Авторский блог Редакция Завтра 03:00 31 августа 1999

ОМСКИЙ ВЫБОР

Author: Виктор Скворцов
ОМСКИЙ ВЫБОР
35(300)
Date: 01-09-99
Нынешняя осень для большинства регионов России, несомненно, будет значительно сложнее предыдущих: традиционные уборочные работы и подготовка к отопительному периоду пройдут в условиях все нарастающего топливного кризиса, дефицита бюджета, нехватки "живых денег" и бешеной борьбы рвущихся к власти политических группировок.
Еще совсем недавно ситуации, когда летом не хватало бензина для уборочных машин и транспорта, а урожай погибал прямо на полях, рассматривались как "чрезвычайные происшествия". Сегодня же такие случаи происходят сплошь и рядом, становятся печальной закономерностью. Регионы, в которых цены на бензин не взлетают вверх, увеличиваясь чуть ли не в геометрической прогрессии, а в холодные зимы жители не спят по ночам в телогрейках и ватниках, становятся лишь отрадными исключениями на общем безрадостном фоне. Одним из таких субъектов федерации, ситуация в которых вселяет надежду на преодоление кризисных тенденций, является Омская область. Даже приближающиеся выборы губер- натора области не вызвали обычных в подобных случаях социальных плотрясений.
Благодаря грамотной и тщательной продуманной "топливной стратегии" Омской области удалось избежать попадания в тяжелейшую ситуацию, связанную с тем, что между нефтепере- рабатывающими заводами и бензозаправочными станциям стоит длинная цепь перекупщиков, взвинчивающих цены на топливо до астрономических пределов.
Секрет "уcпеха" омских региональных властей, оказавшихся готовыми во всеооружии встретить охватившую всю страну "бензиновую лихорадку", связан с тем, что руководству области удалось создать слаженную систему взаимодействия областной власти с крупнейшей нефтяной компанией, действующей в области — НК "Сибнефть".
Сегодня в Омской области большой частью бензозаправочных станций владеет непосредственно нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий "Сибнефти", что позволяет избежать искусственного дефицита продукции, выбивает почву из-под ног перекупщиков. Еще в недавнем прошлом система, при которой нефтяные компании сами и добывали сырую нефть, сами перерабатывали ее, и, наконец, сами продавали готовый продукт, вызывала нарекания со стороны апологетов "свободного рынка", видевших в этом недопустимый "монополизм". В противовес "монополиям" поднявшиеся до вершин политической власти либералы cтарательно культивировали класс "мелких собственников", видя в нем опору для "новой и свободной России". Однако сегодня стало ясно, что в целом ряде стратегических отраслей российской экономики такая "антимонопольная политика" приводит к крайне неэффективному управлению собственниками своих предприятий и чревата глобальной катастрофой для всей страны. Печальный опыт "бензинового кризиса" привел к пониманию этого факта и нынешних руководителей российского правительства. Так, вице-премьер правительства РФ Аксененко, посетив в начале августа Омск, привел систему отношений между государственной властью региона и компанией "Сибнефть" в качестве примера, модели для других регионов. Немаловажно в этой модели также и то, что система реализации нефтедобывающими компаниями нефтепродуктов через собственную торговую сеть делает прозрачными и налоговые отношения, не позволяет уходить от налогообложения миллиардам рублей, как это происходит в других регионах. Выстраивание такой системы отношений государства и частного бизнеса является несомненной заслугой омского губернатора Леонида Полежаева, загодя предвидевшего, к чему может привести безраздельное господство на топливном рынке перекупщиков-спекулянтов. Последние же, как показывается нынешняя практика, зачастую действуют по принципу "после нас — хоть потоп", стремятся нажиться на тяжелейшей ситуации с искусственной нехваткой бензина по полной программе. К нынешней ситуации уместна аналогия с тем периодом отечественной истории, который предшествовал "Смутному времени", когда зашатались сами основы российского государства.
В то время в стране свирепствовал голод, но амбары крупных феодалов ломились от запасов зерна, желавших продать его по самой выгодной для них цене. Закончилось все печально — зерно сгнило, а в стране начались голодные бунты, приведшие к падению царя Бориса Годунова и воцарению на московском престоле самозванца Лжедмитрия. Нечто подобное может произойти с Россией и сейчас. В связи с этим возникает вопрос, можно ли омский опыт борьбы с топливным голодом распространить на другие российские регионы. Не в каждой из них есть такое современное нефтехимическое предприятие, как Омский нефтеперерабатывающий комбинат. Но это предприятие работает не только на Омскую область или Западную Сибирь — оно работает на всю страну. И в стадии проектирования находится несколько проектов, призванных укрепить экономические связи между различными регионами нашей страны, а также со странами “ближнего зарубежья”,— связи, изрядно пострадавшие за время господства “монетаристов”.
Пока что можно с уверенностью сказать, что в Омской области будет собран урожай, и зимой столицу Западной Сибири не ожидают "хлебные бунты". Что будет со всей страной, где правят бал спекулянты и перекупщики, а урожай пропадает прямо на полях — остается только гадать.
