Авторский блог Владимир Голышев 03:00 5 марта 2000

МАСЛЕНИЦА

МАСЛЕНИЦА
10(327)
Date: 6-03-2000
СЕМЬ ДНЕЙ, предшествующих Великому посту (в этом году 6-13 марта по новому стилю), в церковном уставе именуются "сырной седьмицей", а в народе — "Госпожой честной Масленицей".
В старину начало масленичным гуляниям полагал царь. В предшествующее Масленице воскресенье (Неделю о Страшном Суде) он посещал тюрьмы и богадельни с богатой милостыней, после чего участвовал в торжественном богослужении на Соборной площади Московского Кремля — "действе о Страшном Суде". На следующий день масленичный разгул широким бурлящим потоком заливал всю русскую землю.
В эти дни без сожаления провожали порядком надоевшую зиму (Масленица — это и есть зима). Встреча же весны предстояла на Пасху — Светлое Воскресение Христа Господа ("Солнца Правды"). Таким образом, Великий пост — временной промежуток между "проводами" и Встречей — не весна, не лето, а особое, пятое время года. Своеобразный "Божий довесок", ломающий календарную логику естественной смены сезонов…
"Душа ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное тельце, сахарные твои уста, сладкая речь! Приезжай к нам в гости на широк двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться", — кричали зазывалы в понедельник сырной седмицы (в народе именуемый "Встречей"). А по деревне на лихих конях уже неслась ОНА…
Санный поезд с Масленицей, зачастую влекомый вместо коней ряженными весельчаками, состоял из множества саней (в Западной Сибири такой санный поезд оснащали также мачтами и парусами). На головных санях устанавливали бревно, на него — колесо от телеги, а на колесе сидела Масленица — пожилой подвыпивший мужичонка, обвязанный со всех сторон банными вениками, с балалайкой и большим штофом "государева вина" в руках. Он лихо заливал вино сквозь "сахарные уста” в “бумажное тельце", тренькал на балалайке — в общем, держался молодцом. Кое-где ему в сани подсаживали "товарища" — медведя-плясуна. А архангельские мясники заменяли медведя упитанным быком.
В некоторых губерниях вместо живой Масленицы использовали соломенное чучело, наряженное мужиком. Такая Масленица, безусловно, надежнее — крепче держится на колесе, хотя веселье с нею уже не то…
В понедельник начинали печь "мучные солнца" — блины. Опара для них обязательно "зорнилась" (то есть выносилась на ночь "под звезды") для пущей белизны и рыхлости. Руководила процессом выпекания многоопытная теща. Причем использовала она для этого ответственного дела исключительно собственное, испытанное в деле "оборудование" (таган, сковороду, дежник, кадку для теста). Дочь при этом смиренно стояла рядом и старательно "мотала на ус" маменькино мастерство.
В понедельник же устраивались общественные увеселения: качели ("вислые" и круглые"), ледяные горы, скоморошьи балаганы и платные столы со "сладимыми яствами". Здесь торговый люд ловко "сшибал" трудовые денежки, здесь, по народному присловью, "копейка становилась на ребро"…
Во вторник ("Заигрыши") ходят по гостям. Парни выглядывают невест, а девицы — суженых.
В среду ("Лакомки") тещи торжественно потчуют блинами "драгоценных" зятьев. О том угощении в ходу немало шутливых поговорок. А у плясового медведя в сарафане "тещины блины" — "коронный номер"…
На следующий день, в "Широкий"четверг, "гвоздь программы" — защита снежного городка с неизменными кулачными боями. В старину бились все (кое-где даже бабы), и выбитые в этот день зубы или сломанные ребра считались добрым знаком. Со временем взрослые "демобилизовались" из "четвергового воинства". А нынче даже пацаны если и дерутся, то по другим, неритуальным поводам, в неподходящие для этого дни…
Пятница — "Тещины вечерки".Почтительные зятья лично отправлялись к тещам с приглашением "не отказать — угоститься, чем Бог послал".
Суббота — "Золовкины посиделки". Подружки обсуждают свои девичьи проблемы, уплетая последние блинки.
Следующий день — "Проводы" или "Прощеное воскресенье".
Снова мчится по селу санный поезд. Ледяную гору растапливают, запалив на ней огромный костер. Чучело Масленицы, если Масленица — чучело, тоже сжигают (если нет — жгут пучки соломы). В этот день необходимо у всех родственников, свойственников и просто знакомых, земно поклонившись, испросить прощения за все "ведомые и неведомые" грехи. В некоторых губерниях "прощаются" также и с покойниками, для чего на заре посещают кладбища.
Следующий день — Чистый Понедельник — начало Великого поста…
Правда, пост в этот день начинается не у всех. Есть еще "немецкая масленица". Так в народе называли обычай, принятый у жадин-крохоборов, что в понедельник лихорадочно подъедают недоеденное скоромное и допивают недопитое хмельное.
В Малороссии такие "немцы" даже сложили соответствующие куплеты. Например:
"Ой Масляна, Масляна!
Яка ты чудна!..
Якбы в тобi було сiм недiль,
А в посту — одна!..."

Но подобное малодушие все-таки — исключение. Великий пост ждали с нетерпением и видели в нем не обузу, а проторенный Святыми отцами путь к непроходящей, вечной Весне — Светлому Христову Воскресению…
Владимир ГОЛЫШЕВ
1.0x