Авторский блог Редакция Завтра 03:00 31 января 2000

КОШМАР КАЗАХСТАНА

КОШМАР КАЗАХСТАНА
5(322)
Date: 1-02-2000
Нынешняя ситуация в Казахстане чревата спонтанным социальным взрывом — такой вывод делают наши эксперты на основе системного анализа поступающей информации. "Триумфальные победы" Нурсултана Назарбаева на президентских выборах и "пропрезидентской" партии "Атан" на парламентских выборах в прошлом году являются следствием "административного давления" и проходили, по свидетельству независимых наблюдателей, в том числе и сотрудников ОБСЕ, с серьезными нарушениями законодательства. Ни одна из реальных проблем независимого Казахстана в настоящее время не решена и не решается.
За годы независимости население республики уменьшилось более чем на 2 млн. человек — прежде всего за счет массовой эмиграции русскоязычного населения и около 500 тыс. этнических немцев. По данным последней переписи, в Казахстане проживает 14,3 млн человек — против 17 млн. в 1989 году. Эмигрировали, как правило, наиболее квалифицированные и трудоспособные специалисты. В результате поддержание многих систем жизнеобеспечения упало ниже критического уровня. В наибольшей степени это касается системы здравоохранения, расходы на которую снизились практически до нуля. Закрыты все сельские фельдшерские пункты, все стационары, кроме районных центров и выше. Заболеваемость туберкулезом средим казахского населения приняла характер эпидемии. Резко возросло число больных венерическими заболеваниями, особенно среди детей и подростков. Значительно уменьшилась рождаемость. Активизировались природно-очаговые инфекции.
Вновь на казахстанских полях появилась саранча, снизился сбор зерна. 98% предприятий Казахстана продано иностранцам. Доходы бюджета сократились более чем в 20 раз.
В этих условиях нынешняя система власти держится только на жесточайшем полицейском режиме. Принятие новой редакции закона о государственном языке, содержащем прямые запреты на профессию для лиц, не владеющих казахским, сопровождалось отказом всех русских депутатов парламента (мажилиса) принять участие в голосовании. Тем не менее, закон был принят и даже одобрен комиссариатом по делам национальных меньшинств, возглавляемым небезызвестиным Ван дер Стулом. Появился и новый закон о национальной безопасности, которому могли бы позавидовать и Гитлер, и Пиночет, в рапоряжении которых не было столь универсального инструмента подавления недовольства. Согласно этому закону, угрозу национальной безопасности Казахстана представляют любые действия или высказывания, в том числе сделанные в частном порядке, которые ставят под сомнение нынешнюю систему государственной власти и ее решения.
Личный состав "правоохранительных органов" (без КНБ Казахстана) более чем вдвое превышает численность регулярной армии и продолжает постоянно расти. Для этих структур проблемы финансирования до последнего времени не существовало, поскольку именно они являлись и являются главной опорой казахстанской власти. Однако в последнее время и здесь возникли разногласия, поскольку государственный бюджет резко сокращается.
Для обоснования деятельности "спецструктур" в ход идут многоступенчатые провокации, подобные "усть-каменогорскому бунту" или "делу Казимирчука", открытому после событий, происшедших в Усть-Каменогорске 18-19 ноября прошлого года.
На протяжении более полутора месяцев Казимирчук курсировал между Россией и Казахстаном, открыто заявляя о подготовке "отделения русских казачьих областей" путем восстания. При этом его деятельность не вызывала никакой реакции спецслужб двух государств. Особенно показательным моментом стало присутствие Казимирчука на съезде сооотечественников и переселенцев, состоявшемся 24 октября в Новосибирске. Незадолго до этого, 15 октября в новосибирской же газете "Новая Сибирь" была опубликована статья о деятельности Казимирчука под говорящим заголовком "Исповедь русского террориста". Управление ФСБ по Новосибирской области, тем не менее, не предприняло никаких шагов в отношении лица, столь явно подрывающего российско-казахстанские отношения, и ограничилось лишь передачей нескольких экземпляров со статьей представителям казахстанского КНБ.
Казимирчук постоянно представлялся членам славянских, русских и казачьих организаций как лицо, близкое к народно-патриотическим силам России, ссылался на связи с Ачаловым, Илюхиным, другими известными деятелями "левого" крыла. Кроме того, в круг его мнимых "контактов" постоянно входила и газета "Завтра".
Реконструкция провокации, проведенная аналитическим центром "День", позволяет предположить, что предполагалось минимум за месяц до выборов обеспечить массовые выступления сторонников Казимирчука не только в Усть-Каменогорске, но и в Кокчетаве, Павлодаре и других населенных пунктах, где велика доля русского населения, как предполагалось, озлобленного ущемлением их прав и готового принять участие в любых акциях протеста, вплоть до уличных столкновений.
