности нации, несомненно, единственная возможность для отечественного искусства выжить и сохранить себя в море куплетистов. Конечно, кому и Жванецкий “проза”. Но справедливость требует внести ясность в вопрос видовой принадлежности художников — их разделение на "классиков" и "попсу" произошло, и классическое станковое искусство сегодня представлено только Союзом художников. Остальные, кто назначил себя современными художниками, просто объявив других "несовременными", имеют совершенно четкую видовую принадлежность — это попса. Для искусства и живописи, в частности, есть общие неизменные законы, как для музыки, для классического танца, для литературы. Фундаментальная культура по определению не может быть коммерческой, и это учитывали устроители выставок МОСХа. Их выставки, и особенно это касается последней в Манеже — неизменно результат профессионального огромного труда, они не сляпаны из менструальных простыней и маниакальных инсталляций, а следуют экспозиционным канонам и хорошему вкусу. Структура выставки, традиционная и логичная, включала живопись, графику, впервые за долгое время плакат, декоративное искусство. Но, вероятно, именно установка на позитивные ценности Московского Союза стала причиной его удаления от государственной политики и государственных средств. Министерство культуры с шоуменом во главе ориентируется на актуальных попсовиков гельмановского направления, поддерживая их бюджетными деньгами. Классическая культура, не прошедшая адаптацию эстрадой, синема, теле-ток-шоу или мюзиклом, вызывает у чиновных организмов Министерства культуры тяжелые расстройства. Я хочу напомнить здесь о той знаменитой выставке в Манеже, посвященной 30-летию МОСХа. Никита Хрущев посетил ее со всей свитой секретарей ЦК и Министерства культуры. Выставка стала знаменитой именно благодаря хрущевским "пидерасам" и после нее сформировалось так называемое "неофициальное" искусство. Сегодня выставка 70-летия МОСХа прошла незамеченной властью. Можно сделать вывод, что министру Швыдкому и остальным государственным людям совершенно безразлична не только юбилейная выставка, но и судьба русского искусства. Любое государство во все времена поддерживало фундаментальные нравственные ценности и искусство, находящееся в границах нравственного и позитивного, хотя бы просто потому, что оно государство, а не ночной клуб.
Очевидно, что Союзу художников надо менять стратегию развития, формируя собственную культурную политику. Сохранение наследия в настоящих условиях стратегически недостаточно, это текущая деятельность. Надо понять, что МОСХ — не профсоюз с его решением социальных и узко профессиональных проблем. Это серьезная культурная институция, если угодно, достояние нации. Как Большой театр для оперного и балетного мира. Как предположительно будет развиваться русское искусство, и что именно будет востребовано обществом? Станковая картина, какой мы все ее помнили, теперь находится где-то между коллекцией одежды "прет-а порте" и дизайном интерьеров, а улыбчивый министр культуры предпочитает выделять скудные бюджетные деньги на публикацию шизоидных арт-проектов.
Было когда-то в начале прошлого века такое понятие "чистое искусство". Его ругали именно за то, что "чистое", требовали от него актуальности, социальности и много другого. А мы, после всех кривляний и эпатажей, после "гиперчленов" Салаховой и "моих влагалищ" Бренера, порадуемся, что можем хотя бы изредка увидеть без кавычек чистое искусство на выставках Московского Союза художников.
1.0x