Авторский блог Редакция Завтра 03:00 23 июля 2001

УРОКИ НА СЕГОДНЯ

УРОКИ НА СЕГОДНЯ (Письмо школьницы)
30(399)
Date: 24-07-2001
СИГНАЛ БЕДСТВИЯ "SOS" подает примерно каждая пятая школа. Но в капитальном ремонте нуждаются не только кабинеты и коридоры, но и общепит, называемый школьной столовой. Иначе, как общепит, ее назвать нельзя, потому что цены в школьных столовых смешнее смешных, да и есть эту еду захочется далеко не каждому: вот и приходится перебиваться булочками. Ни о каких супах быстрого приготовления, кофе и газированных напитках детки даже не мечтают. По словам одного старшеклассника, "заходить в столовую на одной перемене с младшими смертельно опасно: расстреляют попкорном!". Да, чем бы дитя не тешилось. Я думаю, что все зависит от обстановки. Если бы в столовой стояли круглые столики, накрытые скатертями, играла бы музыка, то даже самый озорной мальчишка не рискнул бы бросить бумажку. А если в коридорах будут стоять кожаные диваны с журнальными столиками, то дети перестанут носиться по коридорам, кататься на перилах и сидеть на подоконниках.
Любители покурить есть везде, и с этим борется каждая школа. Но если уж человек курит — ничего не поделаешь. Но и тут можно найти взаимовыгодный выход. Например, сделать платную "курилку", тогда и у учеников проблем меньше будет, и денег в школьном фонде прибавится.
Те же, кто ведет здоровый образ жизни, спешат на уроки физкультуры. Но и тут не все так просто, как кажется. Любители погонять в баскетбол вынуждены приносить свои мячи, волейбольная сетка похожа на невод горе-рыбака, а маты приказали долго жить. На возмущения учеников учителя твердят, что у школы нет денег на спортинвентарь. Затем выясняется, что у "бедной" школы нет денег на лабораторную посуду в кабинеты физики и химии. Если так пойдет и дальше, то в недалеком будущем наши дети на лабораторных работах будут смешивать препараты, извините, в майонезных банках.
После всех перечисленных фактов сам собой напрашивается вопрос: а куда же уходят те 50-100 рублей, которые ежемесячно сдаются в фонд школ, в принципе считающихся бесплатными? Догадливые старшеклассники, не раз побывавшие в кабинете директора, уже нашли ответ на этот вопрос. Уж где-где, а здесь не обходится без кожаных диванчиков, журнальных столиков, цветных телевизоров с видеомагнитофоном и всякой офисной "утвари" вроде компьютера, принтера, ксерокса, телефона с факсом и т.д. и т.п.
Конечно, учителя как могут следят за безопасностью своих учеников. Для этого школы, считающие себя продвинутыми, нанимают охрану. Но, вы меня извините, испугаться можно скорее самих деток, нежели этих охранников. Сидит себе дедушка пенсионного возраста, читает книжки, разгадывает кроссворды и пугает народ фразой: "Вам сюда нельзя!". Из раздевалок регулярно пропадают вещи, потому что охранники, которым и ходить-то тяжело, разрешают открывать раздевалки самим деткам, а они, естественно, берут вещи и за себя, и "за того парня". Оттого порой и задумываешься, что лучше — наше время, или времена наших бабушек, когда девочки бегали в коричневых платьях и белых фартучках, а мальчики в синих костюмчиках. У всех на груди значок октябренка, галстук пионера и все уверены в том, что: "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!".
Сейчас же у нашей молодежи свои лозунги. На одной из подмосковных школ написано крупными буквами: "Все в кайф, в струю и в жилу!". Незатейливая надпись, говорящая обо всем. Наркомания в школах Москвы и Подмосковья стала наступать подобно девятому валу. На ее фоне курение становится безобидной детской забавой, на которую просто закрывают глаза. "Словить кайф" ученички умудряются даже между уроками, на переменах, просто в туалетах на глазах у народа. Одноклассники на "нариков" и их занятия просто не обращают никакого внимания — связываться опасно. По словам очевидцев: "Дятлам устраивают темную или в лучшем случае облаву...". Перевожу: того, кто донесет учителю, хорошенько покалечат или в лучшем случае поговорят по-мужски. С такими трудными детьми педагогам и всему школьному персоналу приходится нелегко, очень нелегко! Здесь не помогает даже школьный психолог, если таковой, конечно, имеется.
