ЯНКИ МЕЧУТСЯ. ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВОЙНА ИЛИ “ТРЕТЬЕ ТОПЛИВО” В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ? (На вопросы корреспондента “ЗАВТРА” отвечают д.и.н. Борис ЗАНЕГИН и д.т.н. Игорь ОСТРЕЦОВ)
36(301)
Date: 7-09-99
РОССИЯ ДОМОГАЕТСЯ ПОМОЩИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ПО ЯДЕРНЫМ ОТХОДАМ.
США, возможно, поддержат проект стоимостью 14,42 млрд. евро.
"Уолл Стрит Джорнэл", Нью-Йорк, 22 июля 1999 г.
Вашингтон, соб.корр.Дж.Дж.Фиалка.
Российское правительство обратится к США с просьбой о помощи в привлечении различных стран к участию в предприятии по складированию ядерных отходов, предполагаемая стоимость которого составит 15 млрд. долл. (14,42 млрд. евро). Ожидаемый доход предполагается направить на оплату российских ученых, занимавшихся ядерным оружием, для расчистки экологических загрязнений, оставленных ядерно-оружейным комплексом и ядерным подводным флотом.
"Мы будем руководствоваться американским правилом "не навреди",— разъяснил Евгений Адамов, глава российского министерства атомной энергии в телефонном интервью. Он приедет в США на следующей неделе, чтобы обсудить проект с властями США. Поскольку большая часть отработанного ядерного топлива, временно хранящегося в разных странах, имеет американское происхождение, направление его на хранение в Россию потребует американского согласия.
Вице-президент А.Гор и другие, кто будет участвовать в обсуждении проекта с русскими, образовали рабочую группу для его изучения, сказал П.Дж.Кроули, представитель Национального совета безопасности. М-р Кроули назвал проект интересным и заслуживающим внимания, но отметил, что остаются вопросы, которые требуют ответа.
Проектом, который скорее всего встретит сопротивление со стороны российских защитников окружающей среды, ведает Совет по защите природных ресурсов (СЗПР) — американская природозащитная группа. Российское министерство атомной энергии будет вести этот проект вместе с американской компанией Non Proliferation Trust Inc. во главе с адмиралом Брюсом Марсом, который в прошлом проводил в жизнь программу внедрения ядерных технологий в военно-морской флот США.
Г-н Адамов выразил надежду, что США смогут привлечь к участию в проекте более дюжины стран вроде Тайваня, где есть ядерные реакторы, но нет постоянных хранилищ для отходов. "Соединение наших усилий воедино поможет обратиться и к таким проблемам, как нераспространение и терроризм",— сказал русский министр. Отработанное топливо атомных электростанций, обладающее высокой радиоактивностью, содержит большое количество плутония — металла, который применяется в ядерном оружии.
Страны будут платить по 1,5 млн. долл. за метрическую тонну при том, что оценочный объем перемещаемых отходов составит 10 тыс. тонн. Примерно 25% полученных сумм потребуется на строительство в России временных наземных хранилищ, остальные пойдут на различного рода очистительные работы от экологических загрязнений, связанных с ядерным оружием, на строительство постоянных подземных хранилищ, а также на помощь "бедствующим" российским гражданам, таким, как пенсионеры, ветераны, сироты.
Г-н Адамов заметил, что этот проект отвечает российским интересам, поскольку он предусматривает создание для ученых и инженеров новых, не связанных с оружием рабочих мест в десяти закрытых в прошлом городах, где конструировалось и производилось российское ядерное оружие. Рассматривается вопрос о двух площадках для ввозимых отходов, находящихся, по его словам, как раз рядом с теми, которые и сейчас используются для ядерных отходов с предприятий бывшего Советского Союза — в районе Красноярска (Сибирь) и близ Челябинска (Урал).
Российский министр сказал, что его правительство разрабатывает поправки к законодательству, которые потребуют одобрения парламентом, разрешающие ввоз в Россию ядерных отходов. Американская компания сохраняет право собственности на отходы, арендует у России землю под хранилища, возьмет на себя проектирование хранилищ в соответствии с принятыми экологическими стандартами и требованиями безопасности.
