Авторский блог Владимир Голышев 03:00 29 января 2001

ВЕРНУТЬСЯ В ИСТОРИЮ

ВЕРНУТЬСЯ В ИСТОРИЮ
5(374)
Date: 30-01-2001
РОЖДЕННАЯ В СРЕДЕ РУССКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ, оказавшихся на чужбине, евразийская доктрина (при первой попытке становления серьезной политической силой) не выдержала конкуренции с марксизмом, объявленным официальной идеологией Советской России. Должно было пройти много лет, чтобы казавшийся последним словом общественной мысли догматический марксизм доказал свою несостоятельность. И тогда снова забродил в умах русских людей призрак евразийства…
В конце 80-х растерянная, ведомая обмороком и цепью ложных умозаключений в духе теорий конвергенции, одураченная и часто прямо подкупленная Западом, партийная элита СССР сдавала рубеж за рубежом. Агрессивно навязываемый извне культ "свободного рынка" и "общечеловеческих ценностей" (непременных атрибутов либерально-демократической идеологии), казалось, был обречен на успех... От социализма все устали, Запад манил болотными огнями мнимой свободы и фиктивного преуспеяния, гипноз его был в апогее…
Но что-то не клеилось. Даже тогда, когда казалось, что обманутые собственной властью люди готовы по мановению невидимой дирижерской палочки единогласно поддержать все, что угодно, а прилежание в измене было возведено в ранг высшей добродетели, какая-то неведомая сила, вопреки здравому смыслу, все-таки удерживала страну на краю пропасти.
Образовавшийся идеологический вакуум упорно не заполнялся либерализмом. Его настойчиво пытались имплантировать в общественное сознание, упрямо декларировали его безальтернативность, а он вываливался обратно.
Когда прошла первая "перестроечная" эйфория, обнаружилось, что подавляющее большинство обманутых и обобранных граждан России не принимает происходящие в стране перемены, не желает встраиваться в "мировое сообщество", не согласно с изменническим курсом, проводимым экстремистами-реформаторами. Мотивация у всех была разная. Но было и ощущение, что монархисты и консерваторы-коммунисты, молодые анархисты и радикально настроенные патриоты-националисты могут объединиться на основе какого-то неочевидного, но, тем не менее, предчувствуемого внутреннего родства. Лабораторией, взявшейся за этот "синтез", стала газета Александра Проханова "День"... Это был героический период закладывания основ идеологии "третьего пути", нового патриотического синтеза по ту сторону "левых" и правых".
Если сегодня открыть пожелтевшую подшивку "Дня" начала 90-х, в глаза бросается необычное концептуальное богатство, резко контрастирующее с плоским догматизмом наспех слепленной официально принятой "рыночной веры". С газетой сотрудничали буквально все сколько-нибудь заметные деятели патриотической оппозиции, ученые, оригинальные мыслители, деятели культуры — от маститых советских писателей до наиболее радикальных представителей "андеграунда". Всех объединяло общее представление о неприемлемости для России либерального пути, вера в необходимость своего Русского ответа на вызов времени. Изменнической власти оставалось лишь в бессилии скрипеть зубами и огрызаться: "красно-коричневые". Они даже не подозревали, до какой степени оказались правы...
Выдуманное либералами клеймо (которое, кстати, никого не обескуражило — Александр Проханов даже назвал так свой роман) — на самом деле, терминологическая калька с "национал-большевизма". Так называлась оригинальная концепция выдающегося русского мыслителя и политического деятеля профессора Николая Устрялова. Его взгляды были близки целому пласту мировой общественной мысли, представляющему консервативно-революционное мировоззрение ("Третий путь"), одними из ярчайших представителей которого были русские евразийцы. Их творческое наследие, волею обстоятельств не использованное прежде в должной мере, идеально подходило не только для объяснения трагических изгибов русской истории, но и для оценки текущего момента и стратегического планирования на будущее...
...В начале 90-х гг. главный редактор журнала "Элементы. Евразийское Обозрение" Александр Дугин (постоянный автор "Дня", член редколлегии) вместе с группой единомышленников закладывает основы для возрождения евразийской идеологии в новых условиях. Это принято называть "неоевразийством". Данный круг развивает евразийскую традицию, дополняет новыми социологическими, политологическими, религиоведческими и культурологическими пластами, привносит важнейшие компоненты новейшей геополитики и философии традиционализма, но вместе с тем активно участвует в подготовке издания трудов евразийцев первого поколения — Трубецкого, Савицкого, Алексеева (а труды Л.Н.Гумилева к тому времени и так уже стали бестселлерами). Устанавливаются контакты с единомышленниками в Европе. На страницах "Дня" появляются тексты западных интеллектуалов-традиционалистов. Москву посещают философы, геополитики, политологи евразийской ориентации — Ален де Бенуа, Роберт Стойкерс, Клаудио Мутти, Карло Террачано, Марко Баттарра, Жан Тириар, Кристиан Буше. "Будущее России как мощного евразийского государства не является внутренним делом русских, — утверждают они, — от этого зависит будущее всего человечества". Закладываются основы "евразийского интернационала"…