Еще один пример реализации стратегически правильно выстроенной линии сотрудничества руководства Омской области со столь нелюбимыми современными либералами-рыночниками "монополиями" — успешно выполненная областными властями газификация области, являющаяся главным условием решения многих социальных и экологических проблем. В 1997 году губернатор области подписал с РАО "Газпром" соглашение, предусматривавшее привлечение к работам по газификации области дочерней компании крупнейшей российской газовой монополии "Запсибгазпром", взявшей на себя инвестирование проекта в размере 50 процентов от объема выполненных работ. Практика показала, что в ситуации, когда государственное влияние в Газпроме дает о себе знать, эта структура может очень много сделать для блага российских регионов.
Еще несколько лет тому назад дефицит угля в Омской области создавал серьезные проблемы с обеспечением учреждений и жилых домов теплом, а ядовитые выбросы работающих на угле топливных станций загрязняли атмосферу. Сегодня же проблема перехода на более экологичное топливо в самом городе Омске в основном решена, продолжается газифицация самой области, включая самые отдаленные районы. Таким образом ликвидирована сохранявшаяся с советских времен энергетическая зависимость от ныне независимого Казахстана. Администрация области финансирует головные участки строительства газопроводов и капиталоемких работ по газификации. И результаты уже дали о себе знать: за время проведения кампании по газификации области дополнительно к имевшимся в наличии 170 километрам газопроводов удалось построить еще 526 километров, то есть фактически в три раза больше по сравнению с тем, что Омская область имела в считающихся благополучными семидесятых-восмидесятых годах. В рекордные сроки — за шесть месяцев — был построен технологически уникальный полиэтиленовый газопровод высокого давления длиной в 140 километров. Благодаря созданию в области совершенно новой сети газопроводов почти 23 тысячи квартир и индивидуальных жилых домов получили природный газ. Омские хозяйки, таким образом, могут теперь оценить преимущества газовых плиток, позволяющих быстро регулировать величину нагрева, и не являющихся в отличие от электрических плиток, инерционными, медленно нагревающимися и медленно остывающими. Что же касается областного бюджета, то только по переоборудованным на газ котельным удалось достигнуть экономии до 11 миллионов рублей в год.
Программа газификации Омской области, ставшая сегодня одной из стратегических задач регионального руководства, предполагает довести протяженность сети газопроводов в области до 1000 километров и переводить на природный газ не менее 36 тысяч квартир в год. Активно разрабатывается и вопрос о создании собственного регионального энергетического комплекса на основе имеющихся в области малых месторождений нефти и газа.
В то же время для успешной реализации этой программы областной администрации еще предстоит решить целый ряд серьезных вопросов — прежде всего, преодолеть нехватку оборудования и механизмов, необходимых для газификации. Пока что такие необходимые приспособления, как котлы, горелки, газораспределительные шкафы и средства электрохимической защиты, приходится завозить из других регионов. Поэтому перед промышленными предприятиями Омска и ставится задача в кратчайший срок освоить выпуск этой продукции, без которой невозможно провести "голубое топливо" в жилые дома и квартиры омичей.
Серьезно тормозит программу газификации также отсутствие в бюджете Омской области достаточных лимитов на природный газ, а также неплатежи топливному комплексу со стороны потребителей газа. Для того, чтобы решить эту проблему, областное руководство предложило выделить в бюджете области отдельной строкой оплату за природный газ. Без государственного регулирования в решении этой, да и других проблем, обойтись пока что невозможно.
Но, кроме тактических задач, руководство области ставит перед собой и задачи стратегического характера, делая попытки создать в регионе мощный экономический комплекс. Так, например, многочисленные предприятия ВПК реально переориентируются на выпуск гражданской продукции — автомобилей, сельхозтехники, предметов бытового назначения. В перспективе на заводах ВПК, долгое время простаивавших за отсутствием госзаказов, по программе "СибВПКнефтегаз" будет производиться оборудование для нефтяной и газовой промышленности. Кроме того, предприятия не столкнутся с проблемой затоваренности складов. К примеру, "свое" нефтегазовое оборудование, значительно уступающее по стоимости западным аналогам, может быть востребовано Омским НПЗ и добывающим предприятием "Ноябрьскнефтегаз".
В этой связи особое значение приобретает умение региональных руководителей выстраивать взаимоотношения с крупныими региональными инвесторами, что удется далеко не всем. Так, крупнейшие предприятия региона ОАО “Сибнефть” и водочный завод “Оша” не смогли ужиться с мэром Омска Рощупкиным и были вынуждены перерегистрироваться в области. "Бегство капитала" в случае неумелого руководства регионами может продолжаться до полного истощения экономики, не способствуя и развитию страны в целом.
Еще недавно многие критики омского губернатора упрекали его в недостаточной приверженности "либерально-рыночной" доктрине, ставя в пример такие "полигоны реформ", как возглавляемая в 1991-1997 годах Б.Немцовым Нижегородская область, или Самарскую область, где губернаторствует К.Титов. Об Омской области и ее губернаторе Л.Полежаеве в дни относительного благополучия много не говорили и не писали, не видя за ней каких-либо особых достижений. Вспоминать же об Омске стали только сейчас, когда по всей стране урожай не удается вывести с полей, а зимой предстоит в пожарном порядке решать серьезные проблемы с теплоснабжением.
Жаль, что только в кризисной ситуации для всех становится очевидной эффективность методологии регионального управления, осуществляемого губернаторами-прагматиками, стремящимися создать на вверенных им территориях не "витрину достижений рынка", а условия для нормальной жизни российских граждан. Возможно, что время по-настоящему профессиональных руководителей, думающих не о раскрутке своего "политического имиджа", а о решении насущных проблем своего региона, наступает только сейчас.
1.0x