Деньги, полученные от стран, экспортирующих ядерные отходы в Россию, будут находиться за пределами России в разного рода трастах, руководимых американцами,— разъяснил Томас Б.Кочран, ведущий ученый из Совета по защите природных ресурсов. По его словам, СЗПР, находящийся в Нью-Йорке, будет консультировать проект, но не намерен участвовать в коммерческих аспектах программы.
Перевод Г.МУРАШЕВОЙ "Завтра". Круг вопросов, который может быть затронут в связи с этой публикацией, достаточно широк и требует развернутого обсуждения. Но, тем не менее, проект ведомства, возглавляемого Е.Адамовым, уже успел получить резко отрицательную оценку в средствах массовой информации даже либерально-реформистского толка. В чем тут дело? Не организуется ли специально для наших демократов очередная "маленькая победоносная война" — на этот раз против создания в России свалки ядерных отходов для "развитых" стран? Или правительство в поисках денег действительно готово пойти на постепенное превращение нашей страны в радиоактивную пустыню?
Борис ЗАНЕГИН. Вина Адамова и Минатома заключается лишь в том, что он изложил данный проект очень неуклюже, необдуманно и, что называется, не ко времени. В действительности это всего лишь выражение политики Кремля, политики Ельцина, которая направлена практически на распродажу интересов России в этой области. Об этом говорит ряд совершенно конкретных фактов. Например, сделка на продажу урана, при этом за крайне низкую цену. Или инспирируемая кампания за приватизацию атомных электростанций, причем с участием иностранного капитала. Каждому ясно, что российский капитал, который крайне неохотно вкладывает средства в реальную экономику, уступит место иностранцам. Можно указать также на отказ России сотрудничать в сфере ядерной энергетики с Ираном, Китаем, особенно Северной Кореей. Россия в свое время обязалась построить там легководный реактор, однако под давлением Вашингтона отказалась, и ее место сразу же занял консорциум с участием США, Южной Кореи и Японии. Теперь Россия отказывается от собственного потенциала, позволяющего поддерживать закрытый цикл атомного производства: от получения сырья для АЭС до утилизации радиоактивных отходов. Американцы заинтересованы в реализации этого проекта гораздо больше, чем Россия. Они видят его как американское предприятие в России, поскольку они сохраняют собственность на отработанное ядерное топливо, они берут на себя проектирование хранилищ, они получают полный доступ к нашим технологиям по трансмутации радиоактивных материалов, а доходы, которые будут получены от этого проекта, будут храниться вне России и управлять ими будут представители США. Вдобавок, план Адамова косвенно служит включению России в русло стратегических интересов США. Так, не случайно в заметке фигурирует Тайвань, служащий сильным раздражителем для КНР. Если Россия будет, принимая ядерные отходы этого непотопляемого авианосца США, способствовать усилению его экономического, а значит, и военного потенциала, то такое сотрудничество вызовет в лучшем случае отчуждение в Пекине, о необходимости стратегического партнерства с которым не раз заявлял даже Ельцин.
Игорь ОСТРЕЦОВ. В современных условиях правительственные институты Российской Федерации находятся в крайне разваленном состоянии и предлагают совершенно бессмысленные решения. Если все отходы будут здесь, а деньги и управление за рубежом, то, конечно, никакой помощи пенсионерам и сиротам ожидать не приходится. Даже те деньги, которые поступают в Россию от международных финансовых организаций, пропадают бесследно. Поэтому социальную ситуацию в России реализация этого проекта не успокоит. Если же говорить о технической стороне вопроса, то сегодня ситуация такова, что мир приближается к грандиозному энергетическому кризису, тесно связанному с экологией. Поэтому любое решение, которое принимается в рамках старых представлений, является, строго говоря, неудовлетворительным. Будут сюда свезены отходы или не будут — это может ухудшить только внутрироссийскую ситуацию, но никаким образом не повлияет на общемировую и даже принципиально не улучшит американскую. Это всего лишь ненадолго оттянет необходимость кардинального решения проблемы. Мы сегодня приближаемся к моменту, когда необходимо будет выводить из эксплуатации большинство АЭС, поскольку они отработают свой ресурс. Технологии такого сорта смогут создать по своему потенциалу только две страны мира: США и Россия. Остальные государства смогут играть только вспомогательную роль. Речь пойдет об отчуждении и нейтрализации миллионов тонн радиоактивных материалов. Так, например, вывод из эксплуатации блока-миллионника типа ВВЭР или АТЭР, которые в большом количестве построены на Западе, даст отчуждение только металла порядка 1,5-2 тысячи тонн, и это пойдет в массовом масштабе. То есть наряду с экологическими проблемами, наряду с проблемами климатическими, которые сегодня испытывает весь мир, и в первую очередь "развивающиеся" страны, возникнут проблемы с перемещением совершенно грандиозных радиоактивных масс, с их складированием,— проблемы, которыми сегодня по-настоящему не занимается никто, предпочитая вести какую-то страусиную политику, предпочитая не замечать того вала катастроф, который в ближайшее время может захлестнуть человечество.
