Авторский блог Редакция Завтра 03:00 24 января 2000

КИТАЙ В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ

Author: М.Карамов
КИТАЙ В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ (Наш репортаж из особого экономического района Китая)
4(321)
Date: 25-1-2000
Сообщения о жизни и событиях, происходящих у нашего ближайшего соседа Китая, не часто присутствуют на страницах нашей прессы. Поэтому мы решили восполнить эту проблему впечатлениями рядового россиянина, посетившего китайский район Далиан накануне нового тысячелетия.
В настоящее время город Далиан и его окрестности относятся к особым экономическим районам Китая, которые декларативно и законодательно были определены Дэн Сяо Пином в конце 80-х годов. Реальное развитие этот район получил начиная с начала 90-х годов. За прошедшее десятилетие здесь произошли огромные изменения. Во-первых, в порту создан грандиозный терминал по контейнерным перевозкам, в городе функционируют многочисленные иностранные предприятия, банки. Этот терминал ориентирован в основном на Россию, США и страны Тихоокеанского бассейна.
Город преобразился, за это время вместо одноэтажных домиков, отапливаемых лишь в редкие холодные декабрьские и январские дни углем и не имеющих представления о системах канализации и водоснабжения, появились современные многоэтажные банки, в том числе и зарубежные, маркеты и офисы компаний.
Ручным трудом заключенных и выходцев из деревни расширяется центральная и другие магистрали города. Недавно созданный приморский парк с выставочным комплексом представляет украшение современного Далиана.
Активно проводится также и жилищное строительство. Основу его составляют 6-этажные многоквартирные дома без лифта с 2-х и 3-х-комнатными просторными квартирами. Общая площадь этих квартир составляет порядка 45 и 100 кв. м., соответственно. В зависимости от месторасположения в черте города их стоимость довольно высока и составляет от 60 до 80 тыс. долл. США, в переводе на официальный курс 1 долл. США = 8,26 РМБ или юаней, РМБ — это распространенное название юаня.
Современные квартиры имеют центральное водяное отопление, которое слабо функционирует в редкие холодные декабрьские дни. В отличие от подобных домов в Южной Корее, где в каждой квартире существует своя индивидуальная система отопления в полах, в Китае — это централизованное отопление, проводимое в местных котельных, как правило, углем. Не обессудьте, уважаемые читатели, если вам придется без электроотопителя покорчиться от холода в символически отапливаемых апартаментах Далиана в конце декабря и в начале января месяца. Впрочем, это не очень существенно, и вы можете купить электрокалорифер. Население этих квартир составляют владельцы небольших фирм, магазинов, верхушка чиновников госаппарата, учебных и научно-исследовтельских учреждений, инженерный персонал. Последние категории населения тесно связаны с фирмами, которые покупают для них эти квартиры. Что касается молодежи, выпускников высших учебных заведений, то при заработной плате порядка 200–250 долл. США купить подобную квартиру — это значит откладывать многие годы большую часть заработной платы или ждать повышения по службе. Хранить деньги в современных банках Китая — это тоже ненадежное занятие, поскольку, с одной стороны, официальная инфляция слабо, но все же происходит, с другой стороны — эти банки, хотя и редко, так же, как и в России, имеют обыкновение объявлять себя банкротами.
О молодежи Китая хочется сказать в первую очередь. Современную молодежь в возрасте 20-30 лет представляют собой в значительном количестве выходцы из последних многодетных семей провинции и сельской местности. Они прошли в детстве тяжкую жизненную школу бедности и нищеты. Они хотят любой ценой получить бесплатное высшее образование, которое скоро также может закончиться, они учатся много и усердно. Добрую половину из них представляет "слабый" пол, который по способности и воле к достижению жизненных перспектив не уступает мужчинам.
Вопрос народонаселения — это вопиющий вопрос в Китае. Уже сейчас количество жителей Китая составляет 1 миллиард 300 миллионов человек. Это астрономическая цифра. Поэтому принятый в начале 90-х годов закон об ограничении количества рождений детей до одного — это героический поступок руководства КНР. Самое главное в том, что население городов понимает это и следует закону. Но городское население КНР — это лишь 25%, а остальные 75 % приходятся на китайскую деревню. В настоящее время в деревне существует огромный потенциал рабочей силы. В осенне-зимнее время эти люди уже много лет проводят в крупных городах и выполняют самую низкооплачиваемую и самую тяжелую работу — в строительстве дорог, уборке городов и многое-многое другое. Их заработная плата составляет от 200 до 400 РМБ, что в переводе на доллары сравнимо с заработной платой большинства научных сотрудников в современной России. Для этих людей полностью исключены все немногие привилегии для горожан — они не могут получить постоянное жилье, так как прописка выдается под конкретное жилье, которое надо купить, а оно для них астрономически недостижимо.
