Авторский блог Редакция Завтра 03:00 4 ноября 2000

АЛМАЗНЫЙ ПЕРЕДЕЛ

Author: Виктор Горяинов
АЛМАЗНЫЙ ПЕРЕДЕЛ (К чему он приведет на просторах Архангельской области)
45(362)
Date: 5-11-2000
КАК И В ДРУГИХ ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЯХ российской экономики, борьба за очередной передел собственности обострилась в алмазно-бриллиантовом комплексе страны. Главным объектом этой борьбы стали месторождения алмазов в Архангельской области. Согласно имеющимся на сегодня данным геологической разведки, архангельская алмазоносная провинция, уступая по запасам руды месторождениям Западной Якутии, тем не менее является крупнейшей в Европе. Добыча алмазов здесь может начаться уже в ближайшие годы и продолжаться в течение пятидесяти лет, обеспечивая рынок драгоценными камнями на сумму в 300 — 400 миллионов долларов в год. Следует отметить, что процент архангельских алмазов, пригодных для переработки их в бриллианты, примерно вдвое выше, чем сибирских, что повышает инвестиционную привлекательность Ломоносовского и других здешних месторождений.
Хозяином Ломоносовского месторождения сегодня является ОАО "Севералмаз", главными акционерами которого до недавнего времени были: Комитет по управлению Госимуществом Архангельской области (25,6 процента акций), российская алмазодобывающая компания "АЛРОСА" (12 процентов) и по 27 процентов принадлежало мировому лидеру алмазного бизнеса корпорации "Де Бирс" и ЗАО "Согласие", связанной или, как теперь говорят, афилированной с управлением делами президента РФ, а по слухам — и с "семьей". Что само по себе вносит в расклад дополнительный элемент интриги.
До недавнего времени считалось, что "Де Брис" вступила в этот проект для того, чтобы "притормаживать" добычу архангельских алмазов с целью регулирования цен на мировом алмазном рынке. Тем неожиданней оказалось решение, принятое руководством "Де Бирс" в мае этого года, — об отказе участвовать в проекте, мотивированное ссылками вполне стандартными: на чрезмерную высоту стартовых затрат и отдаленность перспектив проекта, на несовершенство российских законов, тяжесть налогового бремени (45 процентов выручки). При этом свой пакет акций руководство "Де Бирс" решило продать не кому-нибудь, а своему давнему партнеру по алмазному бизнесу — российской компании "АЛРОСА".
Это, с точки зрения российских интересов, логично и выгодно уже потому, что "АЛРОСА", добывая 98 процентов российских алмазов (или более двадцати процентов мировой добычи), имеет богатый опыт работы на российском Севере, громадный кадровый, научно-технический потенциал, а также финансовые возможности, чтобы освоить архангельский Север с наибольшим эффектом как для самого региона, так и для страны в целом. Более того, в Архангельской области "АЛРОСА" уже создала солидные заделы; провела значительный объем разведочных работ, подготовку технико-экономических обоснований и проектов, полным ходом строит коммуникации, на одном из здешних предприятий ВПК запустила мощность по переработке сырых алмазов в бриллианты. В общем, все говорит о том, что "АЛРОСА" приходит сюда всерьез и надолго. Как хозяин. Как гарант соблюдения государственных интересов. Как локомотив, способный вытянуть изрядный сектор.
А теперь о главном. О давних настойчивых, тайных и явных устремлениях и попытках влиятельных лиц из деловых, финансовых, чиновничьих кругов и властных структур задвинуть названный локомотив в дальний тупик, быстро растащить его по частям и по-тихому сбыть своим людям по цене, как водится, металлолома.
На чем основано опасение? На всей истории АБК — алмазно-бриллиантового комплекса России в последние годы, на ситуациях, которые то и дело вокруг него и в нем создаются, на интригах, уже разобранных в СМИ, казалось бы, по косточкам, но все еще хранящих тайны, до конца не раскрытые.