Вопросы трансмутации радиоактивных отходов изучаются уже более ста лет, с момента открытия явления радиоактивности солей урана в 1898 году. Уже тогда появилась эта идея, над ней работают очень давно, и можно сказать, что вероятность ее эффективной реализации близка к нулю. Сегодня практически все страны ищут новые схемы развития атомной энергетики, так называемого электрояда, но все они строятся на основе старого делящегося вещества, элементов трансурановой группы, поэтому принципиально получаются в результате те же самые радиоактивные отходы, которые необходимо перерабатывать во что-то менее опасное. Многие ученые разных направлений: биофизики, космические физики, океанологи — пытаются разработать безопасные схемы захоронения радиоактивных отходов, и практически ни один из них не является удовлетворительным. То, что сегодня пытаются в качестве свалки использовать Россию, — это совершенно непроходной вариант, который, скорее всего, не будет реализован по целому ряду причин, это скоро поймут и на Западе. Просто привезти сюда огромное количество радиоактивного вещества, в том числе и такого, как плутоний, — это попросту опасно. Проблема терроризма, проблема охраны территории при современной ситуации в нашей стране не может быть решена, даже если территория ядерной свалки будет находиться в собственности Соединенных Штатов. Поэтому данный проект является бессмысленным как по существу, так и по форме исполнения и ни к чему не приведет.
Поэтому мне представляется, что вопрос должен стоять гораздо более широко. Необходимо создание международных крупных проектов как по поиску принципиально новых проектов в области атомной энергетики, потому что без нее не удастся обойтись, но и в основном направлении — смене атомной энергетики на термоядерную. Мы сегодня этим занимаемся, мы пытаемся пробивать новые мысли, новые направления. Происходит это с большим трудом в силу ряда причин, и прежде всего потому, что вокруг действующей схемы атомной энергетики образовались мощные научные, промышленные и финансовые структуры, которые не хотят, да и объективно не могут сменить свою корневую систему. Ни Минатом, ни правительство России не заинтересованы в перспективных разработках и работают на единственную доступную сознанию чиновника перспективу — перспективу личного обогащения любым путем. Отсюда рождается множество эфемерных и — что еще хуже — катастрофических для страны проектов. Конечно, какое-то мизерное количество отходов зарубежного происхождения может быть ввезено и складировано на территории РФ, какие-то деньги "толкачи" данного проекта положат на свои личные счета — но работать в планируемом объеме этот проект попросту не сможет, а значит, и Западу он окажется ненужным. Нормальное развитие, повторю, требует принципиальных изменений в самой схеме ядерной энергетики, которые позволят совершенно по-новому взглянуть на ситуацию.
"Завтра". Если можно приподнять завесу недомолвок и секретности, то о чем конкретно идет речь?
