Авторский блог Редакция Завтра 03:00 7 мая 2001

КОСМИЧЕСКАЯ “НЕСТЫКОВКА”

КОСМИЧЕСКАЯ “НЕСТЫКОВКА”
19(388)
Date: 07-05-2001

Две фотографии астронавта Ф.Олдрина "на Луне" из журнала "Америка" (№162 апрель 1970 года) на фоне одной и тойже опоры посадочного модуля "Аполлона-11". На первом снимке рост Ф.Олдрина оказывается равным приблизительно 2,5 метра, а на втором - 1,3 метра, или почти в два раза меньше...
ЗАТОПЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СТАНЦИИ "Мир" в водах Тихого океана совпало по времени не только с годовщиной президентства Путина, но и с 40-летним юбилеем полета Юрия Гагарина. По сути, это убийство поставило жирный крест на всем героическом этапе отечественной космонавтики. И, хотя наши позиции в освоении космоса еще могут быть в значительной мере восстановлены при использовании сохранившегося потенциала, уже совершенно очевидно, что такое восстановление не является политическим приоритетом нынешнего Кремля. А в открытую платившие с середины 90-х годов за тайны "русского космоса" американцы получили все, что хотели, и теперь в принципе могут обходиться без нашей помощи, если не считать таковой российских "гастарбайтеров", привлекаемых к выполнению программ NASA. Говорю об этом как специалист с 35-летним стажем работы.
И этот печальный результат, по моему глубокому убеждению, стал следствием негласной, но вполне ощутимой "конвергенции элит". Окончательные формы такой конвергенции мы можем наблюдать со времен горбачевской "перестройки" и ельцинских "реформ", когда она распространилась на политическую элиту советского общества. Но ее методы отрабатывались задолго до 1985 года, прежде всего через высшие слои научно-технической и гуманитарной интеллигенции. О феномене советского "диссидентства" сказано и написано уже достаточно много. Но не менее эффективными были и другие адресные модели "информационной войны", которую американцы вели против советского общества и продолжают вести против России (даже ожесточеннее, чем против СССР, несмотря на самоубийственную эволюцию России в угоду США). О них сегодня предпочитают молчать, ибо это оружие продолжает уничтожать потенциал нашей страны, что наглядно проявилось и в чернобыльской катастрофе, и в трагедии станции "Мир". Моей задачей является по мере сил прервать многолетний "заговор молчания", хотя я прекрасно отдаю себе отчет в том, с какими трудностями и опасностями это может быть связано.
КАКОГО РОСТА БЫЛ АСТРОНАВТ ОЛДРИН?
При описании космических программ конца 60-х—начала 70-х годов теперь используют термин "лунная гонка" (см. одноименную книгу Б.Е.Чертока). Но на деле никакой "лунной гонки" не было — реализовался алгоритм известной сказки о соревновании в беге между зайцем и ежом, где американские ежи встречали советского зайца неизменным: "А я уже здесь!"
После убийства президента Дж.Кеннеди его искреннее заявление о намерении отправить людей на Луну и вернуть их на Землю в Вашингтоне было решено использовать по голливудским стандартам — только в режиме реального политического и технологического времени. В СССР этому способствовала весьма "своевременная" смерть С.Королева — единственного, пожалуй, человека, который мог не только установить американский подлог, но и бескомпромиссно выступить против него, предотвратив разбазаривание народных денег на заведомо тупиковые проекты "ответных ударов" по пустоте.
Первый момент уже достаточно широко обсуждался в прессе и связан с фальсификацией доказательств высадки на Луну американских астронавтов. Вопросы к экипировке астронавтов, к системе их жизнеобеспечения и так далее возникли достаточно давно, однако долгое время не обсуждались публично. "Прорыв" в этом направлении связан с именем американского автора Ральфа Рене, который, не будучи специалистом в области космонавтики, обобщил все "бытовые" трактовки несуразностей в официальной истории программы "Аполлон" и издал соответствующую книгу. Поскольку в ней — умышленно или нет — содержится масса фактических неточностей, работа Ральфа Рене на деле выполнила роль "встречного пала", и разговор быстро перешел в сферу обсуждения уровня IQ автора и степени его психологической вменяемости, что дискредитировало саму тему дискуссии. Поэтому сегодня на скептиков, подвергающих сомнению реальность высадки американских астронавтов на Луну, все получили право смотреть как на психически не вполне нормальных людей. Методики подобных "активных операций" на Западе достаточно хорошо разработаны — сошлюсь хотя бы на выкладки покойного В.В.Кожинова, связанные с проблематикой холокоста.
