Авторский блог Редакция Завтра 03:00 31 августа 1999

МАКС-99

МАКС-99 (О русском небе XXI века)
35(300)
Date: 01-09-99
ОН РЕЗКО ВЫДЕЛЯЕТСЯ среди других истребителей. Острый нос, раскинутые в стороны крылья и стальной массив, сильно поданный вперед. Такое ощущение, что ему трудно стоять на земле. Ему нужно небо, ведь там, в своей стихии, он действительно прекрасен и могуч, там ему нет равных.
Пятнадцатитонный МиГ-29 способен развивать скорость до 2400 километров в час и подниматься на высоту 18 километров. Создано это чудо на Московском авиационном производственном объединении МАПО "МиГ". Рядом с ним — другие модели русских истребителей. Эти красавцы готовы уничтожить любого врага, который посмеет появиться в охраняемом ими воздушном пространстве.
Наконец, “двадцать девятый” выруливает на взлетную полосу. Пронзительный рев проснувшихся движков оглушает. Быстрый разгон — и самолет ястребом идет вверх, разворачивается и проносится над головами зрителей. Блеснув металлом на солнце, как бы оскалив зубы и зарычав во всю мощь двигателей, истребитель резко взмывает в зенит — и вдруг останавливается, затихает, зависает в небе и падает хвостом вниз. Но у самой земли, снова взорвавшись грохотом и рыком, стремительно уходит вдаль, к горизонту, превращаясь в едва различимую точку. Разворот — и через мгновения МиГ-29 снова над полем авиасалона.
Публика аплодирует.
МИР ПЕРЕХОДИТ в постиндустриальную эпоху. Это значит, что определяющее влияние получат не те, кто производит промышленной продукции больше всех, а те, кто производит лучше всех. Новые разработки любой техники стоят в тысячу раз дороже, чем сотни “серийных” экземпляров, сделанных через несколько лет.
Поэтому фирмы, создающие один сверхновый самолет, получают куда больше прибыли, чем те, кто потом поставит его на конвейер. Контроль над новейшими технологиями становится ключом к процветанию в ХХI веке. Ведущие страны Запада, и в первую очередь США, стремятся монополизировать научный потенциал планеты, подмять под себя все новое, чтобы остаться на гребне интеллектуальной революции и сохранить мировое господство.
Советский Союз мог конкурировать со странами “золотого миллиарда”, а по многим параметрам и опережал их. Но переход к постиндустриальному развитию не состоялся. Погрязнув в смуте, предательстве и ворократии, постсовет- ская Россия оказалась отброшенной далеко назад. Но ее наука и промышленность, тем не менее, продолжают гениальные разработки. Впереди всех на этом направлении идет авиация. Российский авиапром, несмотря на тяжелейшее экономическое положение, созданное в стране, держится. КБ и НИИ создают превосходные проекты ХХI века. Четвертый московский авиакосмический салон МАКС-99 в очередной раз это доказал.
Он проходил на территории знаменитого ЛИИ имени Громова с 17 по 22 августа. По данным пресс-центра салона, более 450 предприятий, организаций и фирм представили самые новые и совершенные технологии, которые определяют лицо авиакосмической промышленности ХХI века.
На МАКСе работали более 90 торговых делегаций из 40 стран мира. Наиболее серьезно были представлены страны Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии.
В одном ряду стояли пассажирские авиалайнеры и громадины транспортных грузовых самолетов, стратегические бомбардировщики, ракетоносцы, истребители и штурмовики. Во множестве были представлены мини-самолеты, рассчитанные на 2-6 пассажиров. Помимо готовых изделий, городу и миру продемонстрировали суперсовременные средства связи, радиолокации, материалы для отделки салонов и рабочих мест пилотов. Отдельно были представлены двигатели самых разных фирм.
ОТ РАЗНООБРАЗИЯ экспонатов, стендов, экранов и плакатов разбегались глаза. Трудно было одновременно рассматривать стенды и следить за показательными полетами в небе. Но в толпе посетителей, не пожалевших денег на поездку в Жуковский, сразу можно было выделить людей, которые деловито осматривали экспозицию, успевая всегда и везде к самому интересному. Время от времени переговариваясь с кем-то по мобильникам, они вглядывались в самолеты, уточняли характеристики. Это — представители зарубежных покупателей.