Вспомним хотя бы нашумевшую историю с вывозом из России в США драгоценностей на сумму в 190 миллионов долларов — своего рода подъемных для проходимцев из фирмы "Голден Ада". По этому делу уже который месяц в Москве идет суд — причем, закрытый — и никак не может справиться с задачей: если добро на вывоз такой партии драгоценностей тогда, в 1992 году, могли дать лишь два высших должностных лица в стране (а кто эти лица, также известно), то кто из них должен предстать перед судом? Но даже если кто-то обошел и этих двоих, и закон, то таких, обошедших, тоже можно по пальцам сосчитать.
Недавно, как бы дополняя нашумевшие мемуары известного автора — своего отца, Татьяна Дьяченко опубликовала в СМИ материалы, в которых с теплотой рассказала о таких близких ей по душевному складу людях, как Чубайс, Волошин, Абрамович, Мамут. И хоть бы слово — об ангелах-хранителях еще тех лет, когда слово "семья" не приобрело на Руси своего нынешнего смысла и значения.
Е.Гликштейн, к примеру, более известный как Бычков, попал в ельцинскую орбиту во времена еще свердловские. Позже — при том, что за ним тянулся шлейф скандальных разоблачений, связанных с финансами, — он возглавил не что-нибудь, а Гохран, а в 1992 году президент Ельцин лично выдвинул его на пост председателя Роскомдрагмета.
По логике, если орган государственный, то и возглавлять его должен человек, хоть в какой-то мере государственный. Но, как гайдаровский Кабинет министров, чубайсовский Госкомимущества, козыревский МИД, так и Роскомдрагмет, а особо его глава Бычков, несколько лет целенаправленно вели работу антигосударственную. Создание и щедрая подпитка за государственный счет фирмы "Голден Ада" — лишь один мелкий сюжет деяний Бычкова.
Не без участия спецслужб этот сюжет перерос в уголовное дело, получившее громкую огласку на старте предвыборной президентской кампании Ельцина 96-го года. Тогда на одном из предвыборных собраний в Екатеринбурге его прямо спросили: как он оценивает бурную деятельность своего земляка и выдвиженца Бычкова? Случайным был этот вопрос или заготовкой — не так важно. Важно, что Ельцин ответил в манере, которой умело и широко пользовался, и которая так любезна сердцам многих россиян: объявил Бычкова уволенным. Из чего поверхностный наблюдатель мог сделать вывод, что средства от экспорта драгоценных камней и металлов если и были в коробках из-под ксерокса, то в суммах не столько уж и значительных. Так ли? В мемуарах бывшего гаранта Конституции об этом нет ни слова. Мы же гадать не будем, а напомним лишь, что уже вскоре после описанного случая в Екатеринбурге старательные спецслужбисты Коржаков и Барсуков, заодно с Сосковцом — незадолго до этого восстановившим, заметим, контракты на правительственном уровне с "Де Бирс"! — были в одночасье и без каких-либо публичных объяснений изгнаны Ельциным из власти как противники прогрессивных преобразований. А Бычков, наплевав на все прокурорские громы и молнии над его головой, со скромным достоинством отправился в Израиль, где представители бизнеса изготовления и продажи бриллиантов приняли и обласкали его как национального героя. За какие заслуги? И не был ли этот, весьма широко освещенный факт своего рода компенсацией Бычкову "за моральный ущерб", причиненный предвыборной выходкой Ельцина, а заодно и косвенным сигналом самому Ельцину: что напрасно-де он так небрежно поступил с человеком, столь значительным в диамантерском мире, где все имеет свою цену, и она, цена, как правило, низкой не бывает.
В мемуарах Ельцина об этом, естественно, тоже нет ничего, зато в СМИ "заслуги" Бычкова перед диамантерским миром, особо израильским, отражены неоднократно. Главная из них в том, что он сумел не только легализовать каналы вывоза из страны лучших российских алмазов частными фирмами, но и обеспечил этому вывозу максимум льгот за счет государства. Так, приложив руку к разорению и дискредитации государственных гранильных предприятий системы "Кристалл" или попросту освободив от них рынок, Бычков лично содействовал созданию вместо них СП, получавших, во-первых, возможность отбирать алмазы непосредственно в Гохране, чего сроду не было за всю его историю; во-вторых, продажные цены на алмазы устанавливались существенно ниже мировых; в-третьих, новоиспеченным фирмам предоставлялась трехмесячная рассрочка в оплате за отобранные ими камни; в-четвертых, фирмы-новоделы получали право беспрепятственного экспорта алмазов в качестве давальческого сырья; наконец, в-пятых, освобожденные от всех налогов сроком на три года, эти фирмы могли свободно (что много раз и делалось) закрыться, а затем, открывшись под новым именем ( но с прежними хозяевами!), получить свободу от налогов на следующие три года.
