Авторский блог Владимир Бондаренко 03:00 18 декабря 2000

НАШЕ СЛОВО

НАШЕ СЛОВО
51(368)
Date: 19-12-2000
...Надо признать, сегодня у нас в России нет ни одной авторитетной общенациональной русской литературной премии. По ряду причин государственные премии давно уже не являются у нас общенациональными, а тем более русскими, и не имеют никакого авторитета ни в каких литературных кругах.
Либеральные литераторы сумели за эти годы создать две достаточно известные и популярные литературные премии: "Букер" и "Антибукер". Честь им и хвала, но ни к нам, русским писателям патриотического направления, ни к общенациональной литературной премии эти две широко разрекламированные награды отношения не имеют. Можно лишь заметить, как умело тот же "Антибукер" создал себе популярность не только благодаря внушительной денежной сумме, не только благодаря умело поставленной телевизионной и газетной рекламе, но и благодаря... разыгрыванию премии как хорошего спектакля. То дадут в один год премию Александру Солженицыну, и тут же по публицистике Олегу Давыдову за яростно-антисолженицынскую статью. Естественно, Солженицын отказывается, газеты шумят. Потом дают премию Галковскому, с которым тоже давно воюют и получают новый демонстративный отказ от премии. И новый шум в газетах...
Попытку создать свою общенациональную премию предпринял Александр Солженицын. У него иной подход, иной способ так называемой раскрутки. Вначале первая премия вручается нейтральному ученому, филологу с мировым именем академику Топорову. Обретается некая значимость. Да и сумма немалая — 25 тысяч долларов. На второй год премия вручается поэтессе из крутых либерально-диссидентских кругов Инне Лиснянской, и тем самым премия популяризируется всеми либеральными средствами информации. Лишь на третий год премия доходит до Валентина Распутина, вызывая брожение в патриотическом стане. Как дальше будет развиваться эта премия? Чередоваться, скажем, Чухонцев с Личутиным, а потом Кублановский с Бородиным? Не знаю. Поживем, увидим...
Довольно многочисленные премии Союза писателей России хороши и для бедных писателей, и для престижа самого Союза, но одни премии отдают провинциализмом, когда, скажем, учрежденная премия Андрея Платонова поочередно присуждается членам местной писательской организации, и со временем все становятся как бы Платоновыми, другие премии погружаются в междусобойчик, в пособие для избранного узкого кружка общепризнанных писателей, и потому тоже никак не становятся общенациональными премиями. Представьте, что во времена Пушкина существовало бы 120 литературных премий, и все 120 отдавались бы Пушкину? Это было бы во вред и Пушкину, и русской литературе в целом. Да и сам Пушкин уже от второй, а тем более от третьей точно бы отказался. Были же Дельвиг, Боратынский, Батюшков, Языков, Кюхля, наконец. Есть движение литературы. Есть знаковые книги года. Есть оригинальнейшие, хоть и не столь высокохудожественные, произведения. Есть неожиданные прорывы и внезапные откровения. Это все должна учитывать русская общенациональная литературная премия. И вес ее, авторитет ее, независимость ее, общепризнанность ее должны расти с каждым годом. Надеюсь. Сейчас перед нами именно такая попытка. Утопическая и героическая — создать общезначимую русскую литературную премию.
Ее первый лауреат по прозе — относительно молодой, относительно шумный, но, бесспорно, талантливый и оригинальный прозаик Вячеслав Дёгтев. Уверен, один из лучших современных рассказчиков. Он играет и словом, и сюжетом. Он не чурается новаций, но глубоко национален, посмотрите на него сами — таким был молодой Куприн, тоже не последний писатель земли русской. Дегтев много и упорно работает, а это тоже проявление таланта — невозможность не писать. Я думаю, жюри попало в десятку.
Лауреат по публицистике — всем известный Станислав Куняев. Скажут, вот, мол, та самая уступка авторитету, литературному имени и так далее. Так, да не так. Премия дается не признанному поэту и редактору Станиславу Куняеву, а автору событийного, на мой взгляд, произведения года — книги мемуаров, русских литературных мемуаров.
Все мы знакомились с литературой 20-х годов, с развитием литературной жизни, с магией имен по мемуарам Ильи Эренбурга, Валентина Катаева, Константина Паустовского и десятков более мелких писателей либерального толка. Но мы не читали ни мемуаров Андрея Платонова, ни Михаила Булгакова, чьи дневники до сих пор полностью не публикуются из-за ряда антисемитских выпадов, ни Михаила Шолохова, ни Леонида Леонова... Вся эпоха с точки зрения наших западников.
Сегодня картина повторяется. Целая серия заметок Евтушенко, Вознесенского, Самойлова, Анатолия Рыбакова, а писателей почвы, "России верных сынов", как бы и нет. И вдруг такой яркий, неожиданный прорыв. Я повторяю — это литературное событие года. И пусть кому-то из друзей не нравится некая субъективность, излишние откровения, без них хороших мемуаров не бывает вообще. Для меня открылся новый неожиданный дар Куняева — весь задор его поэзии перешел в задор живых воспоминаний. Надеюсь — это первая книга вспоминаний, но не последняя. Надеюсь увидеть и мемуары Кожинова, Лобанова, Проскурина, Бондарева — им есть, что вспомнить.
Третий лауреат — молодой поэт Сергей Каргашин. Это сгусток энергии, экспрессии, динамики, это напевность есенинского русла и мускулистость слова от Маяковского. Растут молодые ребята, их уже целая поросль в русской литературе. И, как говаривал Максим Горький: "В них что-то есть".
Может быть, кому-то мои восторги покажутся излишними. Но надо не бояться великих замыслов, масштабных проектов. Надо дерзать. И пусть наша дерзкая попытка создания русской общенациональной литературной премии окажется удачной! И спасибо тем лидерам движения "Сыны России", которые так же, как и мы, русские литераторы, понимают важность такой премии.
Владимир БОНДАРЕНКО


1.0x