Для них салон — обычная работа, базар. Ярмарка, где нужно добыть товар получше и подешевле. Бросается в глаза определенная разочарованность иностранных гостей. "К сожалению, на салоне я не увидел практически ничего нового,— говорит один из иранских представителей.— В принципе почти все модели я уже неоднократно видел на других международных салонах. Пока мы не заключили никаких новых договоров с русскими и будем просто продолжать сотрудничество по старым проектам".
Черноволосый, средних лет, иранский бизнесмен выглядит устало и огорченно. Он ожидал увидеть на МАКСе-99 чудо, которого не случилось. Да, ему понятно, в каком положении находится Россия, и нет ничего удивительного в том, что русская авиационная промышленность как бы застыла на месте, постепенно сдавая свои позиции на рынке западным конкурентам. "К сожалению, ваша страна тратит сейчас деньги не очень умно, много роскоши и богатых домов, машин, а в будущее не вкладывает ничего,— говорит купец.— Так делает плохой хозяин: все пропивает, а потом умирает в нищете."
НО САМ ФАКТ приезда на МАКС такого количества делегаций подтверждает, что в Россию все еще верят и ждут от нее нового слова в технике. И на салоне все-таки действительно было, что посмотреть, чем заинтересоваться всерьез.
Особым вниманием пользовались богатые экспозиции ПВО и ВВС. Рядом со знаменитыми, прекрасно зарекомендовавшими себя комплексами С-300 и "Стрела", красовались "Печора", "Хризантема", другие новинки русской оборонки.
Последние "миротворческие" акции США и НАТО заставили многие страны мира запасаться оборонительным оружием, в первую очередь противовоздушным. НАТО- вские вояки уже неоднократно показывали, что господство в воздухе и космосе — краеугольный камень их стратегической доктрины. К сожалению, на рубеже нового века США стали практически полными хозяевами неба, нанося оттуда удары по любой точке планеты. Единственной силой, которая потенциально способна нарушить гегемонию Америки, весь мир считает Россию. Этим и объясняется столь высокий интерес к российскому авиасалону.
Экспозиция ПВО оправдала ожидания. С-300, облепленный радостной детворой, весело блестел на солнышке, привлекая всеобщее внимание. "Жаль, что этот комплекс так и не появился в Югославии",— слышится в толпе. Что и говорить, там он сделал бы себе большую рекламу. Славно отвоевавшие на Балканах С-125, видавшая виды знаменитая "Шилка", самые разные варианты "Стрелы",— все это при грамотном применении способно сбросить с неба кого угодно. Перед ними бессильны "Фантомы", "Стелсы" и "Апачи".
Оживленный интерес иностранных заказчиков само собой не ограничивался одними лишь средствами противовоздушной обороны.
В рамках салона Египет подписал соглашение с АНТК имени Туполева о покупке пятнадцати новых среднемагистральных Ту-204 в течение ближайшего года и о намерении в будущем закупить еще порядка ста таких машин.
Европейская компания, включающая в себя двенадцать западноевропейских фирм, решила совместно с Россией производить верто- леты средней грузоподъемности Ми-38.
Российская компания "Трансаэро" заявила о намерении закупить десять Ту-204.
АНТК имени Туполева продолжает совместную деятельность с иностранцами по оснащению Ту-204 двигателями "Роллс-Ройс". Кроме того, оживленный интерес вызвали новые сверхзвуковые пассажирские Ту-334, прообразом которых стал старый Ту-144.
Достигнута договоренность между Россией, Украиной и Узбекистаном о кооперативном производстве в Ташкенте тяжелых грузовых самолетов Ан-70, ставших центром обширной украинской экспозиции.
Имел спрос и широкофюзеляжный Ил-96Т, получивший сертификат американской федеральной авиационной администрации.
В целом иностранные авиакомпании готовы закупать российскую гражданскую авиапродукцию. Она ничем не уступает по качеству ведущим западным образцам, хотя значительно дешевле. К сожалению, российские авиаперевозчики здесь ведут себя пассивнее иностранных коллег. Это связано с нищетой русской авиации. Компании не способны покупать новые самолеты даже по заниженным ценам. Спасти их, по мнению большинства, может только лизинг и широкомасштабная поддержка правительства. Пока такой поддержки нет. Председатель правительства Путин, посетивший салон, был щедр на добрые слова в адрес отечественных авиапроизводителей, но крайне скуп на обещания, так и не заявив о реальной помощи нашей авиационной промышленности.