Это же подтверждается ходом обсуждения результатов моей собственной экспертизы, опубликованных в газете “Калининградская правда” (г.Королев, Московской обл.). Большинство моих оппонентов соглашались с тем, что знаменитые фотоснимки “американских астронавтов на Луне” были сняты где-то в ином месте (два “фотодоказательства” представлены здесь в качестве иллюстрации). Однако это обстоятельство, по их мнению, вовсе не доказывает, что полет “Аполлона-11” к Луне и возврат его лунной кабины с поверхности спутника Земли — фикция. Дескать, этого не может быть, потому что не может быть никогда. И даже анализ принципиальной схемы устройства лунной кабины “Аполлона” с точки зрения инженера-двигателиста, показавший невозможность ее применения на практике, их не убеждает. “А что, американцы не могли засекретить свою схему?”— спрашивают мои оппоненты. Да могли, конечно, могли. Но если фотоснимки сфальсифицированы, схема лунной кабины сфальсифицирована — какие есть еще доказательства реальности этой “величайшей победы” космонавтики США? И почему тогда они не секретили схемы устройства своих космических кораблей — вполне реально летавших в космос наряду с советскими?
Мне говорят: на Землю доставлены образцы лунного грунта. Опять же, где доказательства, где гарантии того, что это именно лунный грунт, а не взятый из окрестностей какого-нибудь вполне земного ядерного полигона? Или специально созданный в лабораторных условиях, “приближенных к космическим”? Уверяю вас, таких гарантий и доказательств нет. “Единожды солгавши, кто тебе поверит?” Но поверили — потому что это было выгодно. Догонять ведь куда проще, чем самим пролагать новые пути. По крайней мере, куда идти — показывает спина лидера. “Высадка на Луну” была сменой космического лидера. Генеральный конструктор С.П.Королев сам был лидером и такой смены признать не мог. Так что попасть на Луну в глазах всего мира американцы могли только после его смерти. И, возможно, только после смерти Гагарина. Не раньше, во всяком случае...
“НЕХОРОШЕЕ ЧИСЛО” В КОСМОСЕ
Однако для создания полного "эффекта реальности" происходящего американским шоу-астронавтам нужно было решить ряд очень скользких проблем. В частности, проблему предстоящей 100%-ной надежности их "лунных систем". Априорная правота фразы "Не ошибается тот, кто ничего не делает" просто требовала "ошибок" для подтверждения того, что ведется реальная работа. К тому же, в "металле" американские системы не блистали надежностью и, как минимум, не превосходили по этим параметрам советские аналоги.
Поэтому было принято решение поразить мир демонстрацией тщательной наземной отработки американской "лунной техники". Дескать, вот вам куча денег, вот стенды, а вот и результаты — в космосе все работает как часы. Фокус удался. Поэтому весь мир, и в нем специалисты по надежности, были потрясены катастрофой "Аполлона-13", причиной чего специальная комиссия назвала "необычайное сочетание ошибок в комбинации с непростительными конструкционными дефектами". Интересно, что такое же "маловероятное сочетание нарушений правил и порядка эксплуатации, допущенных персоналом энергоблока", было выдвинуто и для объяснения причин чернобыльской катастрофы — опыт за плечами не носить.
Между тем экспертиза заявленного сценария той катастрофы свидетельствует о его лживости. Многие специалисты хорошо помнят те дни и могут сами проверить все, что излагается ниже.
