Авторский блог Редакция Завтра 03:00 4 октября 1999

АНАТОМИЧЕСКИЙ ВАЛЬС

АНАТОМИЧЕСКИЙ ВАЛЬС
40(305)
Date: 5-10-99
Во дни горбачевской перестройки, когда полчища либеральных публицистов, экономистов и литературных критиков принялись ворошить (именно ворошить, а не исследовать!) советское прошлое, почвенно ориентированные оппоненты пытались им возражать: не нужно, мол, тревожить кости покойников! Однако тогда о костях говорилось не буквально, а метафорически, в переносном значении. Никто никаких костей тогда еще не собирался трогать. Но времена изменились, и метафоры начали приобретать самые что ни на есть натуралистические очертания.
Телесобытием прошлого месяца, несомненно, стал странненький фильм НТВ “Мавзолей” (серия “Новейшая история”).
Фильм, снятый по проекту Евгения Киселева режиссером Верой Сторожевой и ведущим Павлом Лобковым, на самом деле только продолжает бесконечный телесериал “прямого действия”, которое НТВ снимает вот уже много лет.
В этом сериале и репортажи из дудаевского штаба, снятые Еленой Масюк, и “Намедни 1961-1991” Леонида Парфенова, и целый блок материалов о царских останках. Теперь вот и до Мавзолея руки дошли. Все эти работы объединены как единым художественным замыслом Владимира Гусинского, так и общим некрофильским настроем авторов.
На протяжении почти целого часа на экране рядом с документальными кадрами и воспоминаниями анатомов, работавших в разное время с “объектом”, бесконечный ряд ванн, наполненных бальзамирующими растворами, носилки, усыпальницы, “двойники” вождя — тела, которые используют для продолжения анатомических опытов. Какого-то несчастного два угрюмых сотрудника опускают в раствор. И посреди всего этого Павел Лобков, самим своим видом и речеведением вносящий ощущение то ли иронии, то ли откровенного цинизма.
Далее следует детальный обзор всех постленинских случаев бальзамирования: Георгий Димитров (вот вам его мозг в банке и разрушенный месяц назад Мавзолей), Сталин (оказывается, Иосиф Виссарионович лежит в герметично закрытой могиле, так что тело должно сохраняться до сих пор; мораль такова: Он еще может встать), Клемент Готвальд, Хо Ши Мин, Ким Ир Сен, отстрелянные новые русские.
Дело не в наглости ведущих, а в опошлении предмета разговора: так о величайшем из таинств — таинстве смерти — говорится с кривой иронической улыбкой.
Конечно, авторы не дотянули до темы метафизических корней ленинской танатологии. Так изначально Мавзолей мыслился отнюдь не для растянутого во времени прощания трудящихся с Лениным. Тело Ленина в полном соответствии с идеями великого русского философа-космиста Николая Николаевича Федорова как бы уже стояло на пороге вечной жизни, на пороге воскрешения отцов.
Однако главная задача авторов фильма — это вовсе не развенчивание коммунистического мифа, с этим уже справилось предыдущее поколение “прорабов мозгов”. Фильм — пушечный выстрел в войне символов, которая ведется в последнее десятилетие в России. Ничто так не пугает телевизионных магов, как знаки советского прошлого, красные и золотые звезды (американские голубые и серебряные им куда как милее!), гимн и флаг СССР, имена советских героев.
Как бы ни относиться к Мавзолею Ленина, но в любой день, когда он открыт, к нему стоит огромная очередь: кто с почтением и любовью, кто с праздным интересом.
Зададимся вопросом: способны ли в будущем кого-нибудь, кроме специалистов по психопатологиям мозга, заинтересовать заспиртованные туши Павла Лобкова, Евгения Киселева и Владимира Гусинского?
Оскар АНДРЕЕВ
1.0x