Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 февраля 2001

ЭТО РУССКАЯ ЗЕМЛЯ

ЭТО РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
6(375)
Date: 06-02-2001
Беседа с ректором Дальневосточного государственного технического университета, профессором Геннадием Петровичем Турмовым

— Геннадий Петрович, "дальневосточники", если так можно выразиться, молодое замлячество. Вся его история насчитывает чуть более 150 лет. Поэтому, конечно, интересно, как вы попали на Дальний Восток, откуда ваши корни, каков был ваш жизненный путь?

— Наша семья переехала в Уссурийск из Воронежа в 1945 году. Мне тогда было всего четыре года. Мой отец был шахтером, и его перевели сюда. Здесь окончил школу. Поступил в Дальневосточный технический университет. Отучился в нем аж целых восемь лет — тогда по реформе Хрущева для поступления в вуз надо было отработать еще два года на производстве. После окончания университета с дипломом кораблестроителя был призван в армию, где и прослужил до 1991 года.
Много лет был военпредом — принимал и вел строительство различных кораблей. Начинал на знаменитой "Вшивой горке" под Казанью. Было такое старинное название района, где располагался один из заводов. И потом, можно сказать, отправился в обратный путь на Восток.
Последней ступенькой моей военной карьеры была должность заместителя начальника ДоВМУ по учебной и научной работе. И с 1991 года я в университете.
— Говорят, что Дальний Восток исследовался и обживался армией, военными. Русские военные корабли открыли Владивостокскую бухту, русские венные моряки первыми сошли здесь на берег. Сам Владивосток начинался с деревянного пирса и сторожевого поста, на котором несла службу стрелковая рота. Потом сюда пришли купцы, появились первые переселенцы. Но все равно, Дальний Восток остался неразрывно связан с русской военной цивилизацией, здесь был один из крупнейших центров ВПК, здесь базируется наш Тихоокеанский флот, здесь развернут военный округ. Но в последнее время все чаще раздаются голоса, что армии нечего здесь делать, что военные в советские годы лишь затормозили развитие края ненужными ограничениями и секретностью. В вашей судьбе удивительным образом соединяются и военное прошлое, и "гражданское" настоящее. Как вы оцениваете роль армии и военных в истории и судьбе края?

— Мне кажется, что сейчас слишком многие пытаются судить о времени, которого не знали с позиций воинствующего дилетантизма. Освоение такого края, как Приморье и Дальний Восток, в целом никак не могло быть "коммерческо-предпринимательским". Ни у одного купца, ни у одного банка никогда бы не хватило средств освоить территорию, размером с пол-Европы, заселить ее, поднять, создать промышленность, построить города. Это могло решить только действительно великое и мощное государство. Интересное наблюдение: от Владивостока до Японии всего день пути на корабле, до границы с Китаем вообще всего полторы сотни километров. А до Москвы более 9 000 километров. И тем не менее, ни Китай, ни Япония не смогли освоить Дальний Восток. Когда первые русские корабли пришли сюда, это был почти безлюдный край, где малочисленные местные племена вели жизнь охотников. Именно Россия смогла забросить сюда, за 9 000 километров, капсулу цивилизации, которая начала преобразовывать этот край.
И, конечно, армия, военные сыграли в этом процессе огромную роль. Военными инженерами были заложены крепости и сам город Владивосток. Даже наш университет первоначально создавался именно как кузница военных кадров для дальневосточных частей. Здесь готовили военных переводчиков, а потом военных инженеров.
Уже в 1904 году Россия строила здесь подводные лодки, именно Владивосток стал родоначальником сварного судостроения России, технология которого была разработана капитаном 2 ранга Виктором Вологдиным.
Особенно роль армии в развитии Дальнего Востока проявилась в советское время и в послевоенные годы, когда угроза мировой ядерной войны с США заставила по-новому взглянуть и оценить Дальний Восток, Приморье.
И за кратчайшее время — всего за 25 лет, здесь был фактически создан мощнейший индустриальный комплекс, который, конечно, прежде всего ориентировался на оборону, но легко взял на себя и большинство гражданских нужд. Кораблестроительный комплекс собирал не только военные корабли, но и почти все классы гражданских судов — от траулеров до танкеров и сухогрузов. Военные заводы дали работу десяткам тысяч людей, и именно они, можно сказать, "спровоцировали" великое переселение 40-х-50-х годов. Но именно ВПК попутно строил рыбоперерабатывающие и рефрижераторные предприятия, пищевые и деревообрабатывающие комплексы.
Советская военная промышленность всегда была, можно сказать, двойного назначения. И Дальний Восток, Приморье были не только центрами ВПК, но и крупнейшими промышленными районами.
— За эти дни мы были просто потрясены мощью и масштабом дальневосточной цивилизации. Создается полное впечатление ее автономности и независимости от "большой России". Может быть, в этом и был главный смысл ее создания? Строительство третьего центра русской цивилизации. Первый в Москве, второй на Урале и третий здесь, в Приморье. Но не приведет ли сегодняшняя отдаленность от Москвы к некому сепаратизму края? Ведь Москва далеко, а Япония, Китай совсем рядом. Так какой смысл ориентироваться на Москву, которая почти ничем не помогает, когда рядом две такие мощные цивилизации, которые просто с радостью готовы освоить край?