В субботу 11 апреля 1970 г. в 13:13 (здесь и далее — время по Хьюстону) стартовал “Аполлон-13”, на котором за двое суток до старта полностью заменили экипаж — по причине “отсутствия иммунитета к краснухе” у пилота лунного модуля Кена Маттингли. 13 апреля в 21:08 на А-13 случилась авария. После того, как астронавт Свайгерт по указанию ЦУПа включил тумблер “вентилятор”, экипаж услышал хлопок (bang). В 21:11 Ловелл доложил на землю: “Хьюстон, у нас проблема”,— и сообщил, что на пульте загорелся сигнал, указывающий на неисправность в системе электропитания отсека экипажа. Спустя 3-4 минуты после “хлопка” вышла из строя батарея топливных элементов №3. Согласно инструкции, выход из строя одной из трех батарей требовал прекращения полета. Спустя 20 минут вышла из строя и батарея №1. В 01.20 14 апреля NASA официально объявило, что высадка на Луну отменяется, и корабль будет возвращен на Землю после облета Луны.
С этой минуты и до 12:07 17 апреля, когда А-13 приводнился, все мировые средства массовой информации начали работать в режиме гаданий и предсказаний: что было бы, если авария случилась раньше или позже, каковы шансы на спасение экипажа и т.д.,— оставляя за пределами внимания собственно технические аспекты аварии.
За истекшие 30 с лишним лет ситуация с освещением аварии А-13, после которой вся программа “полетов на Луну” была ”обоснованно” свернута NASA, изменилась разве что в сторону героизации действий экипажа и прославления американской техники и систем управления. В качестве подтверждения можно привести статью “Неудачу из списка возможностей исключить” (журнал “Новости космонавтики”, №6, 2000) или отрывок из книги того же Б.Е.Чертока, где автор утверждает буквально следующее: “аварийный полет А-13 вызвал наше инженерное восхищение; ЦНИИМАШ утверждает, что в ситуации, подобной аварии на А-13, мы (т.е. СССР.— Л.Б.) не способны вернуть людей на Землю” и так далее... “Инженерное восхищение” — это какая-то нелепость. Ни один профессиональный инженер таких слов сказать не может. Зато оценить то или иное решение, ту или иную ситуацию с инженерной точки зрения на основе имеющейся информации он вполне способен.
А эта информация грешит неполнотой и, мягко говоря, халтурностью. Напомню, что одним из первоисточников по ракетно-космической технике на русском языке была серия "Ракетно-космическая техника" (“РКТ”). В нашем случае "аварии" это №№32-34 (565-567) от 24 августа 1970 г. В соответствии с существовавшим в СССР порядком представления, информация, рассыпанная по первоисточникам, собиралась, систематизировалась и издавалась отдельными книгами под названием "Обзор" (в нашем случае это "Программа "Аполлон", часть II, Обзор…, июль 1971 г., ГОНТИ-1).
Итак, вот что привело к аварии согласно выводам комиссии NASA (доклад от 16 июня 1970 г.): "В 1962 г. фирма North American Aviation, головная по основному блоку корабля "Аполлон", привлекла по субконтракту для изготовления кислородных бачков в двигательном отсеке фирму Beech Aircraft и выдала ей техническое задание, которое, в частности, предусматривало использование в нагревателе постоянного тока напряжением 28в, как и в остальном оборудовании корабля. В 1965 г. техническое задание было несколько изменено, в частности, для нагревателей в бачках предусмотрели ток напряжением 65в, чтобы обеспечить более быстрое создание начального давления в бачке в ходе предстартовой подготовки на мысе Кеннеди (напряжение 65в является стандартным для наземного оборудования на мысе Кеннеди). При этом, однако, модификацию термостатов на 65в не предусмотрели… Проводившиеся испытания не могли выявить этого несоответствия, поскольку не предусматривали замыкания и размыкания контактов термостатов под нагрузкой, что является серьезным упущением тех, кто планировал испытания. При предстартовой подготовке предыдущих кораблей "Аполлон" это несоответствие также не выявилось, поскольку во всех случаях контакты термостатов были замкнуты и без повреждений пропускали ток напряжением 65в.
В октябре 1968 г. кислородный бачок №2 двигательного отсека корабля "Аполлон XIII" на заводе фирмы North American Rockwell в Дауни уронили с небольшой высоты (~5 см) и при этом, по-видимому, произошло повреждение продувочного штуцера… Этот факт не был доведен до сведения людей, ответственных за предстартовую подготовку.