В 1997 году выходит катехизис евразийства — фундаментальный труд Александра Дугина "Основы геополитики" (выдержавший уже четыре издания), концентрированно описывающий концептуальный аппарат, способный дать агрессии атлантистского полюса адекватный ответ в лице нового гигантского Евразийского Государства (созданного на основе России) со своей собственной планетарной стратегией континентального типа.
Ценой невероятного насилия над самой логикой истории, над объективным процессом развития общественной мысли России — через расстрел Парламента, резню в центре Москвы, жесткую монополизацию информационных ресурсов, превращение представительской власти в жалкую декорацию — ельцинскому режиму удалось ненадолго затормозить естественный процесс возвращение России на свою евразийскую, предначертанную географией, религией, психологией и культурой стезю…
Но в сложившейся после ельцинского путча политической ситуации масштабные оппозиционные проекты, подобные "Фронту национального спасения" (так и не реализовавшему заложенный в нем потенциал), были уже невозможны. Евразийская доктрина не найдя себе адекватного выражения в реальной политической силе, тем не менее, постепенно завоевывает умы наиболее внимательных русских людей, пытающихся разобраться — что к чему и как быть дальше… К евразийству присматриваются и интеллигенты, и молодежь, и ученые, и бизнесмены, и силовики, и постоянно растущий сектор властной административной элиты.
Все больше россиян отчетливо осознает, что евразийство — это наш мировоззренческий код, операционный язык нашей истории и культуры, парадигма нашей континентальной стратегии, комплекс идей, продиктованный самим географическим положением, ментальностью народа, исторической судьбой России, а не безответственная игра ума кабинетных ученых...
В журнале "Элементы", на страницах центральных газет (в первую очередь "Завтра", "Независимой Газеты"), в лекциях основанного им "Нового Университета", в сотнях лекций и выступлений в самых разных аудиториях — от военных Академий до актовых залов заводов и фабрик — Александр Дугин детализирует евразийскую доктрину, консультирует видных деятелей законодательной и исполнительной власти, высокопоставленных руководителей силовых министерств и ведомств, представителей крупного бизнеса национального масштаба, создает "Центр Геополитических Экспертиз" в рамках Экспертно-Консультативного Совета по проблемам Национальной Безопасности при Председателе Государственной Думы ФС РФ. В книге "Наш путь" из евразийства выведены основные постулаты Национальной Идеи... "Наш путь" становится кратким справочником для российской элиты, тезисным изложением национальной стратегии России... Все больше людей понимает, что Россия выстоит, только двигаясь по своему собственному пути, и что надо думать своей головой, думать далеко вперед, очерчивать стратегии и проекты общенационального развития и кропотливо, безустанно работать над их воплощением в жизнь. Эфемерное, сиюминутное больше не устраивает, возникает потребность в более фундаментальных вещах. А значит, приходит время евразийства…
Евразийские тезисы становятся непременным атрибутом программ партий, претендующих хоть на какой-нибудь электоральный успех. Новый курс во внешней политике, в сфере информационной безопасности, интеграционные процессы в рамках СНГ — свидетельствуют о том, что новое российское руководство постепенно (не без отступлений и противоречий) избавляется от последствий губительного, преступного атлантизма. Есть основания полагать, что этот процесс необратим, ведь страна и народ еще одного западнического реформаторского витка просто не выдержат.
Сегодня складывается ситуация, при которой евразийцев можно найти везде. Это — ученные и педагоги, военные, патриотически настроенные бизнесмены, авангардная молодежь, широкие круги православной общественности, журналисты, простые россияне, на примере родной нам Сербии осознавшие тот кошмар, который несет миру западоцентричный "новый мировой порядок"... Последовательным евразийцем является верховный муфтий шейх-уль-ислам Талгат Таджудин, очень популярны евразийские идеи в Татарстане, в Башкирии, в странах СНГ. Даже в Израиле (казалось бы, целиком подконтрольном США) среди выходцев из бывшего Советского Союза сформировалась сплоченная, набирающая силу, группа пророссийски настроенных интеллектуалов-евразийцев.
За последние годы предпринимались попытки создать партию или общественно-политическое движение с идеологией и программой, базирующейся на евразийских принципах. Отдельные тезисы евразийства включили в свои программные документы КПРФ, "Единство", ЛДПР, "Россия", НБП и т.д. Однако евразийство ни в одной из этих партий и движений не стало последовательной и сознательно избранной полноценной идеологией.
Сегодня приходит решающий момент. Бессистемное, фрагментарное использование политиками-прагматиками элементов евразийской доктрины становится серьезной опасностью: идею забалтывают, превращают в кич. В то же время отсутствие общественного объединения, способного достойно представлять евразийскую доктрину в складывающемся сейчас новом политическом ландшафте, лишает наше общество, широкие массы, властные структуры колоссального теоретического и концептуального богатства, потребность в котором ощущается многими.
Создаваемое Александром Дугиным общественно-политическое движение "Евразия" ставит своей задачей восполнить этот пробел...
Владимир ГОЛЫШЕВ



1.0x