Авторский блог Редакция Завтра 03:00 8 января 2001

КУДА ПОТЕКУТ КИЛОВАТТЫ?

КУДА ПОТЕКУТ КИЛОВАТТЫ?
2(371)
Date: 9-01-2001
План реструктуризации РАО "ЕЭС России", предложенный руководством этого акционерного общества во главе с Анатолием Чубайсом, вызывает, мягко говоря, неоднозначную реакцию даже у специалистов-энергетиков. Тем не менее, основная идея реструктуризации — разделение производственных активов между генерирующими и сетевыми компаниями плюс выбрасывание социальной инфраструктуры РАО ЕЭС за их пределы— проводится в жизнь, несмотря на все протесты с мелкими, не затрагивающими сути дела компромиссами со стороны "реформаторов". Их аргументы достаточно просты: разделение необходимо для более эффективной работы каждой составляющей энергосистемы, причем эффективность оценивается в денежном выражении, через получение максимально возможной прибыли.
Необходимо сказать, что опыт внедрения подобной "британской" модели реструктуризации на постсоветском пространстве уже имеется и его результаты в техническом и социальном отношении резко отрицательны.
УКРАИНА Реструктуризация по британской модели проведена в 1995 году. Были созданы четыре независимые генерирующие компании: 2 из ТЭС и 2 из ГЭС, а также национальная сетевая компания с Центральным диспетчерским управлением плюс 11 региональных компаний на базе облэнерго, часть из которых уже приватизирована. С этого времени на Украине возникли серьезные проблемы с энергоснабжением (критическое снижение частоты тока до 49,2 Гц, отключение потребителей), и резко возросли неплатежи (объем дебиторской и кредиторской задолженности с 1997 по середину 1999 года увеличился более чем в 2 раза). Деньги не доходят до станций — производителей энергии, крупнейшая в Европе Запорожская АЭС получила в 1999 году лишь 3% заработанных денег. В результате станциям не на что купить топливо, энергоблоки не работают, что снижает возможности поддержания стандарта частоты электрического тока. А ниже 49,2 Гц предусмотрена аварийная остановка атомных электростанций. На той же Запорожской АЭС в 1999 году из-за отсутствия средств на закупку ядерного топлива простаивали 5 из 14 реакторных блоков. Дефицит топлива и электроэнергии привел к тому, что за пределами Киева люди живут в неотапливаемых и неосвещенных домах, а большая часть магазинов, поликлиник, школ не работает ("Вестник ФЭК России", № 2, 2000,). При столь негативных результатах "реформирования" правительство Украины ищет выход на путях дальнейшего "разгосударствления" собственной энергосистемы. Так, в "Днепрэнерго" проводится эксперимент по передаче государством контрольного пакета акций местной администрации — "чтобы повысить эффективность работы", а в октябре 2000 г. был обнародован план продажи 7 облэнерго иностранным инвесторам. Видимо, снова по предельно низкой цене.
КАЗАХСТАН В августе 1996 г. государственное объединение "Алматыэнерго" было продано бельгийской компании "Трактебель" по цене 10 долл. за кВт (в десятки раз ниже реальной стоимости) при условии оплаты 50% стоимости наличными, а остальных 50% — в рассрочку на семь лет. Контракт был подписан правительством Казахстана. После совершения этой сделки "Алматыэнерго" было переименовано в "Алматы Пауэр Консолидэйтед". В соответствии с контрактом, тарифы на электрическую и тепловую энергию в 1997 году были значительно повышены, чтобы обеспечить иностранному инвестору рентабельность на уровне 25% к себестоимости. В 1999 году средний тариф на электроэнергию составлял 3,5 тенге (70 копеек) за киловатт-час, а на тепловую энергию — 1483 тенге (296,6 рублей) за гигакалорию.
В то же время акимат (мэрия) Алматы, который регулирует тарифы на электрическую и тепловую энергию, производимую "Алматы Пауэр Консолидэйтед", выявил необоснованный и нарастающий по годам перерасход затрат этой компанией по сравнению с утвержденными в тарифах затратами, значительный рост сверхнормативных потерь энергии. Наконец, компания не выполнила своих обязательств по финансированию развития энергетики г.Алматы, взятых согласно контракту с правительством Казахстана (объем инвестиций составил только 30%, причем собственные инвестиции "АПК" — всего лишь 12%, а остальные 18% — задельные объекты, перешедшие в собственность бельгийской компании в августе 1996 года). Между акиматом г.Алматы и "Алматы Пауэр Консолидэйтед" нарастала напряженность. В октябре 1999 года акимат под давлением потребителей энергии был вынужден провести международный аудит тарифной и производственной политики "АПК". Автор статьи был приглашен акимом Алматы в качестве эксперта, и на основе анализа бухгалтерской отчетности компании были отмечены следующие факты.
