Авторский блог Гурия Мурклинская 03:00 4 октября 1999

ИСЛАМ И ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧНЕ

Author: Гурия Мурклинская
ИСЛАМ И ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧНЕ
40(305)
Date: 5-10-99
В настоящее время на Северном Кавказе существуют два суфийских тариката — накшбандия и кадирия. Они представляют собой разветвленную сеть вирдовых братств, которые в свою очередь, делятся на множество мюридских общин. Вирды являются довольно устойчивыми образованиями, в которых проповедуется и пропагандируется сложившаяся за многие годы традиционная религиозная практика. В современных условиях всякая критика со стороны иных исламских течений некоторых ритуалов и вероучения в целом вызывает у северокавказских сторонников и последователей тариката негативную ответную реакцию<...>
С захватом Д. Дудаевым и его соратниками в августе-сентябре 1991 года власти в Чечено- Ингушетии деятельность суфийских братств заметно оживилась. Д.Дудаев, нуждаясь в политической поддержке со стороны народа, приблизил к себе мусульманское духовенство, широко используя при этом национально-религиозные лозунги. На это обстоятельство обратил внимание один из его бывших сподвижников Ю. Сосламбеков. "Дудаев заявил, что он принадлежит к кадирийскому вирду Кунта-Хаджи, поэтому поддержка со стороны влиятельного братства ему была обеспечена", — отмечал он. Считается, что к вирдовому братству Вис-Хаджи принадлежит старший брат Д.Дудаева Бекмирза. Таким образом, в этом случае Дудаев мог рассчитывать на поддержку со стороны и висхаджинцев. Естественно, что поддержка "зикристов”, как кунтахаджинцев, так и висхаджинцев, оказалась не бескорыстной — многие из них при Дудаеве приобрели баснословные богатства. Таким образом, позиции "зикристов" в духовной и общественно-политической жизни Чечни укрепились, в то время как последователи братства накшбандия, особенно вирда шейха Дени Арсанова, оказались в оппозиции к дудаевской власти. Духовным лидером оппозиции стал сын Дени Арсанова Ильяс Арсанов, широко известный в Чечне и Ингушетии благодаря своему религиозному и общественному авторитету. В 1991 и 1993 годах при его участии в Грозном прошли антидудаевские митинги. Дудаевцы организовали массированные нападки на братьев Арсановых (Ильяса и Бахауддина) с целью дискредитации их в глазах общественности, обвинили в предательстве национальных интересов Чечни. Противоборство между дудаевской властью, защищающими ее "зикристами", и братьями Арсановыми, возглавившими оппозицию, достигло своей кульминации после расстрела городского собрания в Грозном летом 1993 года. В связи с начавшейся в Чечне 11 декабря 1994 года войной духовный лидер ее мусульман М.- Х.Алсабеков призвал чеченский народ к газавату, назвав сопротивление чеченцев российским войскам "справедливой и богоугодной войной". Однако через некоторое время он опроверг собственное заявление, признав, что участие чеченцев в этой войне не является газаватом. Дискуссия о газавате имела свое продолжение и после его отъезда в Алма-Ату. В частности, последователи тариката накшбандия заявили, что сопротивление чеченцев нельзя назвать газаватом. В период с 1995 по август 1996 года исламскую общину Чечни возглавляли представители тариката накшбандия. Таким образом, в своей борьбе за власть Дудаев сделал ставку на "зикристов", когда-то наиболее активно поддерживавших революцию и большевиков, затем больше всего пострадавших от репрессий в период активной борьбы с религией. Но "зикристы", так же, как и последователи накшбандия, не могли создать идеологию молодого агрессивного государства, поставившего целью не только собственный выход из состава России, но и расширение своей территории за счет соседних народов и завоевание роли сильного регионального лидера. Традиционные чеченские тарикаты оказались неспособными создать базу для милитаристских и гегемонистских идей чеченского лидера. Поэтому именно при режиме Д. Дудаева в Чечне в противовес традиционно пророссийскому суфизму постепенно стало формироваться ранее неизвестное здесь религиозное движение, условно называемое ваххабизмом. Следует отметить, что, несмотря на свое название, это течение ни в Чечне, ни в Таджикистане, где в свое время также было зарегистрировано появление ваххабитов, не имеет прямого отношения к религиозно-политическому учению, возникшему в лоне суннизма в Саудовской Аравии. Будет правильнее сказать, что доморощенные ваххабиты в Таджикистане и на Кавказе взяли за основу идею очищения религии от всяческих языческих наслоений и поздних нововведений. В принципе такое явление пережила практически каждая религия, в том числе и христианство. И в Таджикистане, и в Чечне сторонники этого движения выступали за отказ от местных доисламских обычаев, которыми обросла идеология и практика суфийских братств (тарикатов). <...>
По некоторым данным, первые ваххабиты в Чечне появились еще в 1990 году, то есть до начала правления Д. Дудаева. Первым проповедником был Адам Дениев из села Автуры, который организовал группу приверженцев ваххабизма. Сюда вошли в основном "зикристы", семьи которых поддерживали в свое время А. Митаева. Таким образом, А. Дениева, который в свое время возглавил Исламскую партию возрождения, считают первым ваххабитом, ибо он уже в начале 90-х годов выступил против зикра, мюридизма (то есть строгого повиновения шейху) и т.д. По другой версии, которая, на наш взгляд, маловероятна, к первым носителям идеи так называемого "ваххабизма" (в его чеченском варианте) относят арабов — моджахедов, которые воевали в чеченском ополчении. Обнаружив отсутствие у чеченцев понимания основных постулатов ислама в их традиционной форме (в том числе следование "пяти рукнам", куда входят "шахада" — символ единобожия, пятикратная молитва, пост, ежегодное отчисление средств в пользу бедных и хадж), а вместо них — не поощряемые ортодоксальным исламом суфийские обряды, они стали наставлять чеченцев "на путь истинный". Многие из тех, кто прислушивался к их словам, аргументировали это тем, что если Чечня хочет войти в лоно мусульманских государств, то ей следует отказаться от тарикатов в пользу ортодоксального ислама. Оценивая указанные две версии появления ваххабитской идеологии в современной Ичкерии, необходимо указать на то, что арабы-моджахеды пришли в Чечню практически на готовое идеологическое поле, созданное чеченскими и дагестанскими ваххабитами еще до начала войны в этой республике. По свидетельству ряда источников, ваххабитам покровительствовали Д. Дудаев, З. Яндарбиев, М. Удугов, бывший министр иностранных дел ЧРИ Ш. Юсеф. Последний — внук накшбандийского шейха Юсупа-Хаджи Кошкельдинского, уроженец и гражданин Иордании. Некоторые молодые чеченцы, направленные в свое время на обучение в Пакистан, Египет, Саудовскую Аравию и другие мусульманские государства, также оказались втянутыми в это движение. По возвращении в Чечню они стали ревностно распространять ваххабитские идеи, подвергая при этом резкой критике идеологию и практику зикризма. Если в начале своей деятельности ваххабиты в Чечне в силу своей малочисленности не были заметны, то с расширением своих рядов они приобрели известность и определенное влияние на верующих, особенно на молодежь. Вовлекая ее в свой круг, ваххабиты открыто выступили против последователей тарикатов...
1.0x