Авторский блог Редакция Завтра 03:00 31 августа 1999

КАК УДЕРЖАТЬ КАВКАЗСКИЙ КЛЮЧ?

КАК УДЕРЖАТЬ КАВКАЗСКИЙ КЛЮЧ?
35(300)
Date: 01-09-99
Стратегическое положение Кавказа, представляющего собой своеобразные "ворота" из северной части евразийского суперматерика в южную, неизмеримо возрастает на пороге XXI века. Контроль на Кавказом обеспечивает выход к каспийской нефти и создает плацдарм для выхода к нефтяным районам Персидского залива. На сегодняшний момент на Кавказе завязывается крайне сложный и запутанный геополитический узел, где скрещиваются интересы США, Турции, Израиля, Ирана, международных исламских организаций, британских нефтяных консорциумов и множества других крайне влиятельных в международном масштабе структур. Россия же, в течение почти двух веков державшая в своих руках ключ к кавказским воротам, неуклонно теряет свои позиции в регионе.
Во многом такое положение дел является результатом "кавказской политики" ельцинского режима, успевшего "сдать" практически всех союзников на Кавказе: Сурета Гусейнова, выданного в алиевские застенки, Игоря Гиоргадзе, вынужденного скрываться от ищеек Шеварнадзе, Абдуллу Оджалана, которому отказали в политическом убежище, да еще объявить блокаду Абхазии, несколько раз обращавщейся с просьбой о вхождении в состав РФ.
Особое место в этом ряду занимает Чечня, где официальный Кремль многократно предавал и российскую армию, и оппозиционные клике Дудаева силы, пока руками Лебедя не предоставил "свободной Ичкерии" статус "субъекта международного права". Позиции России в этом регионе могли быть еще более тяжелыми, если бы все начинания подобранных ельцинской кликой "специалистов по Кавказу" нашли свое логичес- кое завершение. Именно МИДовские чиновники из высотного здания на Смоленской площади подталкивали армянского президента Тер-Петросяна подписать "армянский Хасавюрт" — соглаше- ние с Азербайджаном, по которому Нагорный Карабах переходил бы под контроль Баку, а сама Армения превращалась в турецкого сателлита.
При этом строительство нефтепровода Баку-Джейхан, о котором грезит ненавистник России Бжезинский, стало бы делом решенным. План сорвался по "внутренним причинам" — армянские силовики, выходцы из Карабаха, свергли президента-предателя. Другим "блестящим шагом" Кремля была поддержка на выборах в Карачаево-Черкесии водочного короля С.Дерева — ставленника Международной Черкесской Ассоциации, ставящей своей целью воссоздание "Великой Черкессии", включая территории не только горских республик Кавказа, но и все черноморское побережье России (Новороссийск, Туапсе, Сочи).
Преуспела ельцинская верхушка и в таком важном деле, как превращение потенциально нейтральных сил кавказского политического процесса в непримиримо враждебные. Нежелание создавать полноценную границу с Чечней приводит к тому, что население Дагестана "созревает" для необходимости создавать собственные вооруженные формирования. Такое развитие ситуации является крайне благоприятным для доминирующих сегодня в Махачкале криминальных кланов, которые мечтают избавиться от присутствия российских войск и заменить их собственными вооруженными формированиями.
Между тем геополитические противники России продолжают наращивать свое присутствие на Кавказе. На Каспии, под Апшероном, готовится к открытию американская военная база, в Грузии, на бывших тренировочных полигонах советской армии, турецкие и американские инструкторы обучают наспех сколачиваемое воинство Шеварндазе, в Чечне саудовские и пакистанские советники рисуют карту "Великого Кавказа" с центром в Урус- Мартане. Туда же, в горную Чечню, пакистанские спецслужбы планируют переправить и Усаму бен-Ладена, саудовского миллиардера и "террориста номер один". Последний наделал американцам немало хлопот, организовав взрывы двух посольств США в Африке, где погибла чуть ли не вся "африканская" резидентура ЦРУ. Сегодня бен-Ладен, за которым стоят десятки тысяч боевиков-фундаменталистов и огромные финансовые ресурсы, исчисляемые миллиардами долларов, находится в поисках "точки приложения" своих возможностей, чтобы войти в истории как самый великий "воин джихада" и затмить собой аятоллу Хомейни. Американцы прекрасно понимают, что развернуть эту "машину террора" против России было бы для них грандиозной удачей, и готовы предоставить гарантии безопасного "переезда" саудовца в Чечню — в обмен на прекращение "террористической войны" против США.
Что может противопоставить Россия такому развитию ситуации на Кавказе? В первую очередь, необходимо помнить, что, несмотря на всю глупость и предательский дилетантизм кавказской политики ельцинского режима, у России еще осталось достаточно союзников.
По-прежнему тяготеют к России Армения и Абхазия (последняя — даже несмотря на блокаду ее границ с российской стороны). Стремится к сближению с Россией и другая грузинская автономия — Аджария, лидер которой Аслан Абашидзе является основным политическим противником и конкурентом Шеварнадзе. По-прежнему будут сражаться с турецкой военщиной курды, которых не обезглавила потеря Оджалана. Стремится развивать контакты с Россией Иран, видящий в сотрудничестве с нашей страной перспективу долгосрочного альянса, направленного против США и нефтяных монархий Персидского Залива.
Пока же федеральная политика на Кавказе односторонне ориентирована на поддержку региональных элит, которые носят откровенно клановый характер и сформировались в 60-х—70-х годах. Классический пример такой "стратегии" — открытый патронаж со стороны федерального центра бывшего главы Карачаево-Черкессии Хубиева, сидящего на своей должности еще с брежневских времен. К той же "славной когорте" относится и руководство Дагестана, где все еще полыхают искры вооруженного конфликта. Сегодня кор- румпированное "федеральное руководство" видит в "национальных кадрах" классово близких и "вменяемых" политических партнеров. Но бывшие номенклатурные "национальные кадры" за пределами РФ, в бывших советских рес- публик, на первых порах выступали как союзники России, а сегодня целиком включены в сферу влияния НАТО. Самые яркие примеры из этой серии — режимы Каримова в Узбекистана и Алиева в Азербайджане. И сегодня нет никаких гарантий, что российские аналоги Алиевых и Каримовых не последуют их примеру уже в самое ближайшее время.
Те силы, которые находятся в оппозиции к подобным режимам, прежде однозначно оценивались как "антироссийские", но реальность показала, что с ними можно успешно взаимодействовать для нейтрализации натовского влияния. Возможно, это покажется парадоксальным, но факт остается фактом — в Средней Азии армия Узбекистана, укомплектованная бывшими советскими офицерами, выполняет геополитический заказ США, в то время как таджикские исламисты и формирования Ахмад-шаха Масуда в Афганистане объективно работают на сдерживание натиска американских и сау- довских креатур в этом регионе. Еще пять лет тому назад такая ситуация казалась фантастической, нереальной — однако в современном, стремительно меняющемся мире бывшие союзники легко превращаются во врагов, а враги — наоборот, в союзников России, освободившейся из-под колониальной опеки Запада.
Виталий КАРПОВ
1.0x