Перерасход по статье "Услуги и прочие расходы" в первом полугодии 1999 года составил 44,9% от себестоимости производимой энергии и превысил плановые в 11,2 раза! Основной вклад в эту цифру внесли "расходы по сомнительным долгам", консультационным и юридическим услугам иностранных специалистов. В результате фактическая рентабельность компании составила — 33,3% при плановой +25%, утвержденной акиматом Алматы. В то же время план по ремонту энергооборудования и сетей не выполнялся, за первые два квартала 1999 года было освоено всего лишь 10% планового задания. В результате быстро, почти по экспоненте, выросли потери электроэнергии (в 1999 году — 40% при нормативе 16%) и тепла (40% при нормативе 10%) в сетях. Из-за невыполнения плана ремонта энергоблоков на станциях они часто выходили в аварийный ремонт, оборудование работало со значительным отклонением от расчетных технико-экономических показателей, практически на износ. Всего лишь на 10% за три года были выполнены инвестиционные обязательства по контракту.
Конец этой истории оказался не совсем типичным для постсоветского пространства: за невыполнение условий контракта бельгийской компанией "Трактебель" договор с ней был расторгнут акиматом Алматы, и владельцем "Алматыэнерго" стала национальная компания "Казтрансгаз". Впрочем, уже сегодня энергосистема бывшей казахской столицы вновь может оказаться в руках иностранных инвесторов — никакой другой реальной перспективы власти предложить не могут. К чему приводит такая ориентация — свидетельствует история с приватизацией американской энергетической корпорацией AES в 1995 году целого созвездия крупнейших электростанций Центральной Азии: Усть-Каменогорской ТЭС (мощностью 240 МВт), Усть-Каменогорской ГЭС (332 МВт), Шульбинской ГЭС (702 МВт), Лениногорской ТЭС (50 МВт), Согринской ТЭС (50 Мвт), а также Усть-Каменогорской энергораспределительной системы и ряда более мелких энергопредприятий.
Естественно, приватизация этих предприятий была призвана решить все проблемы с энергообеспечением крупнейшего промышленного района Казахстана, и, конечно же, огромные надежды возлагались на инвестиционные проекты и обязательства, принятые корпорацией AES. Действительность оказалась куда более суровой. Усть-Каменогорская ТЭС была немедленно закрыта после ее приватизации, что вызвало резкий дефицит электроэнергии. Поскольку в этом районе Казахстана были сконцентрированы основные промышленные предприятия, нетрудно представить драматические последствия такого рода приватизации. В результате все предприятия региона оказались резко обесценены, что позволило американским и европейским концернам скупить их фактически по остаточной стоимости и ниже, после чего Усть-Каменогорская ТЭС была вновь благополучно запущена на установленную мощность. Естественно, подобная политика компании AES не могла быть случайной или исходить из прямых экономических интересов данной компании в Казахстане. Налицо была крупномасштабная акция, направленная против национальной экономики этой страны, — акция, закончившаяся полным успехом "иностранных инвесторов". Не уготована ли подобная судьба и ряду высокодоходных российских предприятий после реструктуризации РАО "ЕЭС России" по планам Чубайса?
ГРУЗИЯ И АРМЕНИЯ В 1996-98 гг. население Грузии обеспечивалось электричеством только по нескольку часов в день. Зимой электроэнергия поступала не более 7-9 часов ежедневно. Население было доведено до отчаяния.
Параллельно международные финансовые организации через средства массовой информации настаивали на приватизации энергосистемы Тбилиси как единственном выходе из ситуации. В конце концов была одобрена программа передачи 75% акций распределительной системы "Теласи" американской компании AES Silk Road за 25 млн. долл. Ею был создан филиал AES Telasi, которому были предоставлены основные постприватизационные концессии, — такие, как низкие закупочные тарифы, монопольное право и другие. Новые американские владельцы обещали вскоре круглосуточно обеспечивать потребности грузинской столицы в электричестве и тепле, заменить действующее энергооборудование, но эти обещания остались невыполненными. Более того, в зимний период наблюдалось даже ухудшение энергоснабжения Тбилиси. Международные кредитные организации, обещавшие финансировать реконструкцию распределительной сети, стали доказывать, что все проблемы заключены в работе электростанций, которые также должны быть приватизированы.
