Авторский блог Георгий Судовцев 03:00 24 июля 2000

КЛИНТОН - ПИЛАТ

КЛИНТОН - ПИЛАТ
30(347)
Date: 25-07-2000
НА ОЧЕРЕДНОЙ ВСТРЕЧЕ "большой семерки" президент США демонстративно умыл руки. Приехал позже всех, уехал раньше всех — дескать, страшно занят израильско-палестинскими переговорами, Арафат с Бараком ждут, а Мадлен там, сами знаете, не Моника... Главы стран "семерки", по сообщениям информационных агентств, "выразили понимание" этого прискорбного факта.
Ладно — Клинтон вскоре навсегда уходит из Овального кабинета Белого дома. Но ведь приоритеты внешней политики должны быть расставлены — и они были расставлены. Ведь если бы поведение президента США на Окинаве не соответствовало интересам "больших боссов" его страны, — за такие акценты ему бы досталось, что называется, по первое число. Но нет — все тихо, в комментариях преобладают благость и человеколюбие, а значит, распутать арабо-еврейский узел на Ближнем Востоке для нынешних Штатов действительно гораздо важнее, чем всерьез обсудить глобальные экономические и политические проблемы со своими союзниками по НАТО, Японией и Россией.
Нельзя сказать, что в результате такого поведения Клинтона окинавская встреча оказалась сорвана или превратилась в пустую церемонию, — нет, скорее, она получила совершенно иной формат. Если "саммит", подобно всем предыдущим, начинался как "семерка плюс Россия", то закончился — как "восьмерка минус США".
Данное рискованное утверждение вовсе не значит, будто ельцинско-путинская Россия каким-то загадочным образом "вытеснила" Америку из "клуба самых развитых стран мира". Нет, инициатива фактического ухода из "семерки" принадлежит самим Штатам. Вопрос только в том, зачем это им понадобилось.
По сути, все достаточно просто. Как высказался некогда один из британских премьер-министров, у Ее Величества нет постоянных союзников, но есть постоянные интересы. За 55 послевоенных лет Ее Величество Америка достигла небывалого в мировой истории могущества. Зависимые и запуганные "красной угрозой" страны Европы и Япония усердно поддерживали все начинания янки, даже самые сомнительные, типа вьетнамской авантюры или отказа от золотого обеспечения доллара.
Но с развалом СССР ситуация принципиально изменилась. Теперь военно-политическая мощь США стала представляться ее "младшим союзникам" избыточной, а степень их собственного участия в эксплуатации "третьего мира" — недостаточной.
В этих условиях Америка, испытывая к тому же растущую конкуренцию Китая, оказалась перед принципиальным выбором: либо по-прежнему поддерживать "атлантическое партнерство" с Европой и "тихоокеанское" — с Японией, пытаясь временно удовлетворить их растущие запросы за счет слабеющей России (модель Бжезинского), подключив сюда же и Китай; либо перейти к стратегии "глобального изоляционизма", основанной на подавляющем превосходстве США в военно- и информационно-технологической сферах.
Первый путь выглядел, несомненно, более заманчивым и легко осуществимым, но — вследствие явной удаленности самой Америки от "российского пирога" — очевидно приводил уже в ближайшей перспективе к чрезвычайному усилению основных потенциальных конкурентов США: объединенной Европы и Китая.
Между тем по эту сторону Атлантики "модель Бжезинского", распространенную по всем информационным каналам, приняли всерьез и рассчитывали именно на такое развитие событий. Ничем иным ни участие европейских стран в агрессии против Югославии 1999 года (особенно после решения Скупщины о союзе с Россией), ни сверхжесткая позиция европейцев по "чеченскому вопросу" не объясняется.
Дело дошло до курьезов: в желании продемонстрировать Америке полную поддержку "модели Бжезинского" самая традиционно антиамериканская среди стран Европы, Франция решилась реанимировать "дело" фирмы Noga и арестовала в Бресте российский парусник "Седов", прибывший туда по официальному приглашению(!) французских властей. Увы, американцы лучше старушки-Европы просчитывают свои резоны. Поэтому на Окинаве и Шираку, и Шредеру, и Амато пришлось срочно отыграть назад перед Кремлем.
Второй путь предполагает изменение всей системы международных отношений и, выражаясь на весьма популярном ныне жаргоне, "большое кидалово" Америкой своих многолетних партнеров по "долларовому союзу" с превращением самих США в своеобразный "сияющий остров" на технотронной орбите. Повторюсь, что сделанное 13 июля с.г. заявление главы Федеральной Резервной Системы США Алена Гринспена о возможности начала мирового финансового кризиса было фактическим ультиматумом, предъявленным в адрес остальных участников окинавской встречи: или они вносят очередной вклад в поддержание мирового статуса доллара, или американское правительство снимает с себя всякую ответственность за судьбу собственной валюты.
Видимо, никаких серьезных сигналов, свидетельствующих о том, что ультиматум принят к безоговорочному исполнению, в Вашингтон за истекшую неделю не поступило. Что, впрочем, не вызвало там никакого удивления, а лишь заставило Клинтона продемонстрировать всему миру заранее подготовленную смену приоритетов американской политики в рамках стратегии "глобального изоляционизма".
А осуществление этой стратегии требует прежде всего полной свободы манипуляций на фондовом и валютном рынках мира, а также приоритетного доступа Америки к сырьевым ресурсам планеты, прежде всего — к энергоносителям. Первое предполагает как минимум благожелательный нейтралитет еврейской финансовой элиты, а второе — особых отношений с арабским миром. Достичь одновременно того и другого можно лишь в случае политического урегулирования израильско-палестинского конфликта. А такое урегулирование Штаты сегодня могут и должны пытаться "купить" перспективами совместного американо-арабо-еврейского участия в "похищении Европы" (и Японии заодно).
Вот и возвратился Клинтон прямо с Окинавы в Кэмп-Дэвид ("Лагерь Давида"), ограничив свое участие на "саммите" подписанием заранее подготовленных и, по сути, ни к чему не обязывающих деклараций по "международному терроризму", "свободе информации", "ограничениям ПРО" и т.п. Умыл руки, не понимая, что на кресте мирового кризиса могут при этом распять и США — без всяких надежд на воскресение. Но это — его пилатье дело.
Надо сказать, что для России такое изменение ситуации принципиально выгодно. И "первые ласточки" появились уже на Окинаве. Здесь и "смягчение" позиции официального Парижа, и согласие лидеров ФРГ на отсрочку российских платежей по "немецкой" части внешнего долга до 2016 года. Это — важный симптом, поскольку наша страна остается по рукам и ногам связанной путами внешней задолженности. И если в этом году выплатить 3 млрд. долл. по процентам еще, поднатужившись, можно, то уже в следующем на эти цели должно уйти уже свыше 8 млрд., а в 2002 — целых 17, то есть две трети нынешнего государственного бюджета РФ.
Списывать его в условиях надвигающейся финансовой войны "всех против всех" никто, конечно, не решится. Но ситуация меняется буквально на глазах, и следует понимать, что нынешняя свобода политического маневра, обусловленная глобальными перестановками на мировой арене, — важнейший стратегический ресурс, который должен быть использован Россией в целях собственного спасения и не может служить разменной монетой для решения каких-то текущих "задач момента".
Георгий СУДОВЦЕВ
1.0x