ГЕНЕРАЛЬСКАЯ ЗАЧИСТКА
17(386)
Date: 24-04-2001
Передел власти в силовом блоке уже давно предсказывался аналитиками и обладателями инсайдерской информации, но мало кто ожидал, что он будет столь радикальным, во всяком случае, по отношению к Минобороны. Более того, с приходом на пост министра обороны Сергея Иванова, которого многие уже называют вторым в России человеком после Путина, удельный вес армии в политической структуре общества сразу существенно вырос. Назначение на ключевые должности в МВД и налоговой полиции людей из Совбеза фактически значит, что Минобороны становится штабом, из которого будут курироваться все эти структуры. Фактически из реальных силовых ведомств некоторую независимость сохраняет только ФСБ — "это святое".
В самом военном ведомстве назначение нового министра вызвало небывалый переполох. Конечно, каждый новый чиновник, занимавший кресло в здании на Арбате, приводил с собою на достаточно высокие должности нескольких человек — свою "личную команду". Но уже многие десятилетия перемены, связанные со сменой начальства, не обещали быть столь масштабными и глубокими.
В последние годы Вооруженные Силы находились под контролем двух неодинаковых по размеру и влиянию элитных группировок. Одна из них была непосредственно связана с фигурой теперь уже бывшего министра обороны Игоря Сергеева. Однако эта группа, состоявшая в основном из генералов-ракетчиков, несмотря на огромный козырь, которым являлся "свой министр", явно уступала в степени как внутриведомственного, так и общеполитического влияния мощной и многочисленной группировке "генштабистов". Впрочем, большинство аналитиков признает, что самих генштабистов очень трудно считать монолитной группой — слишком уж разные в нее входят люди.
Первыми же своими действиями Иванов нанес удар по обоим "военным мафиям" — он сменил начальника кадров Минобороны "геншатбиста" генерала Панина на ранее возглавлявшего Военный университет генерала Ивана Ефремова (этот генерал считался "человеком" пробывшего на министерском посту считанные месяцы Игоря Родионова). Одновременно в своих полномочиях был существенно потеснен "серый кардинал" Минобороны — замминистра генерал-полковник Александр Косован, ведавший в Российской армии вопросами финансирования, строительства и расквартирования войск. Именно этот мало известный широкой общественности генерал долгие годы был главной ниточкой, связывающей "кремлевскую семью" и значительную часть военного истеблишмента. Рассказы о его крепкой дружбе с крупными предпринимателями (Роман Абрамович и др.), поставляющими для нужд армии различную продукцию, стали в Минобороне настоящей притчей во языцех.
Теперь значительную часть его работы возьмет на свои плечи вышедшая из стен Минфина Любовь Куделина — первая, наверное, за многие века женщина на столь высокой военной должности.
На самый лакомый, в условиях растущего военного госзаказа, "блок вооружений" Иванов посадил давно готовившегося к этой должности соратника по совбезу Алексея Московского, который уже начал масштабную кадровую чистку в доставшихся ему под командование учреждениях. Этот молодой генерал считается приверженцем ныне доминирующей в области ВПК связки Потанин-Клебанов.
Но, пожалуй, самым "громким" кадровым решением нового министра стало назначение на пост начальника Сухопутных войск ранее командовавшего считающимся периферийным Сибирским военным округом Николая Кормильцева. Такое кадровое решение "не по старшинству" противоречит складывавшимся десятилетиями традициям.
Впрочем, перестановки уже произошедшие меркнут перед "ужасными" слухами о грядущих чистках. Среди первых кандидатов "на выход" называют главного военного пропагандиста генерала Манилова. Генералу исполняется шестьдесят лет — и его, скорее всего, просто проводят на пенсию.
Эксперты называют и вероятных кандидатов на должность начальника Генерального штаба. Это — Юрий Балуевский, ныне занимающий в нем же должность начальника главного оперативного управления.
Хорошие шансы, по данным источника АПН, у заместителя секретаря Совета безопасности генерал-лейтенанта Владимира Потапова, который сработался с Сергеем Ивановым в аппарате Совбеза. Кстати, в 1993-97 гг. Потапов был первым заместителем Анатолия Квашнина, в те годы — командующего Северо-Кавказским военным округом, так что болезненная чеченская проблематика знакома генерал-лейтенанту хорошо.
Если начальником генштаба все-таки станет Балуевский — это будет обозначать готовность нового министра идти на некоторые компромиссы с "генштабистами". Хотя сам Иванов как истинный дипломат и разведчик сейчас делает заявления о том, что "отставка Квашнина пока не планируется".
Вероятно, освободятся также и высокие посты начальника организационно-мобилизационного управления и командующего возрожденными вновь РВСН. Два других претендента на место начальника Генштаба — командующий Ленинградским военным округом генерал-полковник Валентин Бобрышев и командующий воздушно-десантными войсками России Георгий Шпак. Пока эти военачальники несколько отстают в аппаратной гонке от Потапова, хотя окончательного решения по кандидатуре преемника Квашнина ещё не принято.
Но самая существенная и символичная перемена может произойти в святая святых Минобороны — в военной разведке. Есть многочисленные свидетельства тому, что Иванов недоволен нынешним руководителем ГРУ ГШ генералом Корабельниковым, который по новому распорядку должен делать ежедневные доклады министру.
Похоже, в доселе непроницаемые для посторонних ряды военных разведчиков будет влита "свежая кровь" выходцев из внешней разведки — давних главных конкурентов армейцев. Единственным претендентом на пост начальника ГРУ называют "чекиста" Олега Чернова.
Чуть ли не единственным многозвез
дным армейским генералом старого призыва, чьи позиции при новом министре явно укрепляются, остается Леонид Ивашов, руководящий управлением международного военного сотрудничества и известный своей ярко выраженной патриотической позицией. По ряду данных, его полномочия будут серьезно расширенны, а штат сотрудников существенно увеличен. Правда, за счет все тех же офицеров из СВР…
Выводы, которые можно сделать даже из простого перечисления внутриармейких интриг, кажутся достаточно очевидными. Укрепляющий свою власть и обретший уже практически диктаторские полномочия президент понимает, что провести военную реформу, которая должна превратить Вооруженные Силы в компактную, но эффективно действующую структуру с помощью или хотя бы в присутствии старого, еще "перестроечного", генералитета, ему вряд ли удастся. Следовательно, он начинает его постепенную плановую "зачистку" руками верных людей, частенько из числа бывших соратников "по конторе".
Поскольку президентские инициативы не встретили у военного лобби сколько-нибудь серьезного противодействия (а большинство среднего и младшего офицерского состава вообще встречают любые кадровые перемены с энтузиазмом), аппетиты президента и его команды по части тихого поедания ельцинских генералов будут, вероятно, разрастаться.
Всему происходящему, наверное, стоило бы радоваться: очевидная коррумпированность и некомпетентность чрезмерно разросшегося корпуса армейских генералов просто бьют в глаза. Но есть опасения, что заменяющие их выдвиженцы из числа чекистов и приближенных новых олигархов не окажутся панацеей от всех бед. Более того, активное внедрение новых путинских кадров в этой сфере, скорее всего, приведет к конфликтам из-за лакомой собственности (которой в самой армии и "рядом" с ней весьма много), что вызовет немалое число фонтанов компромата и публичных скандалов. Но в этом случае любые перемены, похоже, все-таки — во благо.
Александр БОРИСОВ
1.0x