Правительство пошло навстречу этому давлению, несмотря на то, что в Грузии, так же, как и в Армении, накануне декларировалось, что приватизация коснется только распределительной системы столицы и не будет распространена на электростанции и высоковольтные сети. Тем не менее, уже в 1999 году по итогам "второго этапа приватизации" корпорация AES приватизировала ТЭС Тбилиси (2-го энергоблока мощностью 300 Мвт), став владельцем 80% акций электростанции. Кроме того, в руки американской компании на срок 25 лет были переданы распределительная система в Рустави и Храмский каскад (ГЭС-1 и ГЭС-2 мощностью по 110 Мвт). Объясняя эту сделку, превратившую AES в монополиста грузинского энергетического рынка, представители официального Тбилиси заявили, что указанным предприятиям необходимы значительные инвестиции, при отсутствии которых вся энергосистема выйдет из строя. Кстати, те же объяснения, что и грузинские коллеги, буквально слово в слово давали чиновники армянского правительства. Расходы американской стороны на оплату сделки составили всего лишь 11 млн. долл. Глава AES Silk Road Гарри Левесли по этому поводу заявил: "Мы очень довольны данной сделкой, поскольку ТЭС Тбилиси является крупнейшей электростанцией региона". Радость американцев понятна — только в эту ТЭС было вложено около 100 млн. долл. Кроме того, почти 40 млн. долл. было инвестировано в ГЭС-2 Храмского каскада правительством Японии.
Если сравнивать данные о стоимости предприятий, приватизированных фирмой AES в других странах, то станет очевидным, что стоимость грузинской электростанции была занижена при продаже приблизительно в 60 раз (по энергетическому эквиваленту). Так, например, за приобретение британской ТЭС "Дракс" мощностью 3960 МВт в 1999 году AES пришлось заплатить 3 млрд. долл. Тогда же за аргентинскую ГЭС "Сан-Николас" мощностью 826 МВт было заплачено 448 млн. долл.
Тем не менее, подобная "экономия" не привела к улучшению энергоснабжения Тбилиси. По сообщениям международных информационных агентств, в середине ноября 2000 года после четырехдневного отсутствия электричества доведенное холодом до отчаяния население г.Тбилиси перекрыло главную улицу грузинской столицы с требованием к правительству дать тепло и свет в жилые дома. Президент AES Telasi Майкл Скоули предложил правительству дать добро на отключение света крупным предприятиям-неплательщикам, чтобы направить энергию в жилые кварталы, поскольку причиной катастрофы стал выход из строя одного из блоков Тбилисской ГРЭС, а резервных мощностей для увеличения выработки электроэнергии попросту нет.
Объяснение ситуации пришлось давать президенту Грузии Э.Шеварднадзе. "В первые годы независимости мы многое разрушили, в том числе разграбили линии электропередачи",— заявил он, добавив, что именно безумие тех лет и последствия того времени заставили его как президента суверенного государства решиться на приватизацию городской распределительной электросети и привлечение иностранных инвесторов. По словам Шеварднадзе, сеть "Теласи" была продана американской компании за символическую сумму, но иного выбора у правительства Грузии не оставалось: восстановить систему самостоятельно и наладить ее эксплуатацию не было никакой возможности. Как пояснил тот же Майкл Скоули, иностранные инвесторы не догадывались о плачевном состоянии приватизируемого предприятия, когда покупали электрическую сеть. Они не рассчитывали, что производство электроэнергии потребует гораздо больше затрат, чем предполагалось. А главное, "инвесторы не знали, что в этой стране воруют цветные металлы" ("Независимая газета", 21 ноября 2000 г.).
Если подводить итоги вышесказанному, то следует признать, что развал состоявшей из вертикально интегрированных региональных энергосистем Единой энергосистемы СССР, которая создавалась и эффективно функционировала в течение более чем полувека, объективно породил серьезные проблемы в работе региональных энергетических систем, зоны ответственности которых не всегда совпадали с границами новых независимых государств. Дальнейшее разрушение этих региональных энергосистем, несмотря ни на что выдержавших 8 лет "рыночных реформ", и распродажа их отдельных кусков частным (иностранным) инвесторам вызывают мультипликационный эффект деградации социальной и производственной среды постсоветских обществ. Если планам Чубайса по реструктуризации будет суждено осуществиться, то запланированный рост российской экономики уже в 2002 году может быть сорван ресурсными ограничениями на производство электрической и тепловой энергии, значительную часть которых предполагается реализовать на внешнем рынке, что окончательно подорвет конкурентоспособность российской продукции даже на внутреннем рынке, законсервирует ее сырьевую ориентацию и приведет к форсированному переходу отечественной промышленности в руки транснациональных корпораций.
Андрей КУЗОВКИН


1.0x