Авторский блог Редакция Завтра 03:00 28 июня 1999

ПОЭТ И ВОЙНА

Author: Виктор Широков
ПОЭТ И ВОЙНА
26(291)
Date: 29-06-99
ЮГОСЛАВИЯ, СЕРБИЯ— невыносимо горько думать о происшедшем и происходящем на Балканах. Пусть нет уже бомбардировок — но ежедневное, ежевековое перемалывание славянства продолжается. Идет каннибальское пиршество здесь чужестранцев, устроивших мясорубку новомодными топорами и томагавками.
Сто с лишним лет назад великий Тютчев в ответ на слова австрийского министра фон Бейста “Славян должно прижать к стене” — произнес такую стихотворную реплику:
Они кричат, они грозятся:
“Вот к стенке мы славян прижмем!”
Но как бы им не оборваться
В задорном натиске своем!..
Так пусть же с бешеным напором
Теснят вас немцы и прижмут
К ее бойницам и затворам,
Посмотрим, что они возьмут?
Как ни бесись вражда слепая,
Как ни грози вам буйство их:
Не выдаст вас стена родная,
Не оттолкнет она своих.

Живая стена славянского братства незримо поддерживала сербов и в начале ХХ века, и в грозные сороковые, и сегодня эта стена всеми своими уступами, всей своей природной кладкой, говоря опять же словами нашего национального гения, всем “живым оплотом” помогает выстоять маленькому гордому народу, нашему форпосту в Западной Европе. Слава Богу, небезразличны к этому и теперешние наши поэты — Виктор Соснора, например. Получил, помню, от него письмо в октябре прошлого года: “Тошнит от тавтологий. С лета у меня лежит приглашение на международный съезд писателей в Белграде. Я там бывал не раз. Французы и сербы — единственные, кто регулярно выпускает мои книги. В субботу я услышал о бомбометании и позвонил в Белград, что согласен немедленно приехать (прилететь). Но ленинградский рейс отменен, есть московский чартерный. А на него нужен “допуск”. Если сербы добьются “допуска” (не знаю, что это такое) — полечу. Хоть как-то отвлечься от тошноты под бомбами. Боюсь, что не добьются...”
А в мае снова письмо: “Я не пишу, потому что собирался все это время в Югославию. Но самолеты закрыты... Мне нужно было полететь, отвлечься от помойки, у меня там немало друзей, к тому же. И изданий. Глупо, что не пустили, меня там ждали. Вы же не знаете моей биографии — она с детства военная, а затем — три года артиллерия плюс ПВО, и десантник при Артакадемии, а она — при Генштабе. Так что я — специалист не только марать бумагу. Конечно, по специальности войны я бы ничем не помог, но еще есть глаза — вот и написал бы то, что есть, и для наших, и для западной прессы, с которой я как-то связан... Все же мое перо чуть-чуть известно, а я не читал ни одной заметки ни одного журналиста — ни у нас, ни западного, где не было бы манной каши. Значит, я не нужен, а нужна манная каша о Балканах — и там, и здесь. А во мне еще много наивности, как оказалось...”
Вот честное свидетельство совестливого современника. Вот у кого стоит учиться.
Все-таки какие-то подвижки в сознании одурманенных демдемагогией наших людей происходят. Несмотря на каннибальские завывания скупленных на корню частных радиостанций и телеканалов, я вычитал в том же “МК” заявление Войновича о недопустимости тушить пожар бензином, о скорейшем прекращении человекоубийственной агрессии...
И, как это ни парадоксально, именно на общей трезвой оценке балканских событий из уст разных людей убеждаюсь, что есть-таки почва для нормального диалога сограждан, есть точка отсчета для взаимопонимания, а когда-то — и единения. Не только славянского. Европейский дом должен стать свободным от НАТО, должен перестать быть минным полем, чреватым военными конфликтами. Единая Европа, Соединенные Штаты Европы — лучший противовес заокеанским подстрекателям.
Снова перечитываю классиков. Не худо было бы припомнить тем же чехам тютчевское:
И этой-то великой мзды,
Отцов великих достоянье,
За все их тяжкие труды,
За все их жертвы и страданья,
Себя лишать даете вы
Иноплеменной дерзкой ложью,
Даете ей срамить, увы,
И честь отцов и правду Божью.

Нельзя добровольно и слепо идти в “духовный плен” единокровным с нами народам. “Духовная свобода и единения венец” — в нашем общем союзе.
1.0x