Так кто из возрастных категорий современного Китая имеет перспективу на будущее и на прочное настоящее? Я не просто задал этот риторический вопрос. Как ни покажется читателю странным, крепкую заработную плату порядка 300–500 долл. США имеют молодые люди в возрасте 20–35 лет и пожилые люди, получившие образование в 50–60-х годах. Последние, получившие образование в основном в бывшем СССР, повергнутые в ничтожество в 70-80-х годах, в период "культурной революции", получают сейчас высокую пенсию и работают в основном консультантами в научно-исследовательских и других учреждениях, предприятиях. Их оклад вместе с пенсией достигает до 700 долл. США. Лишь немногие государственные чиновники в современном Китае имеют заработную плату порядка 1000 долл. США.
Следует особо подчеркнуть, что стоимость доллара в Китае и современной России, — это две диаметрально противоположные категории. Покупательная способность доллара в Китае намного выше, чем в России. Кстати, аспиранты, обучающиеся в России, имеют стипендию, равную не менее 40 долл. США.
Современными малооплачиваемыми слоями населения Китая являются вчерашние бойцы "культурной революции" — красногвардейцы-хунвейбины, которым сейчас от 40 до 50 лет. В ходе великих потрясений у этих людей не было возможности получить образование, которое могло бы помочь им как-то вписаться в современный Китай. Они не имеют образования, не имеют квалифицированных профессиональных навыков, отвыкли от физического труда. Сейчас они влачат жалкое существование на 200-400 РМБ в месяц. Их использовали в свое время и затем выбросили как "отработанный элемент" революции. Лишь очень немногие из них благодаря связям в партаппарате и личной способности любыми средствами пролезть наверх остались в рядах партийных и хозяйственных работников. Но таких единицы.
Мне кажется, стоит вернуться к теме молодежи более подробно, поскольку эти люди будут определять облик Китая в новом тысячелетии, и нашему государству именно с ними придется строить свои отношения. Китай — наш сосед, и чтобы не совершать пошлых ошибок, которые затем оплачиваются слишком дорогой ценой, мы обязаны иметь правильное представление, какие социально-экономические и другие подвижки там происходят.
Во-первых, к числу основных изменений следует отнести идейно-социальные. Современная молодежь, люди 18-30 лет, это последний всплеск "ювенильного моря", но им не приходится копать ненужные котлованы — эти люди фанатично заняты учебой. Эти молодые люди напористы, они твердо знают, что им надо от жизни, в массе своей не имеют представления о религии, не курят, не пьют спиртных напитков, лишены традиций прошлой культуры. О голоде и холоде они имеют детские представления, что воспитало в них современную волю к жизни и желание любой ценой найти свое место под солнцем. Чем-то они с запалом своего энтузиазма напоминают мне поколение молодежи 30-40-х годов, неопаленных войной, остатки которых после нее, изломанные, имели возможность посмотреть на мир иными глазами, но эти уже знают, чего хотят.
Мы должны продолжать проводить дружественную политику в отношении Китая в будущем тысячелетии.
Следующим вопросом, требующим дальнейшего освещения, — это роль современного руководства КПК в китайском обществе. Это влияние неоднозначно и проникает во многие поры современного Китая. Во-первых, членство в КПК сравнительно доступно и является необходимым элементом для продвижения по служебной лестнице как в бизнесе, в меньшей степени, так и для прочих категорий населения, служащих госаппарата, ученый мир, студентов, молодых людей, желающих сделать карьеру; толковых рабочих, которые не желают горбатиться за станком до старости, и многих других.
Архаичность классической коммунистической идеологии в решении общегосударственных проблем давно уже осознана руководством Китая, которые руководствуются линией Дэн Сяо Пина, которая сформулирована в одном трехкратно повторяемом слове: "медленно, медленно, медленно". Лидеры Китая, в отличие от своих российских коллег, не проводят приватизации предприятий в своих интересах и не пытаются "унести отечество на подошвах своих башмаков" в виде зарубежных вкладов и закупки недвижимости в "Богом освященных местах" в Западной Европе и Америке.
Современное руководство Китая глубоко патриотично и прекрасно понимает, что "реформы", проведенные в России, — это конец Китайской державы. Политика разумного национал-коммунизма — это лишь инструмент для обеспечения процветания многомиллионного общества. Главная цель руководства КПК и правительства КНР — это создание к конце своего правления мобильного и современного общества, что, я уверен, будет сделано.