Наибольшая интенсивность была в переговорах, касающихся военной авиации. Экспериментальное КБ "Сухого" приняло офици- альные делегации Индии, во главе с маршалом авиации Миноном, и китайского министерства обороны. Результаты знакомства китайцев явно удовлетворили. Уже после завершения авиасалона и окончания встречи “шанхайской пятерки” в Бишкеке пришло известие, что Китай закупит более 40 истребителей СУ-30 на сумму около 2 млрд. долл. Прошли также переговоры с главкомом ВВС и ПВО Вьетнама.
Реальных достижений в области продаж боевой авиации смогли добиться в МАПО "МиГ". Армии многих стран мира вооружены истребителями МиГ-24, а МиГ-21 вообще признан самым распространенным в мире истребителем. Большинство стран-владельцев Миг-21 не в состоянии покупать новые модели, но зато готовы модернизировать у нас свои самолеты. Это намного дешевле и по некоторым параметрам эффективнее. Рынок модернизации МиГов оценивается в сумму около 600 млн. долл. ежегодно. Не случайно за доступ к нему идет серьезная война. Особенно усердствуют израильские фирмы, любыми путями стремящиеся получить доступ к нашим технологиям. Модернизация старых, уже проданных за рубеж самолетов позволит МАПО получить средства на производство новых.
Прискорбным явлением салона стала полная отрешенность от происходящего на рынке воздушного оружия российской армии. Минобороны так и не смогло заказать ничего для своего самолетного парка. Видимо, наши авиастроители в ближайшем будущем продолжат вооружать чужие армии.
В ОТЛИЧИЕ от деловых кругов и чиновников, для которых МАКС — работа, для громадной массы простых посетителей авиасалон стал настоящим праздником. Его территорию посетило больше полумиллиона человек. Сюда приводили детей, приезжали целыми семьями, несмотря на неудобство дороги и относительную дороговизну билетов. Толпы людей из каждой электрички вываливались на платформу и направлялись к аэродрому. Столько зрителей не собирает сейчас, пожалуй, ни один концерт. Что и говорить, людям надоели бессмысленные развлечения, которыми их пичкают уже десять лет. Вызывают тошноту голубоватые мальчики и бесстыжие девки на экранах и сценах. Народ истосковался по настоящей красоте, по гордости и по величию. Все это было на МАКСе-99. Можно долго с калькулятором в руках рассуждать об итогах салона, его эффективности и недостатках. Этим уже заняты бизнесмены и государственные мужи. Но люди, посетившие МАКС, получили главное. Они снова почувствовали себя сынами великой страны, которая все может. Которая связана с небом. Самолеты которой — одни из самых лучших в мире, а значит, еще не все потеряно, и у нас есть будущее.
Стремление русских в небо неистребимо. Оно не может задохнуться под прессом предателей и воров. Русские будут в небе, пока будут на свете небо и Россия.
Внезапно, под самое закрытие салона, гомон толпы и музыку из динамиков перекрывает рев самолета. Быстро пронесясь перед зрителями по взлетной полосе, машина отрывается от земли и сразу разворачивается на девяносто градусов вверх. Повисает высоко над аэродромом. "Это Су-37!"— в восхищении гудит толпа. “Тридцать седьмой”, повиснув на месте, начинает крутиться и выполнять такие трюки, что застывает сердце. Все это происходит медленно, как будто самолет — рыба, которая плавает в воде. "Беркут" (так назвали Су-37) пролетает чуть-чуть хвостом вперед, разворачивается у самой земли — и в считанные мгновения превращается в мельчайшую точку на горизонте. Через секунду и она скрывается вдалеке, оставив на аэродроме все еще не затихший грохот и вой. "Беркут", как ангел, явился, поразил всех и исчез. Застыли с открытыми ртами иностранцы, загордились мужики, обрадовались дети. Так Су-37 закрыл последний в этом тысячелетии международный авиасалон.
Символично, что он состоялся именно в России. ХХ век прошел под знаком русских достижений, русского рывка в небо. Поэтому на рубеже нового века от России ждут новых свершений и новых побед в небе. Тень крыла "Беркута", осенившего конец авиационной истории этого столетия, открыла первые буквы в книге авиации ХХI века. И буквы эти написаны на русском языке.
Александр БРЕЖНЕВ
1.0x