Авторский блог Редакция Завтра 03:00 28 мая 2001

ВЛАСТЬ МОРЯ

ВЛАСТЬ МОРЯ (Интервью с действительным членом Российской Академии наук, доктором технических наук, профессором, лауреатом Государственной премии СССР, Героем Российской Федерации, директором ЦНИИ им. академика А.Крылова Валентином Михайловичем Пашиным)
22(391)
Date: 29-05-2001
В 1989 году судостроительная промышленность СССР построила 78 подводных лодок, боевых кораблей и судов обеспечения, в 1995 году — 11, в 1996 г. — 8, в 1997 г. — 6 и в 1998 г. — только 4. Что дальше?
Флот и судостроительная промышленность переживают не лучшие времена. Но даже в этих непростых условиях и военные моряки, и судостроители делают все, чтобы Россия оставалась великой морской державой. Обратимся к истории. В 1914 году в составе ВМФ России находилось 177 кораблей. И это спустя всего 9 лет после разгрома Японией русской Тихоокеанской эскадры. Для сравнения: США имели на тот момент 183 корабля, Франция — 207 кораблей, Великобритания — 552 корабля...
В начале 1991 года в составе отечественного флота было 858 кораблей суммарным водоизмещением 2.540 тысяч тонн: 219 подводных лодок, 5 авианесущих кораблей, 99, как назывались они на Западе, "кораблей охранения" (по отечественной классификации — крейсера, эсминцы, противолодочные и сторожевые корабли), 82 десантных корабля, 453 малых корабля и катера. В ВМС США — соответственно 459 кораблей (3.530 тысяч тонн), Великобритании — 132 корабля (390 тысяч тонн), Франции — 103 корабля (280 тысяч тонн).
Сегодня, по данным Jane's Fighting Ships, в составе ВМФ России находится 154 корабля океанской зоны (стратегические и многоцелевые атомные подводные лодки, дизельные подводные лодки, авианесущие корабли, корабли охранения, десантные корабли), в то время как в ВМС США — 277 кораблей тех же классов (вместе с морскими тральщиками — немногим более 300 кораблей).

