Авторский блог Владислав Шурыгин 03:00 23 мая 2000

ЧЕЧНЯ: КТО КОГО?

ЧЕЧНЯ: КТО КОГО?
21(338)
Date: 24-05-2000
Итак, в стране отгудели долгие майские праздники. Оттрубили фанфары инаугурации, отсвистели дудки болельщиков хоккейного чемпионата. И теперь у России новый президент, новое правительство, новое место в хоккейной иерархии. И только чеченская война старая. И на ней все так же гремят бои, все так же гибнут наши солдаты.
Обстановку в Чечне можно сегодня охарактеризовать как крайне сложную. Фактически вопрос стоит конкретно: кто кого. Либо боевики, собравшись силами, отдохнув и отмобилизовавшись после тяжелых зимних потерь, пробьют себе коридоры в Грузию и Дагестан, пополнят изрядно оскудевшие арсеналы, укомплектуются наемниками-профессионалами и развяжут полномасштабную диверсионно-партизанскую войну. Либо Российская армия, выдержав атаки чеченских отрядов, не даст им подготовиться к осенне-зимнему периоду, удержит границы, не дав прорваться к потрепанным отрядам свежему контингенту наемников-профессионалов и караванам с оружием, и уже к октябрю положение боевиков станет крайне драматичным.
Уже сегодня, по данным наших источников в ГРУ ГШ, в Грузии, на границе с Чечней, скопилось более двух тысяч чеченских боевиков, вернувшихся из турецких и азербайджанских госпиталей и наемников из Афганистана, Косово и Сирии.
Грузинская пограничная стража, фактически не скрываясь, ведет разведку в интересах чеченских боевиков и прикрывает все их действия.
По данным тех же источников, почти каждый день на базы в районе границы с Россией прибывают из Азербайджана и Турции грузовики с оружием, боеприпасами, амуницией, продуктами и медикаментами. В торговлю оружием, по данным, поступившим из ближайшего окружения бывшего шефа госбезопасности Грузии Игоря Гиоргадзе, активно включилась группировка российских войск, расположенная на территории Грузии. Этому способствует неразбериха в связи с предстоящим выводом войск и неопределенность с судьбой техники и вооружения группировки, которые Грузия хочет оставить себе. И в расчете на то, что при выводе эта неразбериха превратится в подлинный хаос, многие высокие российские военные чины занялись торговлей оружием и боеприпасами. В частности, источники указали на крупную сделку по покупке выстрелов к гранатометам и снарядов ПТУР, которая была якобы проведена в середине апреля чеченскими поставщиками оружия при посредничестве грузин. В ходе нее командованием одной из российских частей было продано несколько сотен выстрелов к РПГ и около сотни снарядов к установкам ПТУР. Правда это или нет должно выявить расследование и серьезная ревизия группировки войск в Грузии.
Другим маршрутом просачивания наемников в Чечню является Дагестан. Через его территорию так же проникают отдельные группы, но пока создать надежный коридор для провода колонн и караванов боевикам не удается. Поэтому на совещании у Масхадова было принято решение отправить в приграничные районы Дагестана смешанные чечено-дагестанские диверсионные группы для организации "партизанской войны", часть из них пробирается в карамахинскую зону, где, по сведениям чеченцев, вновь стали поднимать голову разгромленные осенью вахабиты.
Единственным эффективно функционирующим окном во внешний мир остается для боевиков Ингушетия. Лагеря беженцев фактически превратились в перевалочные базы для снабжения боевиков всем необходимым. Здесь на оптовых рынках покупается продовольствие, медикаменты, амуниция, и под видом гражданской продукции и гуманитарной помощи ввозится на территорию Чечни, где передается боевикам. Очень часто такие грузы напрямую охраняются сотрудниками МВД Ингушетии и имеют сопроводительные документы правительственных учреждений Ингушетии.
Здесь же, в лагерях, проходят лечение и отдыхают боевики, чьи семьи были еще осенью вывезены сюда и спрятаны от войны. По данным источника в ФСБ, на территории лагерей развернуто также несколько узлов связи и управления командования чеченских боевиков.
