Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 марта 2000

ТАМ БАЙСТВО ДИКОЕ...

ТАМ БАЙСТВО ДИКОЕ...
10(327)
Date: 6-03-2000
Появление серьезных аналитических статей об истинном положении русских в Казахстане представляется крайне важным. Год за годом, под лицемернейшими лозунгами "межнациональной гармонии" в Казахстане совершается системное преступление против человечества, в полном соответствии с определениями, принятыми ООН и Международным трибуналом. Об этом пора сказать без обиняков.
ПРЕЛЮДИЯ
Все исследователи процесса развала СССР почему-то обходят молчанием события декабря 1986 года в Алма-Ате. Между тем, алма-атинский декабрь-86, безусловно, следует считать отправной точкой крушения советской системы, своего рода пристрелочным выстрелом по зданию Союза.
Прерванное на самой ответственной стадии расследование декабрьских событий все-таки успело кое-что прояснить.
Во-первых, тот декабрьский бунт не был ни спонтанным, ни стихийным: плакаты и транспаранты, которые несли "повстанцы", были изготовлены за год, за два, а то и за три года до событий.
Во-вторых, официальный лепет о социальных причинах беспорядков был абсолютно несостоятелен. В лозунгах, под которыми выступали "повстанцы", ни единого слова не было о материальном неблагополучии или жилищном неустройстве. "Да здравствуют казахи!" ("Казак жассасын!!!") — вот что во всю мощь юных глоток скандировала многотысячная толпа. "Казахстан — для казахов!", "Казахстаном должен управлять казах!" — вот что значилось на транспарантах.
В-третьих, "стихийное" выступление было удивительно дружно поддержано по всему югу Казахстана.
Но главным, что открылось в процессе расследования, что было наименее приятным и начисто разрушало кунаевскую легенду о "лаборатории дружбы народов", было очевидное: здесь рано или поздно грядет этническая чистка.
БОЛЬШАЯ ЧИСТКА
На протяжении многих лет интеллектуальная казахская элита готовила идейное обоснование будущей большой этнической чистки.
Итог вдохновенного труда подвел этнограф Макаш Татимов. Основные тезисы "доктрины Татимова" с тех пор неоднократно озвучивались лично Н.Назарбаевым. Вот их краткая суть.
Этническая ситуация, при которой казахи оказались в численном меньшинстве на своей земле, создана искусственно, по воле "московского центра", путем измора и изгнания казахов в процессе коллективизации 30-х годов, а также в результате использования территории Казахстана для массовых ссылок и депортаций, особенно — немцев, чеченцев и корейцев. Ну, а поскольку ситуация-де создана искусственно, у казахского народа есть все права, а главное, моральное право, преодолеть эту ситуацию также искусственными методами. При Союзе М.Татимов помалкивал о сущности этих методов, в дальнейшем, будучи советником президента Назарбаева, стал гораздо откровенней, выразив свою мысль так: "бесконфликтное отступление бывшей имперской нации" — то есть русских.
Поскольку большое количество казахов проживает вне Казахстана, необходимо обеспеченное на государственном уровне "орда басы" — "соединение орд", то есть объединение всех казахов в едином государстве. В результате же к 2010 году планируется восстановление порушенной "рукой Москвы" исторической справедливости и образование этнически однородного электората. Тогда все лозунги "декабристов-86" автоматически станут былью.
Между тем, даже не русским было суждено первыми испытать на себе "доктрину Татимова". Первыми стали чеченцы. В 1992-1993 гг. по всему Казахстану — от Ново-Узеня на крайнем западе до Усть-Каменогорска на крайнем востоке — прокатилась волна чеченских погромов. Причина была простой: крепко спаянная чеченская диаспора оказалась наиболее приспособленной к условиям "дикого рынка". Организованность и "стихийные" мобилизационные способности, проявленные казахской молодежью при этих погромах, заставляли вспомнить декабрьскую прелюдию 86-го года.
Затем, в 1993-95 гг., последовал "немецкий исход". Немецкое население Казахстана к началу исхода насчитывало около 800 тысяч человек. Немцы уже во втором поколении после высылки в Казахстан превратились в подлинную технократическую элиту: известные всей республике руководители совхозов и колхозов, крупные инженеры, прекрасные специалисты-врачи носили немецкие фамилии. И вот этот огромный пласт населения, по квалификационному уровню являвшийся настоящим государственным достоянием, тронулся в путь.
