Авторский блог Редакция Завтра 03:00 3 июля 2000

СЕНАТСКИЙ ТУПИК

СЕНАТСКИЙ ТУПИК
27(344)
Date: 04-07-2000
Вето Совета Федерации было абсолютно предсказуемым, и почти никто не надеялся на обратный исход, при котором губернаторы сами понесут свои головы на политическую плаху. В то же время отказ губернаторов создавать согласительную комиссию был явно незапланированным, и, по словам лидера аграриев Н.Харитонова, встретившегося с Путиным после голосования в Совете Федерации, президент "выражал недоумение". После этого оставалось только гадать: действительно ли в механизме прохождения президентских законопроектов, касающихся федеральной реформы, возник какой-то сбой или перед нами начинается новый этап "перетягивания канатов", заранее спланированный Кремлем.
Еще три недели назад вето "сенаторов" предполагалось преодолеть конституционным большинством в Госдуме. Однако после ареста Гусинского и последующей за этим всплеском либеральной истерии парламентская поддержка Путина в Думе существенно ослабла. Те силы, которые выступили в поддержку Гусинского — СПС, "Яблоко", часть КПРФ — перешли в лагерь "защитников прав регионов", и надежда набрать две трети голосов для преодоления вето СФ стала эфемерной. Когда ситуация прояснилась, президентское окружение стало спешно искать альтернативный вариант. За два дня до сабантуя, национального тюркского праздника, Путин решает отправиться в Казань для встречи с Рахимовым и Шаймиевым. Именно там, по-видимому, и была заключена договоренность о "согласительной комиссии". В самом деле, Путину было куда отступать, ведь законопроект, за который в Госдуме проголосовали 303 депутата, был принят в гораздо более жесткой редакции, чем та, которая выносилась от имени президента изначально. Таким образом, Кремль имел все возможности для того, чтобы сделать хорошую мину при плохой игре и провозгласить, что члены Совета Федерации отвергли именно думский вариант федеративной реформы, а не президентский (еще точнее, вариант "Единства"). Жесткая редакция законопроекта, судя по всему, как раз и была рассчитана на то, чтобы проверить на прочность губернаторов, выяснить, насколько далеко они готовы отступить.
Дело в том, что действующее законодательство дает возможность одному и тому же лицу выдвигаться на должность главы субъекта РФ лишь два раза подряд, а многим национальным лидерам, в том числе и Шаймиеву, президентские полномочия которого подходят к концу, очень хотелось находиться у власти и дальше. Судя по всему, центр готов пойти им в этом желании навстречу, лишь бы последние не ломали "всю концепцию реформы".
Совсем по-иному обстояло дело с "серыми" губернаторами типа Росселя, рядом бывших "красных губернаторов", а также просто бесцветными, рядовыми "сенаторами" — с главами небольших областей-доноров. С этой группой разговор был гораздо более жестким. Представителям этой группы серьезно дали понять, что на них собрано достаточно компрометирующих сведений и диалог с ними может происходить только на языке Котенкова, президентского представителя в Думе, обещавшего посадить несколько губернаторов прямо на первом этапе путинской реформы.
Именно они, загнанные в угол и вдохновляемые Березовским, и решили сыграть ва-банк, отказавшись создавать согласительную комиссию и идти на "улаживание конфликта с нижней палатой".
Вопрос, выиграли ли они что-то от этого, или еще больше проиграли, пока что остается открытым. Большинство экспертов склоняется к тому, что все-таки проиграли. Через "своих" депутатов из фракций "Единство" и "Народный депутат" Кремль провел через Думу самым обычным простым большинством очень радикальный законопроект, дающий президенту исключительное право отстранять от должности глав муниципальных образований. Это, пожалуй, самый мощный удар по губернаторам — не по их политико-правовому статусу, а по их реальным полномочиям. С этими документами губернаторам тоже придется что-то делать, например, опять накладывать вето. Однако с каждым новым демаршем такого рода их политический вес будет все больше и больше уменьшаться, а далекое от юридических нюансов общественное мнение будет все отчетливее воспринимать их как "бунтовщиков" и "мятежных" бояр. Возможно, что в этом и состоит тонкий пропагандистский расчет президентских советников. В то же время добиться изменения очередного антигубернаторского законопроекта члены Совета Федерации смогут лишь в рамках согласительной комиссии, и никак иначе. Сегодня они стоят перед выбором — отменять собственное решение об отказе от согласительной комиссии, либо получить гарантированные 300 голосов "антивето". В противном случае им придется выбирать между капитуляцией почетной или капитуляцией безоговорочной.
Александр СЕРГЕЕВ

укажите тему
1.0x