Авторский блог Редакция Завтра 03:00 31 августа 1999

ПРИБЫЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ

ПРИБЫЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ
35(300)
Date: 01-09-99
НА УЧРЕДИТЕЛЬНОЙ конференции Воронежского общественно-политического движения "За возрождение экономики" дважды "захлопывалось выступление генерального директора "Воронежсвязьинформ" Александра Стрехи. Он позволил себе напомнить уважаемому собранию две истины. Во-первых, что не только правительству, но и каждому из сидящих в зале нужно не столько уповать на трудности и тяготы реформ, сколько работать над поиском новых заказов. Во-вторых, будучи неоднократно за рубежом, он убедился, что там интенсивно работают над требованиями рынка, и есть что в этой части заимствовать. Полагаю, что "захлопывали" его люди, почему-то называющие себя промышленниками и предпринимателями. На самом деле к ним больше подходит термин "лавочник", ибо они, "прихватизировав" предприятия, превратив свои заводы в торговые лавки или арендные конторы, живут в свое удовольствие, регулярно совершая по миру туристические поездки под видом учебы рыночной экономике. И надо отдать должное мужеству Александра Стрехи, заявившему, по сути, о своем неприятии стойкой тенденции паразитирования на огромной промышленной собственности.
Зайдите в магазины Воронежа. Металлоизделия — турецкие. Керамика — белорусская. Молочные изделия — липецкие. Инструмент — польский. Обыкновенного электрического звонка не найти. Уже и домохозяйке понятно, что весь мир продает прежде всего то, что можно сделать из имеющихся ресурсов, но мы в Воронеже почему-то продолжаем играть в социализм, держа людей в подвешенном состоянии, направляя их гнев то против президента, то против правительства, то против местных властей. Не пора ли задаться вопросом: почему огромное имущество воронежских предприятий приносит им доходы, недостаточные не только для инвестирования в новые технологии, но и для достойной оплаты труда работников? Власти непрерывно говорят о втягивании каких-то призрачных финансовых потоков в регион, о создании рабочих мест, о росте благосостояния граждан. А многие промышленные, да и аграрные, "генералы" просто спекулируют на сегодняшних трудностях. Одни ждут возврата социалистических порядков, другие — прихода новых властей с более приемлемыми для бизнеса правилами игры, третьи ничего не ждут, ибо обстановка позволяет вольготно паразитировать на прихваченной собственности.
Выход известен из мировой практики: реструктуризация. И, к счастью, на воронежской земле есть примеры грамотной реструктуризации, появляется и новое поколение менеджеров, руководителей.
Возьмем, к примеру, Борисоглебский приборостроительный завод. Пришедшая к руководству заводом управлен-ческая команда во главе с новым директором Егоровым решила не ждать правительственных заказов, а делать то, что может быть востребовано на рынке. Там поняли, что главное на рынке — это портфель заказов. Стали искать. Искали работу, которая отвечала бы бывшей специализации завода, основанной на высоких технологиях. Не чура-лись и идей, которые были далеки от бывшей военно-промышленной ориентации. На научном языке это называется диверсификацией. И заработал Борисоглебский приборостроительный завод на конкретные заказы "Воронежсвязьинформа". Сегодня на заводе выпускают современные цифровые телефонные станции и переносные устройства служебной связи, аппаратуру для повременного учета телефонных разговоров и многое другое из того, что ввозилось из-за рубежа. На заводе патриотизмом считают не стремление держаться за старое, освоенное, а умение следовать за мировой цивилизацией с тем, чтобы выпускаемый продукт отвечал мировым стандартам, а значит, был конкурентоспособен на рынке. Деловая программа завода осуществляется с тесной привязкой к местным условиям и местным ресурсам. Что лучше: пить заморскую воду и есть чужие крупы, или организовывать производство своих? Покупать чужое — значит отдавать деньги кому-то. В Борисоглебском районе задачу видят в другом: продавать собственную воду и делать свои крупы и комбикорма. На заводе организованы соответствующие производства, осуществляется прибыльный бизнес. Вокруг материнской компании (холдинга) возникают дочерние предприятия. В результате появились новые рабочие места и деньги для экономического и социального развития. Это и есть грамотная реструктуризация.
Реструктуризация приносит результаты, если есть сценарий поворота к эффективному использованию имущества. Если такого сценария нет, то никакая реструктуризация не поможет. Еще легендарный Генри Форд говорил, что миллион долларов, вложенный в негодную организацию, приносит убытков ровно на миллион долларов. На каждом уровне управления должны быть стратегическая и тактическая программы действий.