Фактически на территории Ингушетии развязана полномасштабная война против российских войск. Совсем недавно под селом Аршты в засаде была расстреляна российская колонна МВД, почти каждую ночь ведется обстрел блокпостов, военнослужащим категорически запрещено передвигаться по поселкам самостоятельно и передвигаться по дорогам вне колонн.
В общей сложности за эти месяцы на территории Ингушетии более сорока раз российские войска подвергались обстрелам и нападениям боевиков. При этом сам Аушев находится в регулярном контакте с лидерами боевиков и регулярно пытается выступать посредником в организации сепаратных переговоров с лидерами Чечни.
В самой Чечне, как мы и предупреждали в предыдущих материалах, боевые действия приняли ярко выраженный партизанско-диверсионный характер. С появлением "зеленки" боевики, разбившись на мелкие группы, перешли к первому этапу партизанской войны — войне на дорогах. Почти каждый день приходят данные о минировании дорог и организации засад. Но говорить сейчас о захвате инициативы боевиками преждевременно. Отряды боевиков испытывают большой недостаток боеприпасов и оружия. Особенно гранатометов, выстрелов к ним и противотанковых средств. Поэтому нападению подвергаются лишь небольшие колонны без надежного прикрытия. Действовать против больших колонн, а тем более пробовать полностью перерезать и блокировать коммуникации, боевики пока не смеют. К тому же против этих отрядов достаточно жестко и эффективно действуют группы российского "спецназа", и почти каждый день боевики гибнут в его засадах и под огнем наведенной артиллерии и авиации.
Но причин почивать на лаврах у военных нет. Слишком серьезные недостатки вскрылись за это время. Прежде всего военным и МВД не удалось установить реального контроля над многими чеченскими поселками, в особенности в предгорной и горной Чечне. Фактически там сложилось двоевластие, когда днем власть в руках российских комендантов и МВД, а ночью в поселках хозяйничают боевики. Все это приводит к тому, что местное население боится поддерживать российскую власть и предпочитает соблюдать сдержанный нейтралитет, при этом боевики всегда получают помощь и поддержку населения, боящегося их куда больше, чем федералов. Для боевиков же такие поселки — настоящие оазисы для легализации и организации эффективного подполья и разведки. К тому же подобная обстановка приводит к тому, что начинают возникать "договорные" поселки, в которых некоторые коменданты идут на открытый контакт с боевиками и делят власть на определенных условиях. Чаще всего безопасность проживания боевиков в обмен на неведение боевых действий в этом районе. Чем кончается такая практика, хорошо известно по прошлой войне. Тогда боевики отлично использовали противоречия и неслаженность российских войск, а также имели отличные разведданные и информацию.
Кроме того, по-прежнему оставляет желать лучшего оперативность действий войск. Яркий тому пример — история с гибелью самолета-разведчика Су-24, который был потерян еще перед праздниками и обнаружен только теперь. За все время войны только один раз военным удалось спасти летчика с катапультировавшегося самолета. Во всех остальных случаях пилот или тело пилота доставались боевикам. То, что в течение года армейцы не могут наладить эффективную систему спасения сбитых экипажей, просто позор. Хотел бы напомнить, что за девять лет афганской войны, несмотря на сотнекилометровые расстояния, насыщенную афганскую ПВО, только дважды летчики попадали душманам в плен…
Военные аналитики полагают, что в ближайшее время можно будет ожидать усиления попыток боевиков прорвать пограничную блокаду со стороны Грузии и на Дагестан. Наши источники утверждают, что в интересах этой задачи боевики попытаются провести целую операцию, которая будет в себя включать демонстративное нападение на один из райцентров Чечни с целью отвлечения и оттяжки сил российской группировки с приграничных районов, после чего последует мощный удар через границу.
На сегодняшний день боевики смогли довести численность своих отрядов до пяти-шести тысяч человек. Но почти половина из них — это малообученные рекруты, которые нуждаются в хорошей подготовке. К тому же боевики испытывают острый недостаток в квалифицированных специалистах. Прежде всего в подрывниках, специалистах по сложным видам оружия — ПТУР, ПЗРК, ЗУ, связистах-ремонтниках, саперах. И это серьезно сковывает их действия. Но времени у боевиков не так много. Если к концу августа они не подготовятся к осенне-зимнему периоду, то уже к следующей весне основные силы сопротивления могут быть сокрушены.
Владислав ШУРЫГИН
1.0x