Авторский блог Редакция Завтра 03:00 10 сентября 2001

ГОВОРИТ АЛЕКСАНДР ГУСАК

ГОВОРИТ АЛЕКСАНДР ГУСАК
37(406)
Date: 11-09-2001
Подполковник ГУСАК Александр Иванович родился 19 октября 1957 года в городе Донецке. В 1985 году закончил МГУ им. М. В. Ломоносова, юридический факультет. В 1987 году — высшие курсы КГБ СССР (г. Горький), позднее — курсы руководящего состава Академии МБ РФ. Защитник идеалов Советского строя, партии, Родины.
Награжден орденами "Мужество" и "За военные заслуги", медалями "За отличие в воинской службе", "70 лет Вооруженных Сил СССР", "За отвагу".

— Александр Иванович, сегодня по России миллионными тиражами распространяется спецвыпуск "Новой газеты" с отрывками из книги вашего бывшего подчиненного Александра Литвиненко "ФСБ взрывает Россию". Сам Литвиненко — теперь гражданин Великобритании, куда он сбежал якобы от расправы. Появление этой книги многие сравнивают с разорвавшейся бомбой. По сути, перебежчик обвинил своих вчерашних коллег в том, что они ведут войну против собственной страны, что именно ФСБ организовала взрывы домов в Москве и развязала вторую чеченскую войну. Книга изобилует фамилиями офицеров, служебными телефонами, кличками "агентов", но вы один из немногих, кто знал не только самого Литвиненко, но и уровень его информированности. Как вы оцениваете сей труд?
— В вашем вопросе прозвучала очень важная для понимания и правильной оценки литвиненковских литературных изысканий фраза "уровень его информированности". В книге он то и дело пытается выдать себя за сверхкомпетентного специалиста, осведомленного обо всех сторонах жизни и деятельности ФСБ. На самом же деле, Литвинеко был обычным рядовым оперативным работником. Его служебный "потолок" — начальник небольшого подразделения в управлении. И все. Выше он не поднялся. Как "опер" он даже не имел допуска к секретным документам. В лучшем случае он мог попытаться собирать информацию из частных разговоров своих сослуживцев, но и это совершенно не уровень. В Чечне он участвовал лишь в одной операции, в Первомайском, где проявил трусость и был отослан в оперативный штаб. В книге же он сыплет фактами и данными так, словно перед ним лежали целые папки оперативных разработок и досье. Но ничего этого просто не было. Весь объем приведенной Литвиненко информации — это всего лишь скомпилированный "гроссбух", для составления которого достаточно нескольких служебных телефонных справочников, десятка сплетен и подшивки "Криминальной хроники" за последние несколько лет.
Кстати, в самом тексте едва ли не главными ссылками, к которым автор то и дело отсылает читателя, являются газетные и журнальные публикации и выпуски телепрограмм.
Извините, но для офицера спецслужб, ведущего собственное расследование, это просто смешно.
Более того, читая этот спецвыпуск, я постоянно ловил себя на ощущении, что сам Литвинеко в лучшем случае в некоторых местах выступал консультантом. Не его стиль, не его язык, не его манера изложения. И даже не его образ и уровень мышления. Литвиненко опер, и я очень хорошо знаю его образ мышления, его логику. Книга же писалась людьми, которые абсолютно далеки от оперативного мышления, но "закручены" на идеологии и публицистичности.
Я почти уверен, что Литвиненко не является автором этой книги. А свою подпись под ней он поставил, чтобы угодить своим новым хозяевам. Жить-то в Англии надо на что-то. Ну может быть, еще, чтобы отомстить службе. Злопамятности у него на пятерых…
Поэтому относиться к этой книге как к действительно серьезному исследованию — просто глупо.
— Что за человек Литвинеко, как бы вы могли его охарактеризовать?
— Начну с того, что ко мне в подразделение его назначили без моего ведома. Поэтому пришлось работать вместе и притираться.
Как профессионал он был вполне на уровне. Любил оперативную работу, умел работать. Но как человек — дрянь. Его буквально распирала гордыня. Своих товарищей он просто не во что не ставил. Люди для него были только пешки в его собственной игре. И после ряда конфликтов с сослуживцами, когда чуть до драк не доходило, я даже был вынужден добиться его перевода в другое подразделение.
В собственных интересах он мог перешагнуть через кого угодно и через что угодно. Он жил и живет только для себя. Поэтому вопрос предательства для него не стоял никогда. Надо предать — предаст. Предал когда-то службу, предал друзей, предал меня, и вот теперь предал страну, поставив свое имя под дешевой фальшивкой…
Записал В.ШУРЫГИН
МАТЕРИАЛ “ПЕРВОМАЙСКИЙ ПАРАД” ЧИТАЙТЕ НА СТР. 5



1.0x