Анализ конкурентных преимуществ показывает, что главным ресурсом, обеспечивающим быструю отдачу имеющейся в области собственности и иного капитала, является у нас продовольствие. Отсюда “локомотивом” экономики области должны стать сельское хозяйство и переработка сельхозсырья. Через адресную продажу продовольствия (внутри и в регионы России) область получает необходимые деньги и сырьевые ресурсы для приобретения соответствующих высоких технологий и товаров. При этом с другими производящими продовольствие регионами Воронежская область конкурирует разнообразием предложений, ценой и качеством продовольствия в соответствии с избранными приоритетами.
Ну, а промышленность, в силу известных причин потерявшую военные и гражданские заказы, можно запустить тремя путями.
Во-первых, поворотом на обслуживание нужд сельского хозяйства. Сегодня мы платим деньги регионам за поставку запчастей, заказы на многие из которых можно разместить на предприятиях Воронежа и области. Поток средств от реализации продовольствия обеспечит промышленности финансирование заказов сельского хозяйства.
Во-вторых, заполнением собственного потребительского рынка простыми промышленными товарами. Сегодня рынок области перегружен индустриальными товарами других стран и регионов. Воронежские предприятия не только не боролись с этой конкуренцией, но и уступили свои позиции, оставив, по существу, свои местные рынки. В результате деньги, которые могли быть реинвестированы в реальный сектор экономики области, уходят в другие регионы.
В-третьих, поворотом в сторону высоких технологий в экологии, в информатизации и т.д. Тенденции развития мировой экономики таковы, что товары и технологии, обеспечивающие сохранение среды обитания, создают конкурентные преимущества предприятиям, осваивающим высокие технологии, обеспечивающие экологическую безопасность. И эта тенденция со временем лишь усиливается. Нашему региону, насыщенному производствами с применением высоких технологий, в стратегической перспективе целе-сообразно использовать эту тенденцию. Слабая перспектива оборонных заказов делает такой поворот серьезной альтернативой для сохранения рабочих мест и научно-технического потенциала области, создает предпосылки для укрепления позиций Воронежа как центра Центрально-Черноземного экономического региона, обеспечивает стратегическую перспективу для втягивания в регион финансовых ресурсов за счет деятельности промышленности.
Параллельно каждый район области разрабатывает и реализует свою (опирающуюся на местные ресурсы и отобранные приоритетные товары с меньшей конкурентной уязвимостью) программу социально-экономического развития и открывает ее для инвесторов.
Формируется бизнес-карта. Обсуждаются возможности инициирования новых проектов, нацеленных на развитие производств для внутреннего потребления в районе, исключающих уход из района финансовых ресурсов; на развитие производств радиционных товаров, прежде всего — продовольствия для поставки на рынки вне района; на развитие производств нетрадиционных и импортозамещающих товаров, реализация которых позволит выйти на рынки и за пределы России.
В бизнес-карте района указывается дислокация перспективных для района инвестиционных проектов. Район открывается для инвесторов, в том числе с предоставлением гарантий для вложенного капитала, льгот и т.п. Проводится соответствующая рекламная кампания.
Осуществляются поэтапное инвестиционное проектирование и реализация подготовленных проектов. Одновременно идет инициирование новых проектов на базе маркетинговых исследований и анализа имеющегося экономического потенциала района.
На мой взгляд, многие из тех, кто "захлопывал" Александра Стреху, реально не оценивают степени нависшей над ними угрозы. Некоторые думают, что власти не дадут им погибнуть, дескать, "не сохраните предприятие — большое число людей останется без работы — социальный взрыв гарантирован!" А многие, хорошо нажившись лично на общенародной собственности, уже просто не связывают свою дальнейшую жизнь с этим предприятием. Полагаю, что населению нужна не политическая демагогия, а те, кто реально даст работу и зарплату. Кому-то нравится говорить и спорить. А кому-то тяжело смотреть в усталые глаза безработных избирателей. На горизонте уже появились те, кто способен вести дела на современном уровне с пользой для себя и Отечества. И важно, чтобы именно они взяли в ближайшем будущем рычаги управления предприятиями и регионами, а не доверять тем, кто обещает триумфальное будущее, предавая избирателей сегодня.
Владимир БЕЛОУСОВ
1.0x