И.О. Говорить об этом сегодня несколько преждевременно, однако, поскольку мне уже пришлось обнародовать эти данные, то надо еще раз повторить, что стратегическое, магистральное направление для развития атомной энергетики — это избавление от радиоактивных отходов. Только в этом случае энергия атомного ядра становится приемлемой для человечества. Радиоактивных отходов существует несколько типов. Это, во-первых, высокоактивные отходы, связанные с наработкой продуктов деления в активной зоне реактора. Затем это слабоактивные отходы, связанные с наведенной радиацией, прежде всего нейтронной. В принципе возможно избавление и от того, и от другого типа отходов. Существуют абсолютно чистые термоядерные реакции, но их реализация настолько сложна, что в рамках рыночных сообществ ее провести просто невозможно. Ни по степени риска, ни по уровню затрат ни одна корпорация, ни одно правительство, ни одна наднациональная структура не в состоянии мобилизовать нужные инвестиции на нужные сроки. Переход к термоэлектрояду требует совершенно иной социальной организации человечества, чем та, которая существует в современном мире. И только при этой новой системе решение данной проблемы может быть поставлено в повестку дня. Поэтому сегодня мы должны просматривать некоторые промежуточные схемы, связанные с делением тяжелых ядер. И такая схема вроде бы прорисовывается. На ускорителе в Дубне в июле прошлого года был проведен некий эксперимент, результаты которого свидетельствуют о принципиальной возможности использования в качестве ядерного горючего не только элементов трансурановой группы, но и более легких — таких, как свинец, висмут, вольфрам и так далее. Если удастся запустить цепные реакции на легком горючем, то, во всяком случае, удастся избежать появления актиноидов, которые дают 90% радиационного фона при использовании урана. Останется только осколочная активность, существенно менее опасная, исчезнет практически полностью наведенная радиация — и это будет по-настоящему серьезный первый шаг к решению энергетической проблемы. Я надеюсь, что в ближайшее время мы получим четкий ответ: возможно это или нет. Во всяком случае, мы должны в первую очередь проверять те пути, на которых возможен качественный прорыв в энергетике.
"Завтра". Энергетический кризис, о котором вы говорите,— проблема совершенно объективная, и так же объективны два пути ее разрешения. Это, во-первых, разработка новых, альтернативных источников энергии, поскольку атомные электростанции дают радиационные отходы, а тепловые выбрасывают в атмосферу углекислый газ, что приводит к "парниковому эффекту" и климатическим катастрофам, наподобие тихоокеанского "эль Ниньо". Да, реализация подобных энергетических проектов будущего потребует совершенно иной социально-политической организации человечества, чем нынешняя. Но есть и другая, менее радужная альтернатива. Это сокращение численности населения земного шара — путем ли войны, путем ли экономического террора, замаскированного под "свободный рынок" со стороны "золотого миллиарда", раздувания внутри- и межнациональных конфликтов за пределами "развитых стран". Соблазн пойти по такому пути у Запада в его широком понимании достаточно велик, и события, происшедшие за последние восемь-десять лет, свидетельствуют о том, что основные силы, во всяком случае США, брошены именно в этом направлении. Развал и деиндустриализация СССР, финансовое цунами в Юго-Восточной Азии, недавние бомбардировки Югославии — может ли это быть звеньями одной цепи? Как вы оцениваете мировую ситуацию с этой точки зрения?
Б.Н. Игорь Николаевич вполне справедливо сказал, что разработка и использование новых, дорогостоящих крайне сложных технологий возможны только при новой организации общества. Но пока мы не видим перспектив для создания такой организации, они просматриваются только в весьма отдаленном и туманном будущем. А сейчас мы имеем, если взять во всемирном масштабе, общество крайне разрозненное, в основном управляемое пресловутыми "либеральными ценностями", весьма эгоистичными по сути. Поэтому работы по созданию таких новых технологий будут находиться в стадии поиска, теоретического обоснования и отдельных экспериментов, но вряд ли приобретут сколь-нибудь весомое практическое воплощение. А экономические интересы нынешних монополий, связанные с внутригосударственными интересами США, лежат в совершенно иной плоскости, и это надо учитывать при оценке данного проекта. В частности, как стало известно по ряду сообщений, американцы фактически провалились при попытке построить собственное хранилище радиоактивных отходов. Созданное ими хранилище в штате Невада оказалось в зоне грунтовых вод, и они вынуждены их эвакуировать. Каким образом? Вот, оказывается, есть такая страна, которая согласна за небольшие деньги стать свалкой американской атомной энергетики. В то время, как, скажем, Китай даже говорить с американцами на эту тему отказался. Другими словами, при нынешнем состоянии мира, при нынешнем состоянии России я вполне допускаю, что будет оказываться мощное давление со стороны США на подверженный этому влиянию ельцинский режим, который в том или ином виде, в тех или иных масштабах попытается этот проект реализовать.