C 1993 года начинается продолжающийся поныне массовый отъезд русского населения. Пик этого процесса пока приходится на 1994 год: более 300 тысяч русских покинуло в тот год Казахстан, почти столько же, сколько всего выехало русских из дудаевской Чечни. Этот печальный "рекорд" едва не был перекрыт 1998 годом — около 250 тысяч. Примерно такой же цифрой знаменуется год 1999-й. В настоящее время миграционная служба РФ оценивает количество русских переселенцев из Казахстана в 2 млн. человек. Эта цифра занижена как минимум на 1 млн. С 1994 по 1996 годы режим Назарбаева ввел положение о засекречивании всех данных по миграции и этнографии. Но должной реакции со стороны любителей порассуждать о "гуманитарных катастрофах" так и не последовало.
Между тем, "перемещенные" русские создали и продолжают создавать порою непреодолимые проблемы для сопредельных с Казахстаном областей РФ. Так, в одном лишь Алтайском крае ныне проживает 70 тысяч переселенцев из Казахстана, которых необходимо обеспечить жильем и работой.
Невиданная этническая чистка совершенно не потревожила вездесущую и всезнающую мировую общественность. Как и предполагал М.Татимов, "этническое отступление" пока проходит "бесконфликтно".
БЕСКРОВНЫЙ ГЕНОЦИД
Геноцид — это не обязательно резня, как думают многие, а создание невыносимых условий бытия. Против русского населения Казахстана применяются следующие формы бескровного геноцида.
Первое — явное и скрытое поражение в правах русского населения в целом; русских общественных и общественно-политических организаций и их лидеров (особенно — казачества); юридических лиц в сфере всех форм деловой активности, особенно — в бизнесе; физических лиц — в бытовой сфере.
Явное поражение в правах обеспечивает целый пакет дискриминационных законов. Первое место среди них, безусловно, занимает закон о языках. В новой редакции этого государственного акта русский язык, на котором свободно изъясняется 99,9 % населения, вообще лишен какого-либо официального статуса; кабинету министров предписано каждый год издавать список должностей и профессий, для исполнения которых необходимо знание казахского языка; кроме того, с 2000 года начинается перевод всего делопроизводства на казахский. Впереди — перевод казахского языка на латинский шрифт. Далее следуют: закон о гражданстве, законы о СМИ, законодательные акты о митингах, шествиях и демонстрациях, о политических партиях и общественных организациях, весь пакет законодательных актов и "подзаконных" документов об образовании, включая "Государственную концепцию образования в республике Казахстан". Явное поражение в правах касается прежде всего русского населения в целом и русских общественных организаций. Для последних законодательное поле деятельности сужено настолько, что невозможно даже гласное заявление уставных и программных целей.
Латентное поражение в правах достигается совершенно произвольным толкованием законов и созданием незаконных, а то и вовсе откровенно неконституционных актов; непринятием мер правоохранительного порядка по фактам явного нарушения прав русских; а также массовым принятием неправосудных решений по делам русских как отдельных юридических и физических лиц, так и целых организаций. Последнее носит характер настоящего "судебного террора", ничего похожего в практике других стран СНГ мне неизвестно, даже по прибалтийским государствам.
Началу "судебного террора" предшествовала тщательная этническая чистка судов, аппарата Минюста и прокуратуры: около 4/5 сотрудников этих учреждений — казахи.
"Судебный террор", кроме подавления деятельности русских общественных организаций, особенно охотно применяется при вытеснении русских из предпринимательства: отъем собственности в пользу казахов путем неправосудных решений — норма жизни современного Казахстана.
Вторая форма геноцида — акты вандализма по отношению к памятникам русской культуры как советского, так и имперского периодов.
Еще Геббельс поучал солдат вермахта перед походом на Восток: "Уничтожайте памятники! Народ, лишенный истории, обречен!"
В настоящее время в Казахстане переименованы десятки тысяч объектов: улиц, площадей, городов, городских и сельских районов, никогда не имевших иных названий, кроме русских. Самый крупный и вызывающий акт "ономастического вандализма", пожалуй, переименование исконно русского города-порта Гурьев в "Атырау".
Снесены десятки памятников, среди которых: памятник Ермаку Тимофеевичу в г.Ермаке (сам город переименован в "Аксу"), памятник первоцелинникам на привокзальной площади и мемориал "Покорителям Целины" в Целинограде (сам город ныне — "северная столица" "Астана"), бюст Пржевальского в г.Зайсане.
Не имея ни средств, ни желания, ни умения что-либо строить и созидать своими руками, власти произвольно отбирают русские школы под казахские, в театрах и дворцах культуры открывают "казахские музыкальные театры". При этом наполняемость классов в городских казахских школах не превышает 25 человек на класс, а "розданные на уплотнение" русские школьники теснятся в количестве до 40-45 человек на класс. Не самый масштабный, но один из самых изощренных актов в отношении зданий — памятников русской культуры совершен в Усть-Каменогорске. Местная казахская мусульманская община трижды собирала средства на строительство мечети. Трижды собранные средства просто разворовывались. Тогда местный областной губернатор ("аким") К.Нагманов отобрал под мечеть охраняемое законом и поставленное на соответствующий учет здание бывшего духовного православного училища дореволюционной постройки.