Но наркоманами не рождаются, ими становятся. И становятся отнюдь не от хорошей жизни. Зачастую таким образом непонятые в обществе люди хотят уйти от проблем. Отсюда мы плавно переходим к проблеме взаимоотношений между учениками и разногласий между учителями и учениками. Иногда с учителями приходится нелегко. Особенно если они ведут себя так, словно на дух тебя не переносят, непонятно объясняют материал на уроках, да и похвалы от них не дождешься. Большинство учителей действительно хотят научить нас всем премудростям своей науки, но не у всех это получается. Я не открою Америку, если скажу, что примерно у 30 % учащихся "плавают лебеди" в журналах. А исправлять двойки как-то надо. Кто-то усердно зубрит и отвечает, а кто-то идет на хитрость.
Взятки, как за границей, наши учителя, конечно, не берут, но с удовольствием принимают шоколадки, просят что-либо сделать (например, поучаствовать в школьном мероприятии вместо заболевшего Пети), и в журналах, как по действию волшебной палочки, появляются хорошие оценки. Но не все семи пядей во лбу, чтобы идти на подобные хитрости. И те, кто закрывает пробелы своим умом и стараниями, а зачастую это не очень получается, готовы выть на луну. Не всегда легко выдержать школьную нагрузку. Особенно когда на тебя со всех сторон давят фразами типа: "ты никогда ничего не добьешься в жизни...".
Но в школах, естественно, есть и отличники. Их жизнь, казалось бы, должна быть усыпана лепестками роз: учителя в один голос твердят, что у них блестящее будущее, родители рассказывают всем и каждому об успехах их детей, и вообще не жизнь, а малина. Но не тут-то было. Как говорится, где розы, там и шипы. С одной стороны, приятно, когда тебя хвалят учителя, но с другой стороны, гораздо неприятнее выслушивать оскорбления от завистливых сверстников. Отличники обычно общаются только с себе подобными, потому что остальные ученики их просто не любят. Им постоянно приходится выслушивать оскорбления.
В школьной жизни важны не только уроки, но и сверстники, с которыми мы общаемся. Как оказалось, в любой школе, в любом классе дети делятся в среднем на три группы, которые в лучшем случае вообще не общаются, а то и враждуют. И делятся эти группы отнюдь не по интересам, а, как ни странно, по денежному достатку. Другими словами, классы делятся на "новых русских", "крутых" и "простеньких". Как правило, преобладают крутые, которые стараются выделиться из толпы, но в рамках разумного. "Нового русского" можно узнать сразу: он, как новогодняя елка, увешан всякой всячиной вроде пейджера, сотового телефона, электронной записной книжки и т.п., и они обычно стараются, чтобы это было как можно заметнее. Ну и третья группа — простенькие, которым достается обычно от "новых русских", потому что они в их глазах абсолютно не современные. Из-за этого "расслоения" общества появляются так называемые белые вороны.
Немаловажную роль в том, как чувствует себя ученик на уроках, играет отношение к нему самого учителя. Именно с этим возникает большинство проблем. Вероятнее всего, предметы делятся на любимые, не очень любимые и просто невыносимые — именно по степени любви к учителям. Как правило, ни в одной школе не обходится без любимчиков. Но также много несчастных, которых учителя считают врагами народа. Да, им не позавидуешь. Постоянные придирки по поводу и без повода, замечания, требования невыполнимого. И зачастую поводом к этому может послужить то, что учителю просто не нравится, как одевается его ученик.
Школа последнее время стала напоминать скорее маскарад или шоу "кто во что горазд", нежели учебное заведение.
Но как ни ругай эту школу, в ней мы проводим 10 лет своей жизни. Так давайте сделаем так, чтобы эти десять лет были действительно лучшими в нашей жизни!
Светлана БУРЦЕВА
Москва



1.0x