И.О. Направление развития человечества в сторону резкого сокращения его численности — это просто невозможный путь. Даже стабилизация населения на нынешнем уровне будет означать резкий слом всех цивилизационных основ современного мира. Это касается, в первую очередь, крена возрастной структуры в сторону старения. А значит, будет вынужденно повышена планка выхода на пенсию, принципиально большая нагрузка ляжет на молодежь и средние поколения — изменится само отношение к старению и старости. Можно легко просчитать и другие последствия при переходе к данному вектору развития. Но главное, пожалуй, заключается в том, что сегодня научный, технологический прогресс осуществляется на базе количественного роста населения. Скажем, для того, чтобы один человек мог серьезно заниматься научными исследованиями, нужно приблизительно триста людей, занятых в других сферах производства и управления: от индийского крестьянина до американского "белого воротничка". И такое соотношение изменить в ближайшее время, без выхода на другой уровень энергообеспеченности, не удастся. В результате получится замкнутый круг, тупик для человечества.
Но это — общие соображения. В современной же ситуации конкретным препятствием на пути резкого сокращения численности населения является катастрофическое обострение экологических проблем и растущее противостояние с западным сообществом подавляющего большинства стран мира, прежде всего Индии и Китая. Это противостояние будет усиливаться очень быстрыми темпами, и уже нынешней осенью можно ожидать серьезного сдвига в этом направлении. Прошлым летом в Китае от наводнений, связанных с изменениями климатических условий, пострадало 200 миллионов человек, и не зря в Пекине объявили о программе создания ракет с дальностью полета 12 тысяч километров, что перекрывает всю территорию США. Перевооружение там началось очень мощное, и как только Китай будет способен в военной области стукнуть кулаком по столу, а это произойдет очень скоро, максимум через 5-7 лет,— сразу будет жестко поставлен вопрос о перераспределении квот на энергопотребление — вопрос, к которому вплотную подошли на конференции в Буэнос-Айресе. Хотя вы абсолютно правы, что Запад стремится к удобному для себя решению вопроса и многое готов сделать в данном направлении. Можно посмотреть хоть материалы Римского клуба, начиная с конца 60-х годов, хоть вытекающую из них и провозглашенную в 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро пресловутую "концепцию устойчивого развития", подтвержденную на конференции по народонаселению в Каире в 1997 году.
"ЗАВТРА". Но пока у Запада и особенно у США существует временной запас, в течение которого они могут не опасаться ни согласованных ответных действий так называемого "третьего мира", ни даже "удара возмездия" со стороны отдельных развивающихся стран, ставших обладателями ядерного оружия, соблазн повернуть события в нужное русло для "золотого миллиарда" все-таки остается.
Б.З. Я познакомился с китайскими откликами на события в Югославии. И должен сказать, что изменения по отношению к Америке весьма ощутимы. В дискуссиях ученых и политиков по поводу этого конфликта совершенно ясно проводится идея о том, что Китай должен отказаться от плоского прагматизма во внешней политике и, в частности, пересмотреть отношения к союзам с другими странами. Действительно, развитие КНР происходит сейчас необыкновенно быстро и при этом с акцентом на военные дела, и в частности здесь используются очень неплохие отношения с Россией. Китай делает у нас масштабные военные закупки, благо, финансовое положение это ему позволяет, и попытки делать какие-то угрожающие жесты в сторону Китая, вроде включения Тайваня в систему национальной ПВО США, создание театра военных действий ПРО с участием того же Тайваня, Японии и США,— все это попытки с негодными средствами. Потому что защищать американцам в случае военного конфликта придется не Японию, а свою собственную национальную территорию. Еще сложнее ограничить рост Китая угрозами экономических санкций, разжиганием сепаратистских движений и прочими методами из арсенала спецслужб. Что касается нарастания китайско-американского конфликта, то сегодня оно совершенно очевидно. Проявляется это даже в литературе. И в США издаются десятки книг, в которых предсказывается война с Китаем. И в Китае появляются книги, например, "Китай, который может сказать: "Нет!",— которые свидетельствуют о психологической подготовке к войне. На массовом уровне это больше всего показали стихийные, неорганизованные акции китайцев после бомбежки здания посольства КНР в Югославии.
