Авторский блог Редакция Завтра 03:00 28 августа 2000

КАК ВЗОРВАЛИ “КУРСК”

КАК ВЗОРВАЛИ “КУРСК”
35(352)
Date: 29-08-2000
В редакцию попал документ, который нам передали наши друзья из разведывательного управления флота. Его мы приводим без комментариев и купюр. Этот сухой военный рапорт о ходе расследования гибели атомохода "Курск" весьма точно и технически обоснованно подтверждает версию таранного удара иностранной субмарины.

Согласно данным, имеющимся в нашем распоряжении, основной версией гибели АПРК "Курск" является сегодня следующая.
Катастрофа лодки произошла вследствие детонации части боезапаса в первом торпедном отсеке с последующим обширным разрушением прочного корпуса в районе первого и второго отсека, нарушением герметичности переборок третьего и четвертого отсеков, что привело к быстрому — за 110-120 секунд — затоплению лодки и гибели экипажа.
Анализируя причины, которые могли бы повлечь такой взрыв, можно в качестве основных назвать следующие.
Детонация части боезапаса (ракеты, торпеды, закрепленные на специализированных стеллажах) при механическом воздействии. Например, срыв изделий с мест крепления при мощном динамическом ударе корабля с твердой поверхностью на скорости свыше 40 кмч. Таковым в этих условиях могло стать столкновение с дном, спровоцированное потерей лодкой плавучести вследствие ошибки управления или быстрого затопления носовых отсеков.
Детонация части боезапаса (ракеты, торпеды) при взрывном воздействии. Таковым могло быть прямое поражение корпуса АПРК боевой ракетой или торпедой в районе первого отсека с последующим ударным воздействием ударной волны на одну или несколько боевых частей, закрепленных на стеллажах вдоль борта.
Подрыв одной из боевых частей накладным зарядом, эквивалентным 200 — 300 грамм тротила.
Детонация на борту АПРК свободного водорода вследствие утечки его из аккумуляторных батарей, пожар и как следствие детонация части боекомплекта.
Имеющиеся в распоряжение записи гидроакустических приборов указывают на то, что в районе гибели АПРК "Курск" было зафиксировано три взрыва. Первый — в 7.30 утра 12 августа малой мощности — до 300 грамм ВВ в тротиловом эквиваленте, второй через 145 секунд большой мощности — до 1700 кгВВ в тротиловом эквиваленте. И третий через 45 минут 18 секунд малой мощности — до 400 грамм в тротиловом эквиваленте.
Первый и второй идентифицируются с местом обнаружения АПРК "Курск" с кво + — 150 метров. Третий был зафиксирован примерно в 700 — 1000 м от точки, где находится АПРК "Курск".
Также акустические приборы зафиксировали между первым и вторым взрывом сильный шум, который можно идентифицировать как шум проникающей в прочный корпус воды.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что версия о поражении АПРК "Курск" боевым изделием, взрывом водорода или минно-взрывным способом представляется не имеющей в данный момент достаточных доказательств. Так как в этом случае необъясним временной промежуток между двумя первыми взрывами.
Имеющиеся данные указывают на то, что вероятной причиной детонации боекоплекта в первом торпедном отсеке могло стать столкновение АПРК "Курск" с дном Баренцева моря, которое последовало после первого взрыва в 7.30 утра 12 августа. Полное отсутствие каких-либо попыток экипажа лодки за последующие 145 секунд воспользоваться какими-либо спасательными средствами или средствами аварийной сигнализации свидетельствуют, что управление лодкой было потеряно в первые 10 — 20 секунд после начала катастрофы, что могло произойти только вследствие быстрого полного затопления (выгорания) второго командного отсека, состоящего из четырех уровней общим объемом до 500 кв.м.
Маловероятным представляется возможность столь масштабного поражения АПРК взрывом малой мощности, который был зафиксирован в 7.30. Расчеты показывают, что прочность корпуса лодки и запас живучести позволяют сохранять управление кораблями этого типа при поражении одного из отсеков управляемым оружием, имеющим боевую часть мощностью до 500 кг в тротиловом эквиваленте.
Следовательно, этот взрыв правильнее рассматривать не как причину гибели АПРК "Курск", а как один из признаков развивающейся катастрофы. По данным конструкторов, такой взрыв мог быть вызван механическим поражением одного из баллонов высокого давления, располагающихся между легким и прочным корпусами в районе переборки между первым и вторым отсеками.
В этом случае версия столкновения АПРК "Курск" с подводным объектом становится наиболее вероятной.
Согласно данных радиоразведки и акустического сканирования в районе проведения учений Северного флота ВМС РФ, с 7 по 12 августа находились две АПЛ США. Одна из них класса "Лос-Анджелес", другая, предположительно, класса "Си вулф". Также действовал корабль разведки ВМС Норвегии "Марьята", до 5 разведывательных самолетов "Орион".
Почти сразу после катастрофы АПРК "Курск" разведывательная активность резко пошла на убыль, что является не характерным для действий ВМС НАТО в подобных ситуациях, которые обычно стараются в этих условиях собрать как можно более подробную информацию. Вместо этого можно констатировать, что ВМС НАТО были выведены из района учений и оттянуты к базам в Норвегии.
При этом фактически на вторые сутки после аварии АПРК, США предложили перебросить в район аварии свои спасательные средства. Несмотря на уклонение российской стороны от участия ВМС США в спасательной операции, была проведена переброска группы специалистов-подводников и оборудования с базы Норфолк (США) в Великобританию и оттуда в Норвегию.
Фактически сразу после катастрофы АПРК "Курск" американские АПЛ покинули район учений, но с этого момента прекращается поступление какой-либо информации об одной из лодок, действовавших в этом районе.
"Огайо" — проект "Лос-Анджелес" — выводится на норвежскую базу, где экипаж производит смену экипажа. Местонахождение второй субмарины класса "Си вулф" установить пока не удается. Фактически данные о ней отсутствуют с момента начала поисково-спасательной операции.
Расчеты показывают, что прочностные характеристики (стальные сплавы, толщина прочного корпуса), а также конструкционные особенности некоторых типов АПЛ США (ледовая защита, скоростные усиления) допускают варианты, при которых в случае столкновения на встречном курсе при большом угле атаки к оси поражаемой лодки полученные при таких ударах повреждения не приводят к катастрофическим последствиям для таранившей АПЛ.
В ситуации с АПРК "Курск" вероятен вариант, при котором таранившая АПЛ, фактически пропоров корпус крейсера на стыке первого и второго, была им "поддета" и вытолкнута к поверхности, что дало экипажу время для эффективной организации борьбы за живучесть, явившись одновременно "грузом" для поврежденного "Курска", ускорившим затопление поврежденных отсеков и увеличившим угол погружения.
Все это выдвигает версию гибели АПРК "Курск" в результате столкновения с иностранной АПЛ как основную.
СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ “ДЕНЬ”
1.0x