— Вы знаете, я категорически против деления нас на "дальневосточную" или "московскую" цивилизации. Это искусственное и надуманное деление. Нет разницы между Москвой и Владивостоком. Проблемы у всех одинаковые. И если в Москве кризис, то точно такой же кризис и у нас. Мы все в одной лодке.
Есть, может быть, разница в характерах, в темпераментах. Все же "дальневосточники", "приморцы" люди более предприимчивые, моторные, динамичные. Сказываются гены переселенцев, тех, кто отправился за тысячи километров искать лучшую долю. Точно так же отличаются, скажем, жители русского севера от южан Ростова или Краснодара. Но это не делает их людьми "второго центра" или "другой цивилизации".
Что касается соседей — Китая, Японии, то все живущие здесь люди отлично понимают, что у каждой страны, у каждого народа свой путь. И никто, кроме нас самих, нам не поможет. Да. Иностранцев очень интересуют богатства нашего края. Но интересуют прежде всего как ресурсы для своих народов. И потому они стремятся получить их как можно более дешево. Можно, конечно, за бесценок, на ура, распродать свои недра, свои моря, свои леса, закрыться в резервациях и купить каждому приморцу по джипу, но что будет завтра, когда эти деньги кончатся? Вымирать? Или открыть "этнографические заповедники" обычаев и традиций русского народа? Это не выход, а полный тупик.
Сегодня мы можем ориентироваться только на себя, на свой народ, на собственные силы и ресурсы. И здесь Приморье, Дальний Восток неотделимы от России. Будет великой и сильной Россия — будет процветать и Приморье.
Именно поэтому мы, несмотря на огромное давление, все эти годы сохраняли у себя в университете весь реестр технических специальностей. Сегодня мы готовим специалистов по 102-м направлениям. И я могу сказать, что последние два года вновь возник интерес к техническим специальностям. Еще совсем недавно считавшиеся "бесперспективными" геологоразведочный и горный факультеты стали получать заявки на специалистов. Причем не только из Приморья, но и из Центральной России. Постепенно оживают рудники, открываются новые шахты и разрезы, возникает потребность в специалистах. А ведь еще пять лет назад просто стоял вопрос о закрытии этих кафедр.
— В связи с этим последний вопрос. Что из себя сегодня представляет ваш университет? На что он ориентирован? Кого готовит? И как вы оцениваете будущее и ваше, и всего Дальнего Востока?

— Сегодня наш университет — это не просто учебное заведение, но огромный научный комплекс. В общей сложности образование в нем получают почти 20000 человек. В нем преподают 145 профессоров и докторов наук. Мы имеем 12 филиалов по городам. При университете действуют "высшая народная школа", "тихоокеанский центр по переподготовке военнослужащих". Мы гордимся тем, что, несмотря на все трудности и проблемы прошлых лет, смогли сохранить нашу научную школу, смогли сохранить главную кузницу технических кадров для Приморья и Дальнего Востока. Сегодня мы по-прежнему почти полностью обеспечиваем все потребности нашего края в специалистах технических специальностей.
Но университет — это не только обучение студентов, но и большая практическая работа. Сегодня разработки наших специалистов можно встретить в Японии и Австралии, Китае и Индии. Ну и, конечно, в родном Приморье.
На теплоцентралях ряда городов действуют установки бездымного сжигания угля, разработанные нашими специалистами.
Наши глубоководные аппараты и подводные роботы-ремонтники сегодня считаются одними из самых перспективных.
В промышленности края применяются оптико-волоконные системы, разработанные опять же в наших стенах.

— Спасибо. Успехов вам и вашему краю.



1.0x