И.О. В сфере вооружений в настоящее время нельзя создать ничего принципиально нового, дающего решающее преимущество одной из сторон. Ядерное оружие по-прежнему остается главным оружием массового поражения. Это соображе- ние сегодня остается основным при построении любых стратегических планов. Догнать же в области ракетно-ядерного оружия Запад — такая цель вполне достижима для КНР и Индии буквально за несколько лет, учитывая их нынешний промышленный и научный потенциал. Нужно просто вложить деньги, а деньги у этих государств есть. Тем более, если Россия захочет помочь им с научно-технологической точки зрения, такой рывок может быть сделан буквально за два-три года. Но он все равно будет сделан, с Россией или без нее — неважно. Нам осталось ждать очень недолго. Что же касается попыток подорвать стратегический ударный потенциал Китая и других развивающихся стран, то прошлогодний кризис в Юго-Восточной Азии, о котором здесь уже говорилось, показал их полную бесплодность. Конечно, на Западе сидят серьезные аналитики, прекрасно оснащенные и прекрасно все понимающие. Любая, даже микроскопическая щель в отношениях между государствами, народами, конфессиями, если она способна послужить главной цели, будеть всячески заливаться долларами, углубляться и расширяться. Это касается и российско-китайских отношений, и дестабилизации положения в Юго-Восточной Азии, где Китай имеет серьезные интересы. Можно упомянуть также рецидивы программы "звездных войн", предпринимаемые с расчетом на то, что Китай, как некогда СССР, распылит свои усилия на заведомо невыполнимые программы. Между тем, создание глобальных систем противоракетной обороны всегда было не более чем пугалом. Хотя абсолютно ясно, что средства обороны стоят раз в десять дороже, чем средства нападения, и не дают реальной гарантии защиты. Надеюсь, что в Китае все это понимают, и судорожные метания американцев никакого эффекта не дадут. Самое интересное, что это понимают и в США, но, видимо, никакой другой стратегии на сегодня у них еще нет, или, что вернее, они ее не готовы воспринять.
Вообще, США допустили колоссальную ошибку, пойдя на разрушение Советского Союза. Они сегодня должны быть крайне заинтересованы в сильной, очень стабильной России с точки зрения собственной безопасности — и вне зависимости от того, какое социально-политическое устройство будет здесь. А здесь стабильной, как и во всем мире, может быть только нерыночная система хозяйствования. Я думаю, что американские операторы очень скоро это поймут, и с точки зрения недопустимости военной катастрофы, в которой у Штатов нет абсолютно никаких шансов на победу, начнут строить все свои действия. Они ведь в любом случае проиграют больше, чем смогут выиграть. Хотя бы в силу того, что 80% американцев живет в городах, а 80% китайцев — в деревне. Эта публика, которая привыкла хорошо жить, — она абсолютно труслива. И когда станет страшно, она сдастся первой. Поэтому их, американцев, политическая линия должна заключаться не в такого сорта глупостях, которые с восторгом подает "Уолл-стрит джорнэл", а в том, чтобы искать стратегического партнерства с Россией. Как только будут установлены мировые квоты на энергопотребление, как только начнет распределяться энергия (а она уже начала распределяться) — нынешнему американскому процветанию приходит конец, а вместе с ним — и всему мировому порядку, основанному на господстве доллара.
"ЗАВТРА". Но как тогда расценивать усилия Чубайса, направленные на вывоз электроэнергии из России? Как расценивать мировое падение цен на нефть, вызванное в том числе беспошлинным, по требованию МВФ, экспортом сырой нефти из нашей страны? Не случится ли так, что, выкачав ресурсы всего мира, прежде всего органические энергоносители (нефть и газ), американцы через несколько лет все-таки заживут, как средневековые бароны-разбойники в своем заокеанском замке, отгородившись от всего мира и его проблем?
