ПОЛИГРАФОМАНИЯ ("Мелкие лавочники" от провинциальной журналистики)
31(348)
Date: 01-08-2000
НАБЛЮДАЯ НА МЕСТАХ РЕЗУЛЬТАТЫ "новой информационной политики", объявленной Путиным, невольно впадаешь в пессимизм относительно будущего нашего государства.
Тверь — наиболее показательный в этом отношении город.
Речь иднт о том, что ему предстоит войти в своеобразное "защитное кольцо" вокруг Москвы, где будет создаваться новая конфигурация отношений прессы и власти. Во вторых, в силу ряда причин, в последние годы здесь развелось немыслимое множество газеток, в основном желтовато-либерального толка.
Очевидно, это обусловлено тем, что в городе, таком как Тверь, где действует несколько высших учебных заведений, появляется масса праздношатающихся гуманитариев, мучимых амбициями, — а куда идти амбициозному интеллигенту, как не в главные редактора? Зарегистрировать газету — проще пареной репы. Один местный художник, решивший издавать молодежный листок, был крайне удивлен, что в региональном управлении Роскомпечати никто даже не поинтересовался состоянием его психического здоровья и тем, не имеет ли он судимостей. Тестов на соответствие должности для главных редакторов не существует, поэтому среди тверских газетных воротил полно престранных личностей. Есть такие, кто сидел в тюрьме за изнасилование, кто — за кражу автомобильных колес, а кто-то и поныне стоит на учете в местном психоневрологическом диспансере.
Кроме того, в городе действует мощное полиграфическое училище, созданное на базе когда-то гремевшего на всю страну полиграфкомбината детской литературы — соответственно гипотетические газетчики всегда могут заручиться поддержкой профессионалов по чисто технической части.
Скорее всего, именно из-за этого, если в российских городах масштаба Твери насчитывается от силы газет пять, в городе, находящемся между двумя столицами, газет больше тридцати (включая различные постоянно рождающиеся и умирающие приложения к столичным изданиям). В реальном политическом процессе участвуют отнюдь не все — весом и влиянием пользуются лишь три-четыре издания. Однако рынок средств массовой информации деформирован до предела. Областная администрация дотирует одни издания так, что они продаются по цене ниже, чем себестоимость, в то время как другие, такие же по объему, стоят в несколько раз дороже. Новоизобретенная "информационная политика" поможет деформировать газетный рынок еще больше. Это хороший шанс для поднаторевших в интригах неудачников натянуть одеяло бюджетных ассигнований по самые уши и навсегда забыть о конкурентах.
Уже месяц в Твери кипит скандальная информационная компания, связанная с колоссальным переделом рынка СМИ. Первые тревожные симптомы стали проявляться после состоявшихся зимой губернаторских выборов. На второй срок с перевесом всего в три тысячи голосов был избран губернатор Владимир Платов. Его основной соперник, коммунист Владимир Баюнов, до сих пор не оставляет надежды оспорить результаты выборов в суде. А Владимир Платов тем временем, видимо, в подражание предыдущему федеральному царствованию не выбирается из отпусков и больничных. О причинах его отсутствия в области поговаривают разное:Платову приписывают все известные пороки (и их разрушительные последствия для здоровья). Но, скорее всего, порок один — разрушительный, но вполне невинный. Платову просто лень управлять губернией, и зная, что пока механизмов для его отзыва нет, он, подобно царю Додону, "царствует лежа на боку".
Тем временем его администрацию раздирают интриги. На предвыборной волне в ней появились два залетных замгубернатора-москвича — весьма темные личности. Один из них, Андрей Строев, в свое время руководил в Москве печально известным АО "Перестройка" и, "обув" правительство столицы, несколько лет отдыхал в штате Тенесси (США), где по слухам имеет крупные земельные владения. Другой, Сергей Быстров, из подводников-политруков, возглавлял Комитет олимпийских чемпионов. Якобы за Строевым и Быстровым — могучие силы из администрации президента, но так это или не так, доподлинно никто не знает. Московские замы с непреходящим чувством изумления на лицах ездят по районам области: "Надо же, и здесь люди живут! По-человечьи разговаривают, на двух ногах ходят!". Судя по всему, посты заместителей губернатора Тверской области (с окладом меньше, чем у приличной московской секретарши) — вовсе не предел мечтаний этих двух супербогатых людей. Кажется, они надумали стать владыками этого дикого края, равного по размерам двум Бельгиям и графству Люксембург. Сегодня им противостоит старая региональная номенклатура, которая боится, что на патриархальную тверскую землю будут принесены страшные ужасы соседнего мегаполиса — заказные убийства и прочие безобразия.