Ныне усилиями департамента образования (в Казахстане единое министерство занимается делами образования, медицины, культуры и спорта. — В.Е.) и казахоязычных СМИ в республике развязан настоящий террор против русских учебных школьных программ, русских учебников и русского языка вообще. Следует поистине идиотский в нынешних казахстанских условиях запрет на использование учебников российского и советского изданий. Из новых школьных программ исключаются русских язык и русская литература. Первый зашифровывается как "язык обучения", а русская литература "прячется" в курсе "иностранная литература". По мнению казахской журналистики, самый главный враг казахского народа на пути к прогрессу — русский язык. Приведу лишь один свежий и наиболее характерный пример. Некто Адам Мекебай, представленный публике как "писатель", утверждает, что использование русского языка в делопроизводстве способствует расхищению национальных богатств Казахстана. Но что взять с "писателя", если президент Н.Назарбаев заявил, что казахский алфавит, "разработанный на основе периферической версии кириллицы", является тормозом для вхождения Казахстана в современную цивилизацию!
А чем, если не геноцидом можно назвать грубые нарушения норм международного права и соглашений между странами СНГ, препятствующие надежной защите прав русского населения.
Прежде всего, это нарушение Консульской конвенции. Впервые вопрос о необходимости создания представительства РФ на уровне консульств не только в Алма-Ате, но в областях с большинством русского населения, был поставлен на сессии Верховного Совета Казахской ССР депутатом от Восточного Казахстана Борисом Барченко еще в 1990 году: уже тогда было ясно, в какую сторону "пошел процесс" в Ново-Огареве. Выступление Б.Барченко закончилось скандалом: его едва не стащили с трибуны, громогласно обвинив в "провокации". До сего времени не выполнено достигнутое позже соглашение между Россией и Казахстаном о создании консульств в Караганде, Уральске и Усть-Каменогорске. Соглашение не выполняется только из-за сопротивления казахской стороны. Истинная подоплека этого сопротивления стала понятна после усть-каменогорской провокации в ноябре 1999 года, о которой несколько раз подробно писала газета "Завтра". Очевидно, казахстанские власти желают сохранить полную свободу действий при проведении подобных "акций" — при наличии российского консульства в Усть-Каменогорске такая провокация была бы просто невозможна. Унижения российских дипломатов, демонстративное несоблюдение по отношению к ним норм международных отношений, игнорирование нот московского МИДа — правило, а не исключение.
И дипломаты должны знать: все это имеет совершенно определенную цель. Несмотря на принятый российской Госдумой Закон о соотечественниках, обеспечивающий определенную поддержку России не только гражданам РФ, но и русским "ближнего зарубежья", политика казахстанских властей не изменилась — из русских в Казахстане буквально вышибается всякая надежда на помощь и участие со стороны Российской Федерации. К сожалению, до недавнего времени казахская власть в этом направлении только преуспевала.
"РУКА МОСКВЫ"
После всего сказанного нет смысла комментировать, как русская общественность в Казахстане восприняла награждение Н.Назарбаева Орденом Андрея Первозванного, да еще за №3. И это не единичные факты такого рода.
После вандализма переименований и сноса русских памятников В.Черномырдин, в ту пору российского премьерства, счел возможным лично отправиться в Астраханскую область, чтобы благословить открытие отреставрированного мавзолея казахского народного композитора Курмангазы, похороненного на территории РФ. Здесь произошел интересный эпизод. После торжеств и взаимных клятв в нерушимой дружбе народов, В.Черномырдин и Н.Назарбаев отвечали на вопросы журналистов. Кто-то задал каверзный вопрос о сносе памятника Ермаку в г.Ермаке. "В Казахстане нет такого города!" — отрезал Н.Назарбаев. Он сказал сущую правду — к тому времени такого города уже не было: Ермак был переименован. Черномырдин промолчал.
Еще один пример. После "беловежского путча", на волне оголтелой либеральной эйфории, известная вдова российской демократии Е.Боннер заявила, что готова "дать Ельцину по физиономии", если он когда-либо поднимет вопрос о границах между бывшими союзными республиками. Очевидно, Б.Н. воспринял угрозу экспансивной вдовы всерьез: границы, лишь 13% которых прошли в свое время процедуру, отдаленно напоминающую процедуру демаркации, стали неоспоримыми. Для подкрепления мордобойного потенциала мадам Боннер создала в Москве нечто вроде салона, в котором подбираются технические работники и доверенные лица для президентов СНГ. Из этого салона вышел доверенный секретарь и советник Н.Назарбаева, г-н Гутов.