Руководство Китая идет на широкое сотрудничество с зарубежным капиталом. Если в России подобное сотрудничество не идет дальше пустых политических заверений, клятв и поцелуев с западными лидерами, то в Китае с помощью американского, германского и других многомиллиардных капиталов функционируют современные предприятия, на которых выпускаются автомобили, теле— и радиоэлектроника, модернизированное сельское хозяйство обеспечивает необходимыми дешевыми продуктами население, наращивает выпуск продукции и многое-многое другое. Следует отметить тот факт, что себестоимость сельскохозяйственной продукции ежегодно снижается, что ставит вопрос об экономической заинтересованности крестьянина в ее производстве. Значительные вклады в экономику Китая производит Всемирный банк реконструкции. Цены на промышленную продукцию, которая в изобилии представлена в маркетах и магазинах, год от года снижаются.
Главное, что смогло достигнуть руководство КНР, так это НАКОРМИТЬ 1 млрд. 300 млн. человек. Если вдуматься в эту цифру, то это составляет порядка 1/3 населения земного шара на ограниченном земном пространстве. Сейчас никто в Китае не умирает с голоду и не недоедает. Цена одного килограмма отборного риса стоит 2,0 РМБ. Кстати говоря, рыночная стоимость его снижается, что создает угрозу экономической целесообразности его производства.
Снижение цен происходит не только на сельскохозяйственную продукцию, но и на товары народного потребления. Хочу сделать лишь небольшое отступление специально для детей России, для большинства которых яблоки, мандарины, апельсины, свежая клубника, особенно в зимнее время, представляют редкий деликатес. В современном Китае цена 1 кг мандаринов и яблок составляет лишь 2 РМБ или юаня, что представляет собой стоимость проезда на автобусе туда и обратно.
Магазины полны ширпотреба, продуктов питания по доступным ценам, прирост ежегодной промышленной продукции составляет более чем 8 % — вот результат новой политики, которую руководство Китая проводит на протяжении последних 10 лет. Предприятия Китая с большой охотой закупают дешевые сырьевые ресурсы, поставляемые из России, а это неразделанная древесина, металл, концентраты горнообогатительных предприятий.
Но не все столь безоблачно в нынешней Поднебесной империи. Новому Китаю не нужен избыток населения, ресурсы страны ограничены, поэтому ресурсы Севера, где Россия лежит, как собака на сене, ему крайне необходимы. Если в России кто-то из региональных лидеров начал питать иллюзии сепаратизма, следует им зарубить на носу следующее. Сепаратных районов восточнее Урала, Великие державы — это Япония, Китай и США — не потерпят, а просто поглотят. Для этого у них есть воля, ресурсы и армия.
Относительно китайского телевидения хочется сказать следующее. Для простого европейского обывателя оно просто неинтересно — очень мало развлекательных программ. Примерно, 70% эфирного времени на китайском телевидении, которое включает около двух десятков каналов и ведется практически круглосуточно, занимают официозные выступления партийных лидеров, репортажи с предприятий и полей, показ строящихся с помощью западного капитала различных объектов, трансляция традиционных опер, спортивные репортажи. 20 % телеэкрана занято телепередачами на английском языке. Эти передачи включают преподавание английского языка для всех возрастных категорий. Главный упор делается на понимание сказанного и в целом на разговорный английский язык. С помощью ретрансляции с многокассетных записей китайцев учат, как цивилизованно наладить мелкий бизнес на американском уровне на вполне понятном, хорошем английском языке.
Разговор о телевидении не будет полным без упоминания передач военного характера, посвященных армии Китая. Эти регулярные передачи показывают парады, политзанятия, военную подготовку и боевые стрельбы. Регулярно маршируют и десантируют мужские и женские батальоны, последние с пластмассовыми тазиками за плечами. Особенности женской гигиены также предусмотрены китайскими боевыми артикулами.
Не обходит вниманием китайское телевидение новости и события, происходящие в России, правда, демонстрационного материала бывает немного. В целом в отношении России проводится нейтрально-дружественная политика, поскольку в планах руководства Китая намечено расширение связей и экономического сотрудничества.
Покойного руководителя председателя Мао Цзедуна здесь не обожествляют, как Ленина прежде в СССР, но и признают за ним роль лидера, создавшего Китайскую Народную республику, в деятельности которого были и ошибки. Вне всякого сомнения, что среди других исторических личностей ХХ века личность председателя Мао занимает видное место.
Разговор о религии является особым в современном Китае. Власти страны не преследуют за веру, в продаже есть Библия на китайском языке, недавно в Далиане открыта христианская церковь. Единственным памятником православному христианству, по всей видимости, остался собор в Харбине, расположенный на центральной площади города.