27 марта 1970 г. за две недели до старта корабля "Аполлон XIII", во время репетиции запуска, в бачки был залит жидкий кислород. По окончании репетиции жидкий кислород должен быть вытеснен из бачков, для чего через продувочный штуцер подается сжатый газ. В бачке №2, вследствие повреждения продувочного штуцера, который потерял герметичность, вытеснить кислород не удалось. Тогда решили включить нагреватель в бачке, чтобы газифицировать кислород, а газ стравить из бачка. К нагревателю был подведен ток напряжением 65в. По достижении температуры 27оС контакты термостатов начали размыкаться, и в этот момент между ними возникла электрическая дуга, которая вызвала сварку контактов, замкнув их. Термостаты перестали выполнять свою роль, и температура в бачке продолжала повышаться, о чем операторы не подозревали, поскольку надеялись на термостаты. За те 8ч, что был включен нагреватель, температура в бачке превысила 550оС и произошло отслоение изоляции на проводах, ведущих к моторам вентиляторов. Проведенные эксперименты показали, что изоляция отслаивается, если в бачке в течение часа была температура 400оС. В принципе, неисправность термостатов можно было обнаружить, хотя и косвенным образом, по индикаторам, контролирующим работу нагревателей. Но это сделано не было.
14 апреля 1970 г., на третьи сутки полета корабля "Аполлон XIII", при включении вентиляторов произошло короткое замыкание оголенных проводов, от искры в кислородной атмосфере произошло возгорание тефлоновой изоляции. Пламя по изоляции достигло той части бачка, где в него входит жгут проводов. Загорелась изоляция этих проводов, и в результате было выжжено отверстие, куда устремился кислород, находящийся под высоким давлением. Газ сорвал панель отделения IV и повредил кислородный бачок №1".
Нарисованная картина является фантастической. Известно, что при разведении контактов они не свариваются намертво возникшей электрической дугой, а сжигаются с разбрызгиванием материала контактов. Никто в эксперименте не добьется сваривания контактов электрической дугой при их разведении.
Далее, в кислородный бачок, где осыпается изоляция проводов от перегрева до температуры 550оС, где нагреватель работает включенным 8 часов непрерывно, где горит алюминий и тефлоновая изоляция, и это всё происходит в атмосфере чистого кислорода — поверить нельзя, поскольку этот бачок должен минимум трижды взорваться с мощностью 50 кг авиационной бомбы. Наши ракетчики в это время постоянно сталкивались со взрывами кислородных насосов по причине чиркания роторов о корпус. При этом в кислороде горели самые лучшие легированные металлы и сплавы. И разве, зная все это, можно было поверить в медленное горение изоляции в среде жидкого кислорода с выгоранием отверстия в корпусе?! Но авторитет отечественных научных изданий был непререкаем...
БЛЕФ
Перечень подобных "нестыковок" по сценарию данной аварии, как и в случае “высадки на Луну”, достаточно велик, но более-менее полный анализ американской информационной войны в космосе против СССР заслуживает отдельной книги. Здесь же важно отметить следующее: в западных средствах массовой информации, включая специализированные научно-технические издания, целенаправленно формировался образ США как передовой космической державы (“высадка на Луну”, полет “Аполлона-13” и так далее). Тем самым сотрудничество с американцами в этой сфере представлялось оправданным и взаимовыгодным, хотя таковым на деле не являлось. Похоже, NASA и Вашингтон в течение девяти лет, до начала реализации проекта “Союз—Аполлон”, отчаянно блефовали. Американский космический блеф, а равно и позднейший блеф СОИ, удался, но этого не могло произойти без активной поддержки со стороны значительной части советской научно-технической элиты в космической отрасли, ориентированной на якобы “догоняющий” тип развития — догоняющий пустоту. А совершенно понятное и неизбежное отсутствие результатов на этих направлениях выдавалось уже за “отсталость” СССР. Со всеми последующими социально-политическими оценками и решениями, гибельными уже не только для советской науки — для всего нашего общества. Пора бы уже начать учиться — если не на чужих успехах, то на собственных ошибках...
Леонид БАЦУРА



1.0x