И.О. Еще раз повторю, вопрос не в том, что не хватает энергоносителей. Дефицита нет, но нельзя расширять их использование, не нарушая экологический баланс планеты. Необходим переход к “третьему топливу”, экологически чистому, сосредоточение усилий человечества на этом направлении. Иначе действительно неизбежной станет цепь локальных войн, предшествующих глобальной войне с применением оружия массового поражения, прежде всего — ядерного. Пока леса России и леса Бразилии являются двумя легкими планеты Земля, компенсирующими рост энергетики, но скоро их перестанет хватать — и катастрофы обрушатся на всю землю. Америке не отсидеться от этого за океаном.
Сегодня Китай и Индия требуют установки квот энергопотребления пропорционально численности населения. Это значит, что Штаты должны будут сократить свое энергопотребление раз в двадцать. Что за этим последует, даже смешно обсуждать. Китай же не может мириться с тем, что у него в прошлом году двести миллионов пострадало от наводнений, а в этом году пострадает еще больше. И когда китайцу, бегущему на берег Янцзы с пятидесятикилограммовым мешком песка, объяснят, что наводение произошло из-за того, что американцы привыкли жировать на своих автомобилях и даровой нефти со всего мира — он мгновенно поймет, где его главный враг. Ведь этот вопрос замалчивается совершенно не случайно. Академик Яблоков, комментируя мою, чрезвычайно урезанную, статью, выразился предельно аккуратно: "Об этом не принято говорить". На самом деле об этом страшно говорить. Штатам страшно, а Китай еще не готов поставить этот вопрос на международной арене так остро, как ставит его на закрытых конференциях. Но он очень скоро будет готов.
Б.З. Я считаю, что дело, конечно, не в китайско-американском соперничестве как таковом. Назревает не просто конфликт между КНР и США, а глобальный конфликт между развивающимися странами и Западом. На конференции в Буэнос-Айресе, кстати, все делегации так называемого "третьего мира" поддержали позицию Пекина — за исключением России. И когда объясняют создание ядерного оружия в Индии и Пакистане чисто местными причинами, это достаточно поверхностное объяснение. Те спорные вопросы, которые существуют сегодня между Индией и Пакистаном, Индией и Китаем, Китаем и Вьетнамом, в случае серьезного, глобального конфликта легко поддаются решению и не будут препятствием для их объединения в общий фронт. Что касается США, то от них трудно ожидать проявлений какого-либо здравомыслия. И так называемая демократия, особенно западного типа, собственно говоря, не позволяет этого сделать, поскольку сориентирована на массовые сиюминутные интересы и постоянно приводит к власти как раз противников того, что мы можем считать здравым смыслом. А оценивать действия проводников этой эгоистической, узколобой политики в нашей стране — увольте, здесь нужна совсем иная шкала ценностей и другой уровень разговора. Конечно, повышение цен на бензин, нехватка нефтепродуктов, дефицит электроэнергии, вымерзание собственной квртиры или собственного дома куда понятнее обычному человеку, чем наши с вами рассуждения. Но мир уже достаточно изучен, и неожиданности в нем настигают только тех, кто не хочет ничего знать. И те квоты на энергопотребление, о которых сказал Игорь Николаевич, нам уже сегодня фактически навязывают через объемы критического экспорта, связанного с необходимостью выплаты внешнего долга. Здесь регулирование и планирование стопроцентные — под крики о рыночных взаимоотношениях и частной собственности.
"ЗАВТРА". Образ будущего, который вы нарисовали, достаточно необычен, но весьма объективен и, что самое, может быть, главное,— небезнадежен для России. По крайней мере, основной вопрос третьего тысячелетия поставлен: переход на "третье топливо" или катастрофа третьей мировой войны. Главную роль в решении этой проблемы, очевидно, будет играть нынешний "третий мир". Понятно и место, которое может занять наше государство, наш "третий Рим". Эта проявленная символика троичности не может быть простой случайностью — в ней таинственно запечатлена будущая Победа, будущее торжество России. Спасибо вам за беседу.
Беседовал Владимир ВИННИКОВ
Авторский блог Редакция Завтра
03:00
6 сентября 1999
ЯНКИ МЕЧУТСЯ. ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВОЙНА ИЛИ “ТРЕТЬЕ ТОПЛИВО” В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ?
1.0x