Авторский блог Николай Коньков 00:00 14 января 2003

«МИР В ОБМЕН НА ЗЕМЛЮ»?

3(478)
Date: 14-01-2002
Author: Николай КОНЬКОВ
«МИР В ОБМЕН НА ЗЕМЛЮ»?
"Ой, мама, Шикотан! Итуруп!"
(Любимая песня Хакамады)

Формула "Мир в обмен на землю" была некогда предложена Ицхаком Рабином для разрешения израильско-палестинского конфликта на Ближнем Востоке. Похоже, теперь та же самая формула задействована для "нормализации" российско-японских отношений на Дальнем Востоке. Полный текст подписанного Владимиром Путиным и Дзюнъитиро Коидзуми 10 января "Плана действий" до сих пор остается закрытым документом, однако известно, что в нем российская сторона еще раз дала принципиальное согласие на обсуждение территориальной принадлежности Южных Курил, что традиционно расценивается в Японии как проявление готовности РФ отказаться от суверенитета над "Северными территориями", как их предпочитают именовать в Стране Восходящего Солнца.
Кстати, депутат Государственной думы РФ от Сахалинской области Иван Ждакаев, комментируя итоги визита, весьма справедливо сослался на Закон РФ "О географических наименованиях" от 1996 года, согласно которому все наши территории должны именоваться только по-русски. "Ему (имеется в виду министр иностранных дел И.Иванов.— Н.К.) как японцы сказали: "Хабомаи", так он несколько лет и повторяет. А у нас эти острова на картах называются Малая Курильская гряда, каждый остров которой имеет свое название. Я вам назову по памяти — Зеленый, Осколки, Маячный, Плоский, Танфильева, Полонского и ряд других". То есть министр иностранных дел и сам президент, используя в официальных переговорах и документах японские наименования, нарушают закон. Как говорится, возникает повод для обращения в Конституционный суд. И странно, почему левопатриотическая оппозиция этой возможностью до сих пор не воспользовалась.
Тем более, что, выражая "полную удовлетворенность" итогами своего визита, японский премьер-министр даже заявил, что в Токио, конечно, понимают неготовность Кремля в предвыборный период сделать сколько-нибудь определенные шаги по передаче "Северных территорий" под японскую юрисдикцию и готовы перенести "окончательное" решение данного вопроса на 2004-2005 годы, причем заключение мирного договора между двумя странами, который, как почему-то полагают, должен привести к резкому росту японских инвестиций в российскую экономику, возможен до передачи островов. В этой связи весьма показателен тот факт, что официальный представитель японской делегации Дзиро Окуяма фактически выступил против столь "мягкой" позиции собственного премьера, настаивая на том, что "принадлежность северных территорий" необходимо определить до заключения мирного договора. Иными словами, налицо новая редакция известного спора Остапа Бендера с монтером Мечниковым, измученным нарзаном, что вперед: деньги или стулья.
Но оставим японцам их проблемы — у нас хватает своих. Заявления президента Путина о том, что "необходимо учитывать, в результате каких событий и решений острова оказались под российской юрисдикцией", а также, что "совместная декларация СССР и Японии 1956 года и другие декларации о российско-японских отношениях составляют базу для переговоров путем решения вопроса о принадлежности островов и достижения полной нормализации отношений между Токио и Москвой", открывают широкий простор для дипломатической игры. Пожалуй, даже слишком широкий.
Комментируя итоги нынешней встречи, практически все аналитики сходятся во мнении, что главным содержанием ее был вовсе не территориальный вопрос, а вопрос энергетический. Высокие мировые цены на нефть поставили без того стагнирующую японскую экономику и, соответственно, политику в практически безвыходную ситуацию. Доступ к российскому сырью для Токио становится жизненно важным. Тем более, что Россия вправе сегодня выбирать, куда именно: на Китай, Японию или Корею будут сориентированы "восточное" направление наших нефте— и газопроводов, транспортных магистралей, связанных с этим финансовых потоков и так далее. Однако суть затеянной Кремлем игры, похоже, при всей сложности внешних форм проста до примитивности: получить от своих внешнеполитических "партнеров" как можно больше и как можно быстрее, а потому обещать всем и всё. Заиграться в эту нехитрую и безопасную вроде бы игру проще простого — стоит только измениться экономической и политической конъюнктуре, как Путину сотоварищи сразу придется несладко. Помнят же японцы до сих пор, и хорошо помнят, что Хрущев в 1956 году пообещал им отдать сначала два острова, а потом еще два, но не хотят помнить, на каких условиях это предложение было тогда сделано. А "царь Никита" в их число включил, между прочим, ни много ни мало — вывод американских военных баз с территории Японии. Теперь японцы старательно делают вид, что обещание было и остается в силе, а условий никаких при этом не было. А "пятая колонна" активно подпевает им на караоке. Напомню, что точно так же нынешняя "нэзалэжна" Украина ненароком "позабыла", что Севастополь даже после передачи Крыма в состав УССР юридически оставался в составе России и присоединила его к себе "по факту", с чем поспешила согласиться и российская Госдума. И никакой закон о целостности территории Российской Федерации при этом не сработал, никакой "гарант Конституции" не обеспечил соблюдения им же установленных норм.
А мирный договор с Японией… Да жили мы без него как-то полвека, проживем и еще. С Германией-то у нас тоже никакого мирного договора не было и нет. Может, им Калининградскую область, то есть, простите, Восточную Пруссию для начала предложить? То-то "еврами" засыплемся…
А если без шуток, то вопрос о территориальной целостности России настолько важен, что может стать одним из центральных в грядущей предвыборной кампании — вплоть до проведения общенационального референдума, с запретом на которые слишком уж угодливо подсуетились прокремлевские фракции нынешней Госдумы.

1.0x