— Россия — не СССР. Почему же мы по-прежнему сравниваем наш флот с флотом США?
— Мы не сопоставляем свой флот с флотом США как нашего потенциального противника. Я рассматриваю США прежде всего как крупную морскую державу, опыт строительства флота которой надо тщательно изучать.
В соответствии с опубликованными в начале июля ИНФО-ТАСС данными, Пентагон планирует приступить в 2001 году к подготовке нового обоснования военных потребностей, в котором, вероятно, будет предложено увеличить численность корабельного состава ВМС до 360, включая 15 (вместо 12) авианосцев. Для достижения этого уровня необходимо ежегодно вводить в строй 11 новых кораблей, что потребует дополнительных расходов в размере 4-5 млрд долларов.
— А на что может рассчитывать Россия?
— В той же публикации ИНФО-ТАСС имеется примечание, что, по прогнозам российских военных, численность корабельного состава ВМФ России к 2010 году не превысит 100-120 боевых кораблей основных классов.
— Много это или мало для российского ВМФ в XXI веке?
— На ваш вопрос ответить можно по-разному. Правильнее сказать "мало", потому что у отечественного ВМФ чрезвычайно много серьезнейших задач. Военно-Морской Флот должен обеспечивать России безопасность ее хозяйственной и экономической деятельности в океанах, морях, на шельфовой зоне и стратегическую стабильность в мире.
Названные мною 100-120 кораблей будут распределены по четырем флотам — Северному, Тихоокеанскому, Черноморскому и Балтийскому — и подлежат рассредоточению на боевое дежурство в различные районы океана. Да и Каспийское море требует отвлечения корабельного состава. При этом далеко не все корабли могут одновременно быть в море. Значительная их часть должна находиться на межпоходовом обслуживании в базах, в плановых ремонтах и т.п.
— Валентин Михайлович, вы все же сказали, что ответить можно по-разному. Почему?
— Потому, что даже это недостаточное, на наш взгляд, количество в ближайшие годы недосягаемо при нынешнем финансировании. В интервью начальника главного штаба ВМФ адмирала Виктора Кравченко "Интерфаксу" подчеркивается, что финансирование ВМФ должно составлять не менее 25 процентов от бюджета Министерства обороны РФ, тогда как в настоящее время доля финансирования флота значительно меньше.
Я вполне разделяю озабоченность начальника главного штаба ВМФ России. Более того, беру на себя ответственность заявить, что при сегодняшнем уровне нашего ВВП и 25 процентов чрезвычайно мало. В бюджете министерства обороны США, например, доля ассигнований на военно-морские силы составляет 33 процента, что с учетом разницы в размере ВВП обеспечивает ВМС США объем бюджетных средств, в 25 раз превышающий финансирование ВМФ России.
— Где же выход из тупиковой ситуации?
— Выход есть. Путь возрождения флота России в ближайшее время предстоит пройти уже в пятый раз. Первый раз мы возрождали его после поражения в Крымской войне во второй половине прошлого века, в результате чего от парусного флота перешли к броненосному. Отправной точкой для последующего возрождения явилось Цусимское сражение. Третье возрождение флота относится к 30-м, предвоенным годам. Четвертое — к 60-80-м, в результате чего наша страна создала равный по боевой мощи ВМС США океанский атомный ракетно-ядерный флот.
Чем меньше денег имеется у государства на поддержание и развитие ВМФ, тем более разумно их надо тратить. Часть средств должна быть нацелена на поддержание исправного технического состояния, своевременный ремонт и частичную модернизацию наиболее эффективных кораблей и судов последних лет постройки. Поэтому в переходный период следует либо вовсе отказаться от заказа новых кораблей, либо минимизировать его, так как темпы постройки по 2-3 процента в год ничего, кроме неоправданных издержек, не дают.
Значительные средства должны быть направлены на сохранение и дальнейшее развитие интеллектуального потенциала промышленности, разработку новых высоких морских технологий, способных обеспечить прорыв в самом начале нынешнего возрождения флота. Не надо бояться работать "на полку". Наоборот, мы всегда должны быть в готовности немедленно предложить новые проекты кораблей на основе самых современных технологий и высокоэффективных комплексов оружия и радиоэлектронного вооружения. Уместно напомнить, что в предшествующий период мы каждые пять-семь лет обновляли номенклатуру строящихся кораблей, переходя от одного поколения к другому. Одновременно в разработке находилось до 70 проектов кораблей и судов, половина которых реализовывалась "в металле".
— Валентин Михайлович, а у вас есть свой прогноз развития кораблестроения в России?
— Конечно, есть. Прогнозами такого свойства мы занимаемся уже несколько десятков лет. В нашем институте успешно функционирует отделение прогнозирования развития кораблестроения (как отечественного, так и зарубежного) и изучения мировой конъюнктуры судостроения.
К 2010 году силы общего назначения ВМС иностранных государств не только сохранят, но и повысят свои наступательные боевые возможности в полтора-два раза за счет качественного совершенствования их ударных компонентов. По оценкам экспертов, в период до 2013 года в мире будет построено 1.443 новых боевых корабля, в том числе: 10 авианосцев, 133 подводные лодки, 131 десантный корабль, 105 эскадренных миноносцев, 77 корветов, 107 фрегатов, 89 ракетных катеров, 129 тральщиков, 581 патрульный катер и 81 судно обеспечения. Распределение по странам: США — 260 кораблей, страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 419, европейские страны — 547. Иными словами, свыше 32 процентов всей выпускаемой мировой продукции военного кораблестроения придется на страны Азии и Австралию. Это говорит о том, что морские страны, большие и малые, стремятся иметь сильные флоты. Без всякого преувеличения можно сказать: "Кто владеет морем, тот владеет всем".
В прошлые годы наше отделение непосредственно занималось формированием долгосрочных программ кораблестроения, флотских разделов программ вооружения, перспективных программ и планов фундаментальных и прикладных НИОКР в интересах обороны страны. Все эти программные документы готовились совместно с ВМФ и принимались правительством страны.
— А теперь?
— Теперь промышленность практически не участвует в разработке программ вооружения, и, соответственно, наши прогнозы не востребованы. От этого страдают все, а флот — в первую очередь. Но я отчетливо понимаю, что такое отношение к нам временное, и в условиях полного отсутствия финансирования прогнозных исследований оборонного характера считаю своим долгом сохранить это отделение в структуре института. Я глубоко убежден, что никогда не следует экономить на прогнозных исследованиях, или, как мы говорим, прицеливании. Слишком значимым для государства может оказаться ущерб от недостаточно обоснованных решений.
— Чем еще занимается ваш институт, кроме, образно говоря, прогнозов, насколько тесны ваши связи с флотом?
— Мы подписали договор о шефских связях и техническом сотрудничестве с экипажем гвардейской атомной подводной лодки "Гепард". Инициатива установления этого шефства обусловлена рядом знаковых факторов. Среди них особо выделю два.
Во-первых, это 250-я построенная в нашей стране и последняя отечественная атомная подводная лодка, которую планируется передать в состав Военно-Морского Флота в уходящем тысячелетии.
Во-вторых, специалисты нашего института внесли большой вклад в повышение скрытности этого класса отечественных подводных лодок — важнейшего качества, определяющего их боевую эффективность. Достижения российских ученых и конструкторов в области скрытности подводных лодок этого типа, а "Гепард" является 14-й подводной лодкой типа "Барс", признаны специалистами ведущих военно-морских держав мира.
Шефство института над подводной лодкой "Гепард" должно принести пользу как экипажу корабля в плане технической и социальной поддержки, так и специалистам института — в плане изучения опыта эксплуатации этого корабля и на этой основе дальнейшего совершенствования его характеристик. Договор носит бессрочный характер, и мы надеемся, что совместными усилиями атомная подводная лодка "Гепард" в XXI веке по боевой эффективности станет лучшей подводной лодкой не только Северного, но и всего Военно-Морского Флота России.
Мы очень гордимся этой акцией, так как она способствует возрождению в России лучших национальных традиций.
Вел беседу Сергей ИВАНОВ, капитан 1 ранга запаса
Благодарим сайт за предоставленный материал.



1.0x