А вот Е.Примаков совершил вояж в Казахстан еще в должности министра иностранных дел. Там Евгений Максимович в присущей ему барственно-снисходительной манере заявил: "Русского вопроса в Казахстане не существует". Вряд ли он изменил свою точку зрения и позже на посту премьера РФ.
Вторым визитером было суждено стать В.Путину. Он приехал в Казахстан летом 1999 года. Приехал, очень подготовленный именно к постановке "русского вопроса". Н.Назарбаев и его советники были по-настоящему растеряны: так с ними не разговаривали ни при Горбачеве, ни при Ельцине. Тогда и последовала "пугачевская провокация" — топорная симуляция "попытки государственного переворота" в Восточно-Казахстанской области.
СЛЕД ВАН-ДЕР-СТУЛА
Осенью 1995 года Казахстан посетил Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств г-н Ван-дер-Стул. Этому вальяжному господину был вручен пакет из полусотни документов: о систематическом полицейском преследовании русских общественных организаций и их лидеров, о грубых нарушениях прав русского населения. Перед Верховным комиссаром были поставлены следующие вопросы.
Почему за русским народом не признается статус разделенного народа? Почему русские лишены права на самоопределение в местах компактного проживания, даже на такую его форму, как автономия в составе новообразованных государств? Почему проблемами русского населения Казахстана занимается комиссариат по делам национальных меньшинств, когда по численности русское население в этой республике является, наряду с казахским, государствообразующим?
На встречах с представителями русских общественных организаций почтенный дипломат демонстративно позевывал. Затем г-н Ван-дер-Стул дал исчерпывающий ответ на все "русские вопросы". Это произошло в г.Локарно, Швейцария, летом 1996 г. Здесь мингер Верховный комиссар по делам меньшинств собрал представителей национальных организаций и культурных центров Казахстана. В Локарно не нашлось места для двух самых влиятельных и авторитетных русских организаций: Республиканского общественного славянского движения "Лад" и Русской общины Казахстана. Зато присутствовал "Русский союз" в виде своего главы г-на Цыбина, который не представляет никого, кроме означенного господина. Весь набор представителей народов в распоряжение Верховного комиссара подобрала "Ассамблея народов Казахстана".
Созданная в известное "междуцарствие", когда был разогнан Верховный Совет 1994 года созыва, "Ассамблея" поначалу планировалась как универсальный заменитель парламента. "Ассамблея", по сути, — каприз г-на Назарбаева, призванный озвучивать и одобрять инициативы, исходящие от самого президента, но подавать эти инициативы не иначе, как плод коллективной мудрости всех языков и племен, населяющих Казахстан. В уставе "Ассамблеи" прямо сказано, что президент сам волен решать, кто и какие народы представляет в "Ассамблее"...
В итоговом документе локарнского совещания Верховный комиссар горячо поддержал создание и деятельность "Ассамблеи народов". Особо господин Ван-дер-Стул поддержал новую редакцию "Закона о языках", которая лишала русский язык какого-либо статуса и содержала открытый запрет на профессию по языковому признаку.
Еще об одном обстоятельстве трудно умолчать. Эксперты ОБСЕ дали достаточно жесткую и нелицеприятную характеристику как президентским, так и парламентским выборам 1999 года в Казахстане. По существу, и сам Назарбаев, и его карманный парламент получили официальное удостоверение нелегитимности. Но эксперты ОБСЕ предпочли обойти вниманием этнические проблемы избирательных кампаний, в частности — "зачистку" русских кандидатов в депутаты всех уровней; полное отсутствие кого-либо, кроме казахов, в составе верхней палаты — в сенате.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Снова и снова вчитываюсь в страшные пророческие строки Ивана Ильина: "Расчленение организма на составные части нигде не давало и никогда не даст ни оздоровления, ни творческого равновесия, ни мира. Наоборот, оно всегда было и будет болезненным распадом, процессом разложения, брожения, гниения и всеобщего заражения".
В казахстанском гниении отчаянно барахтаются шесть миллионов русских. Самое время задуматься: сегодня оттуда, из этого гнилья, на российские поля хлынула забытая с 20-х годов саранча. Что хлынет оттуда завтра? Необходимо помнить: спасая свой режим, казахстанское руководство не остановится ни перед чем. Как это отразится на сопредельных районах Российской Федерации? Не стоит забывать: в Казахстане, помимо посольства России, существуют представительства Тартастана и Башкортостана, а также "независимой Ичкерии", которые, по данным посольских работников РФ, не поддерживают никаких контактов с посольством России. Какая новая "пугачевщина" вызревает там?
Необходимо принять срочные меры к прекращению преступления против человечества, творящегося на территории Казахстана. Материалов накоплено достаточно. Слово за юристами.
1.0x