Удивительно ли, что в стране подобных налоговых и прочих чудес, устроенных Бычковым, мгновенно возникло более полутора сотен диамантерских СП с участием, в основном, израильским. Их стараниями уже к середине 90-х годов вывоз сырых алмазов в Израиль, осуществлявшийся, к тому же, в нарушение всех договоренностей РФ с "Де Бирс", вырос настолько, что камней хватало не только для загрузки израильских ограночных мощностей, но и оставалось на реэкспорт. В результате этого Израиль, где нет собственной алмазодобычи, по торговле алмазами вышел чуть ли не в мировые лидеры.
Это — о прикормке бизнеса иноземного. А отечественный — что получал он согласно бычковским "моделям" и "схемам"? О крахе заводов системы "Кристалл" сказано выше. Выжил из них лишь один — Смоленское унитарное предприятие "Кристалл". И не только выжил, а на деле доказал, что, взяв СП под жесткий контроль, с ними можно сотрудничать с выгодой обоюдной. Уже сам этот смоленский пример был и контрастом, и вызовом грязному бизнесу, чего последний не мог простить: директор "Кристалла" А.Шкадов стал жертвой не раскрытого по сей день убийства.
Другим, еще более крупным объектом, не вписавшимся в бычковские "модели" и "схемы", стала компания "АЛРОСА". Ее руководство стояло и стоит на том, что в таких отраслях, как алмазно-бриллиантовая, монополию с активным участием государства надо не ослаблять, а укреплять. Уже такой постановкой вопроса "АЛРОСА" снискала себе немало врагов, развернувших против нее войну по всем фронтам — от налогового до информационного. Выше говорилось, что перспектива платить налог в 45 процентов выручки отпугнула "Де Бирс" от участия в архангельском проекте. "АЛРОСА" же несла и несет налоговый крест, сравнимый со штрафными санкциями за каждый шаг, за каждое движение.
Сравнимым с репрессиями стал и другой метод давления на компанию: ежегодные искусственные задержки выдачи ей правительственных квот на экспорт сырых алмазов. Не в пример паразитическим СП, выдача квот компании чиновниками в аппарате правительства РФ с 1993 по 1998 годы задерживалась каждый раз от двух-трех месяцев до полугода. Это вызывало цепную реакцию задержек расчетов как внутри компании, так и между нею и партнерами, к лавинообразному росту алросовских долгов. Умножив среднесуточный убыток от подобной практики, составлявший 85 тысяч долларов, на число потерянных дней, месяцев и кварталов, мы получим сумму убытков компании многомиллионную.
И все же признаем: эта многолетняя и многоплановая война против компании дала и тот, можно сказать плюс, что приучила ее руководство действовать в режиме мобилизационном, не позволяющем ни расслабляться, ни ждать каких-либо поблажек. В режиме, заставляющем умело маневрировать весьма ограниченными ресурсами, концентрируя их на главных направлениях. А самое главное здесь — производство, его эффективность. В последние годы в его модернизацию "АЛРОСА" инвестировала два миллиарда долларов собственных и заемных средств. В ближайшие пять лет в него будет вложено еще 2,5 миллиарда долларов. И уже сегодня, вопреки всем пессимистическим прогнозам, добычу алмазов, их реализацию "АЛРОСА" довела до полутора миллиардов долларов в год.
Став признанным лидером в алмазно-бриллиантовой отрасли, "АЛРОСА", по сути, восстанавливает ее после бедствий, причиненных разрушительными бычковскими "моделями". На созданных и восстановленных с участием компании площадях быстро наращивается производство российских бриллиантов, реализация которых уже сегодня дает прибыли, исчисляемые сотнями миллионов долларов. О возросшем авторитете, влиянии и весе компании говорит и тот факт, что ей доверено контролировать деятельность всех фирм, занимающихся в России огранкой. Те из них, которые пытаются вести бизнес по-бычковски, лишаются лицензий. Только за последние два года таких случаев зафиксировано более тридцати.