Информационная составляющая предопределяет победу в любой войне. Респектабельные тверские СМИ давно вписались в существующий уклад и перемен не хотят. Но в мутной воде можно выловить очень крупную рыбу. Судьба свела московских замов с пресс-секретарем губернатора Ларисой Щербаковой, так родилась идея создания бюрократического медиа-холдинга.
Госпожа Щербакова руководствовалась вполне естественными, чисто женскими соображениями — ей надо было трудоустраивать своего любимого человека и т.д. Ее муж, некто Локтев, уже собрал, с подачи Щербаковой, под свое крыло несколько второстепенных изданий: "Московский комсомолец" в Твери", "Новую газету" в Твери", муниципальную газету "Вся Тверь". Мало того, пресс-секретарь губернатора внедрила своего супруга в старейшую областную газету "Тверская жизнь" на пост первого заместителя редактора. Теперь Локтев определяет политическую линию "Тверской жизни", которая по привычке, оставшейся еще с тех пор, когда она была единственной газетой в области, читается всеми. Локтев и Щербакова вряд ли осознают масштабы происходящего в стране: для них создание медиахолдинга — это лишь способ делать свой бизнес. Планы новоявленных магнатов просты, как выеденное яйцо. На бюджетные деньги и деньги спонсоров планируется вернуть тверскую прессу на позиции двадцатилетней давности. Газете "Тверская жизнь" вновь уготовано стать единственным коллективным агитатором и пропагандистом на территории региона — планируется раздуть ее недельный тираж до четырехсот тысяч экземпляров и бесплатно раскидывать его по почтовым ящикам. Через год таких подарочных подписок конкурирующие издания просто вымрут, ибо "ТЖ" удовлетворит основные потребности обывателя, обеспечив им телепрограмму и немного чтения на местную тематику.
Конкуренты будут блокированы и еще одним способом — им станет негде печататься. Крупнейшая в области государственная типография давно страдает от изношенности оборудования и копит деньги на новую печатную машину. Руководство обратилось в областную администрацию с просьбой выступить гарантом при получении банковского кредита. Документы двигались своим ходом, пока не попали на стол пресс-секретарю губернатора. Как результат — гарантия под кредит предоставляется, но не областной типографии, а фирме, учрежденной названными персонажами. На должность директора типографии планируется известный в Твери предприниматель Влад Лундовский, за которым тянется шлейф слухов о двух судимостях и бесчисленном количестве афер. Каким-то непонятным образом Лундовский решил заняться бизнесом в сфере средств массовой информации и сейчас руководит местной вкладкой в "Труд-7". В лагере медиамагнатов собралась очень разношерстная компания из покинувших по тем или иным материальным либо политическим причинам свои издания или телекомпании журналистов. Кстати, создание новых и захват существующих телеканалов тоже значатся в планах, и никого не смущает грандиозность потребных для этого средств. Ибо передел рынка СМИ — это только начало грандиозного передела собственности на территории области. А идеологическое обеспечение истребления тверского леса, искусственных банкротств тверских предприятий и т.д. и т.п. дорогого стоит.
Проблема в том, что на смену партхозноменклатуре прошлого — ублюдочной, но все же признающей определенные морально-нравственные принципы, идут, по выражению одного известного тверского журналиста, "мелкие лавочники", для которых инициативы Москвы, связанные с усилением центристских, государственнических тенденций в сфере СМИ, — лишь прикрытие для нового витка передела власти и собственности.
Либеральные газеты пугают народ грядущей диктатурой и зажимом "независимых" СМИ. К сожалению, серьезных управленцев, способных поставить на государеву службу весь разнобойный оркестр региональных газет и каналов, на сегодняшний момент на местах просто нет. Очевидно, нет и разработанной системы взаимоотношений между государством и СМИ. Есть только пущенная сверху инициатива приведения к общему знаменателю провинциальной желтой вольницы, инициатива, которая, доходя до адресата, превращается в уродливую и нелепую пародию на самое себя, оборачивается тяжбой старых и новых хозяйчиков.
Андрей ФЕФЕЛОВ
1.0x