После подавления этих выступлений группа Казимирчука должна была уйти на территорию РФ, оставив после себя трупы убитых представителей русскоязычной общины Казахстана, а также следы, указывающие на связь с народно-патриотическими силами России.
Следующим шагом должна была стать активная кампания в средствах массовой информации — как казахстанских и мировых, где указывалось бы на враждебное отношение России к независимому Казахстану, так и российских, где оппозиционные силы обвинялись бы в экстремизме, пролитой крови и подрыве международного авторитета страны — накануне думских выборов, что немаловажно.
Затем, очевидно, предполагалось обращение Н.Назарбаева к мировому сообществу с заявлением о том, что в сложившейся политической ситуации он не может гарантировать безопасность зарубежной собственности на территории Казахстана и просит о введении контингента миротворцев. В результате Стамбульский саммит мог пойти совсем по другому сценарию, состоялся бы переход огромного государства под фактический протекторат "мирового сообщества", а под Рубцовском появились бы американские морские пехотинцы.
Тем самым готовилось фактическое расширение зоны ответственности НАТО, вплоть до границ Китая, о чем постоянно мечтают стратеги этого военного блока. Участие западных операторов в подготовке усть-каменогорских событий было довольно явным, всплеск их активности был сопоставим с событиями 1994 года, когда в результате усть-каменогрских и алма-атинских событий оказались разгромлены все неподконтрольные Алма-Ате казачьи и славянские организации.
Так ответила назарбаевская власть на жестко поставленный премьером Путиным во время визита в Астану "русский вопрос". Путин дал понять президенту Казахстана, что времена, когда все российско-казахстанские проблемы решались одним звонком в Кремль, заканчиваются. Едва только колеса самолета российского премьер-министра оторвались от бетона, Назарбаев стал звонить Ельцину, но не дозвонился. Путин успел доложить об итогах визита до звонка казахского руководителя. Видимо, тогда и был взят курс на обращение к мировому сообществу и "подставку" всей российской элиты с помощью "дела Казимирчука".
Подобная многоходовка, к счастью, не достигшая практически ни одной из своих целей, свидетельствует о реальной неспособности казахской элиты построить современное государство на стыке интересов трех великих держав: России, Китая и США (с Турцией в роли регионального сателлита).
Основной проблемой Казахстана в условиях, когда Россия временно отвернулась от нужд своих соотечественников в этой стране, является китайская экспансия. Астана сдает Пекину позицию за позицией и не может ничего противопоставить полуторамиллиардному государству с гигантским экономическим и военным потенциалом, остро нуждающемуся в сырье и территории. Китайцы в Казахстане интересуются буквально всем: от заселения пограничных районов до использования космодрома Байконур. Например, в Зайсанском районе сегодня проживает уже 12000 китайцев — пятая часть населения. Без китайских торговцев в ряде районов нельзя купить даже коробки спичек. Достаточно в этих условиях спровоцировать межэтнический конфликт — и Китай получит повод для вмешательства, в том числе и военного.
Современный Казахстан своими руками готовит себе именно такое будущее. Ударными темпами сооружается канал Иртыш—Карамай, третья очередь которого приведет к тому, что почти половина стока этой реки будет переброшена в Синьцзянь-Уйгурский автономный район, куда правительство КНР собирается переселить 2,5 млн. ханьцев, причем переселяться будут семьи, состоящие в народном ополчении — своеобразный китайский аналог русского казачества. Одним из следствий реализаций данного проекта будет экологическая катастрофа русского левобережья Оби, но постановка этого вопроса тоже расценивается Астаной как вмешательство во внутренние дела независимого Казахстана.
Ситуация обостряется раздорами внутри казахской элиты, где старший и младший жузы, кипчаки и найманы ведут ожесточенную борьбу против среднего жуза (оргинов). То есть первый этап построения этнократического государства, связанный с подавлением иных этносов, сменился внутриэтнической борьбой, внешним проявлением которой стал арест бывшего премьера Кажегельдина.
Неуверенность Назарбаева в прочности своего положения подчеркивается и его уже очевидной ставкой на чеченскую общину. В Казахстан ежегодно под видом беженцев прибывает 15-20 тысяч боевиков, которые немедленно ставятся на особый учет органами внутренних дел и расселяются в районах с преимущественно русским населением. Видимо, на почве антирусских и пантюркистских настроений произошло сближение казахских властей с представителями чеченской диаспоры, которая в 1992-93 годах подверглась жестоким этническим погромам. Чеченцам разрешено занятие мелкооптовой торговлей, они "держат" транзит наркотических веществ через территорию Казахстана. Видимо, Назарбаев рассматривает их как своего рода "янычар", способных служить некоторое время заменой чаемым натовским "миротворцам". О том, что ситуация в Казахстане находится на грани взрыва, свидетельствует и готовность значительного числа оперативных работников КНБ, русских по национальности, "сняться с места" и перебраться в Россию в течение ближайшего полугода.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ДЕНЬ"
1.0x