Но вирус, пущенный в свое время в отрасль Бычковым и его людьми, оказался плодовитым и живучим. Одно из его порождений — бизнес в России и за ее пределами эмигранта из СССР уроженца Ташкента Льва Леваева, который за эти годы превратился из заурядного диамантера в алмазного, как его прозвали в Израиле, короля. Оборот его бизнеса, взращенного в основном благодаря бычковским льготам, оценивается в миллиард долларов в год. То есть сопоставим с объемами, которыми управляет "АЛРОСА". Есть объекты, на которых ему, пользуясь финансовыми затруднениями алросовцев, искусно созданными теми же задержками с выдачей квот, удалось серьезно потеснить их. Так произошло, например, на ангольском алмазодобыващем предприятии "Катока", построенном компанией "АЛРОСА". Там, не церемонясь, люди Леваева занялись собственными операциями с алмазами. Эта торговля совмещалась и с другими загадочными видами бизнеса. В этих делах Леваев сошелся с другим своим бывшим соотечественником, уроженцем Бердичева А.Гайдамаком.
Рекламируя себя как бизнесмена, сочетающего бриллиантовый бизнес с добычей алмазов, он уже положил не только глаз, но и руку на целый ряд объектов российской собственности. Например — алмазные запасы в Пермской области. И не надо сомневаться, что его деньги и связи, его влияние в высоких сферах российской власти могут открыть перед ним новые горизонты в нашей стране. Вопрос лишь в том, хорошо ли это будет для нее?
А чтобы понять уровень связей Леваева, достаточно поглядеть на банк "Российский кредит". В описанные выше времена он являлся кассиром Роскомдрагмета и тех операций, которые проворачивали созданные вокруг него паразитические СП. Так что вовсе не случайно в Совете директоров этого банка после закрытия Роскомдрагмета оказался Бычков. А теперь там в одной команде соратник Леваева Гайдамак, бывший вице-премьер, а затем советник Ельцина по экономическим вопросам Лившиц, в свое время добивавшийся подведения компании "АЛРОСА" под банкротство, другие спецы по российским богатствам, составляющие крепко спаянное сообщество. Оно еще не сказало открыто своего слова по поводу архангельских алмазов и перспективы участия в их добыче компании "АЛРОСА". Зато на удивление много заявлений на этот счет сделал в последнее время в СМИ замеченный в тесных связях с Леваевым нынешний замминистра финансов и глава Гохрана В.Рудаков. Наследуя должность, которую несколько лет назад занимал Бычков, этот чиновник превратился в своеобразный рупор идей своего предшественника. "АЛРОСА", внушает он, должна заниматься своим делом — рыть "гору", перелопачивать руду и не совать нос в деликатный бриллиантовый бизнес (подобное совместительство, читай, добычи с переработкой — удел исключительно Леваева). А если "АЛРОСА" не будет слушаться "дружеских" советов, крах компании неизбежен, уверяет высокий государственный чиновник.
Что и говорить, достойное информационное оформление участия российской компании в северном проекте.
Да и в самой Архангельской области не все просто. Ее руководство — да, видит в компании "АЛРОСА" партнера солидного и надежного. Но дело в том, что более широкую и детальную разведку площадей компания не может провести, не получив к имеющимся у нее лицензиям дополнительных разрешений. А вот они-то и стали внезапно предметом куража как местных чиновников, так и московских — из Министерства природных ресурсов. А поскольку кураж начался словно по команде — то сразу стало ясно: кому-то потребовалось "АЛРОСУ" отодвинуть от архангельских алмазов. Кому? Когда в дело вмешался лично глава МПО Б.Яцкевич, человек, как говорят, близкий и к “семье”, и к Леваеву.
Впрочем, не будем спешить с предсказаниями, чего ждать от этого вмешательства. Но не забудем, что прежние вмешательства семейных назначенцев добром не кончались. Так что какой черт из министерской табакерки может выскочить в последний момент, мы скоро увидим.
1.0x