Памятник, установленный советским правительством в центре города Далиан в честь освобождения города от японцев в 1945 году, в настоящее время бережно перенесен, а затем установлен в Люйшуне на площади, прилегающей к российско-советскому кладбищу. Эта небольшая площадь носит имя И. В. Сталина. Центральная площадь в Далиане, носившая имя Сталина, переименована в площадь Дружбы народов. Надо отдать должное и выразить благодарность правительству Китая, властям Далиана и провинции Ляонин за то, что сам памятник, равно как и кладбище, остаются и поддерживаются в примерном порядке по настоящее время. Китайские сторожа помнят русский язык и с симпатией встречают тех немногочисленных российских посетителей, которые все-таки находят время для посещения этого святого места. Лишь это единственное место может напомнить будущим исследователям и хранителям памяти России о былом российском влиянии в этих местах.
Но все-таки "религия" в Китае существует. Это — религия желудка. Культ современного китайца — это хорошо и много поесть. Водки пьют здесь очень мало, не курят, немного пьют пива и много едят. Благо, что еда есть, причем в таком ассортименте, который рядовому россиянину лишь снился в редких снах. Но на этом я подробнее остановлюсь в конце данной статьи.
В современном Китае никого не держат за "железным занавесом". Если ты имеешь возможность, то можешь ехать куда угодно. Такие тоже есть. За величайшее благо считается поехать в США, чтобы получить хорошее образование, лишь немногие едут в Россию. Удерживает отсутствие знаний русского языка. Количество школ, в которых сейчас изучают русский язык, незначительно.
По сравнению с Южной Кореей на дорогах Китая сравнительно немного автотранспорта. Пассажирский транспорт представлен одно- и двухэтажными автобусами собственного производства. Граждане Китая не имеют права личного владения автомобилями. Эта вынужденная мера, поскольку ввиду отсутствия развитой дорожной системы и интенсивного строительства современных магистралей все города Китая напоминали бы современную Москву и другие крупные города с их "пробками" и вынужденными многоминутными простоями. Однако богатые люди в Китае под маркой фирм и других организаций фактически имеют свои собственные лимузины, но таких немного.
Таксопарк Далиана весьма значительный и представлен комфортабельной "Сантаной", выпускаемой концерном "Фольксваген" на заводах Шанхая. Стоимость проезда на такси невысока, и расстояние от приморского парка до аэропорта, которое составляет 20-25 км, обходится 25 РМБ или порядка 3 долл. США.
В отличие от России, в Китае доллар не является свободно конвертируемой валютой. Официальный курс 1 долл. США = 8,26 РМБ, однако это довольно условный перевод. Граждане Китая не имеют права иметь доллары. Это право принадлежит государству. Обменять юани на доллары — это большая проблема. Лишь немногие, имеющие выездную визу в паспорте, могут обменять РМБ максимум на две тысячи долларов США. В стране процветает "черный" рынок, который власти время от времени разгоняют и преследуют дилеров, что сказывается на кармане клиента, так как курс доллара повышается. Существует также реальная опасность получить "куклу" или фальшивые бумажки. Правительство стремится, чтобы иностранцы ввозили доллары и покупали бы китайскую продукцию, которая, как правило, несмотря на приглядный вид, еще уступает по качеству западным аналогам. Приличные товары стоят дорого и не уступают по ценам добротным западным товарам. Гражданам России не следует забывать об этой особенности в китайской жизни. Как правило, обменный курс РМБ на доллары имеет существенную разницу с официальным курсом и достигает на "черном" рынке 1 долл. = 10 РМБ. Хорошо, если в Китае есть знакомые, которые в банке могут обменять проверенные доллары по более льготному курсу, примерно, 1 долл. = 8,9 РМБ.
Вопросы криминального характера не имеют в Китае, в частности, в Далиане, той остроты, которой достигают в России. Это вовсе не значит, что там нет воров, взяточников, убийц, браконьеров. Тяжелых преступлений здесь немного, убийц и взяточников-вымогателей, как мне сказали, просто расстреливают. Судебный процесс, как правило, не растянут на многие часы-недели-месяцы, как в России. Как видно из трансляции телепроцесса, такое судебное разбирательство под руководством судьи, в присутствии прокурора и адвоката, занимает не более одного часа времени, а то и менее.
Все это изобилие — результат политики разумных, по-настоящему патриотичных лидеров за последнее десятилетие уходящего века. Свои реформы они проводят с начала 90-х годов, одновременно в одно и то же время, когда лидеры СССР начинали свою "перестройку", при попустительстве покорного народа "страна рабов, страна господ", сделали все, что способствовало бы катастрофе развала Великой страны и обнищанию трудового народа. Вот таковы результаты политики реформ у них и у нас.
1.0x