Авторский блог Владимир Винников 03:00 24 декабря 2001

ГАЛАКТИКА ГАЛАКТИОНОВОЙ

ГАЛАКТИКА ГАЛАКТИОНОВОЙ
52(421)
Date: 25-12-2001
Обсуждение сборника Веры Галактионовой “Слова на ветру опустевшего века”, которое состоялось в Государственном музее Л.Н.Толстого (ул.Пречистенка, 11), еще раз подтвердило особый статус ее прозы в нашей литературе. И не случайно все выступавшие, а в их числе были и Валентин Устинов, и Тимур Зульфикаров, и Сергей Куняев, и директор музея Л.Н.Толстого Виталий Ремизов, стремились, каждый по-своему, обозначить и передать эту особость. Поэтам ближе всего оказались явно выраженные метафоричность и ритмика авторского языка, венцом чего стало вручение Вере Галактионовой, прозаику, диплома члена-корреспондента Академии Поэзии. Музейные работники отмечали новое развитие традиций классической русской литературы в ее творчестве — традиций, восходящих, по сути, к невероятному, но бесспорному сплаву православной этики с “критической” немецкой философией: от Канта до Гегеля. Из уст профессиональных критиков можно было услышать о таком редком сегодня свойстве литературных произведений, как художественность, явленная даже в публицистических очерках автора, не говоря уже о рассказах и повестях, вошедших в сборник. Наконец, читатели и почитатели творчества Веры Галактионовой рассказали о впечатлениях от ее прозы — и в их выступлениях прозвучало (вскользь) определение, вынесенное в заголовок этой заметки: “Галактика Галактионовой”.
Все услышанное, несмотря на абсолютно комплиментарный характер прозвучавших высказываний, а может быть, как раз вследствие этого (только о мертвых говорят хорошо или ничего), вместе с тем оставило смутное ощущение какой-то исчерпанности самого предмета разговора, течение которого то и дело из собственно литературной сферы вырывалось в области политики и религии. Похоже, что и последней работой “Большой крест”, опубликованной в журнале “Москва”, Вера Галактионова подвела итог целому этапу своего творчества. За любыми достижениями подобного уровня, как правило, следует фаза кризиса — тем более тяжелого, чем выше был взлет. С данной точки зрения можно сказать, что масштаб таланта художника напрямую коррелирует с амплитудой и частотой этих творческих взлетов-падений, и только у гениев они сливаются воедино, когда взлет опосредует собой и вбирает в себя все проявления непрерывного творческого кризиса.
“Наш авторский взгляд на жизнь пока еще слишком окрашен корчами собственного я... не отходит на достаточное расстояние от окружающей жизни и внутренней, чтобы охватить объем изображаемого жизненного пространства в его неискаженном свете — в строгой, точной, ясной соотнесенности образов, характеров, поступков, идейных пропорций и примет времени... Чтобы выполнять большие и настоящие задачи времени, современной русской литературе придется, как минимум, избавиться от главного, привычного греха постперестройки — от греха человекоугодничества (читателеугодничества, то есть)”,— пишет Вера Галактионова. В так заданной системе координат судьба ее творческой галактики очевидно и неминуемо должна пройти через некое масштабное, космогоническое даже, испытание. Пожелаем же Вере Григорьевне скорейшего обновления и преображения “на выходе”.
Владимир ВИННИКОВ



1.0x