Авторский блог Редакция Завтра 03:00 28 июня 1999

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ ДЛЯ ДУМЫ

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ ДЛЯ ДУМЫ (Генерал-полковник, депутат Госдумы Альберт Макашов отвечает на вопросы Николая Анисина)
26(291)
Date: 29-06-99
Николай АНИСИН. В Госдуме, как последний звонок, отзвенел полуофициальный гимн. Начались парламентские каникулы. С каким настроением вы уходите в свой депутатский отпуск?
Альберт МАКАШОВ.Слово “каникулы” в вашем вопросе режет мне слух. Прежде оно в русском языке никогда не использовалось в сочетании с государственными мужами. И теперь, внедряя понятие “парламентские каникулы”, творцы нашего общественного мнения ставят депутатов в один ряд со студентами и школьниками. Тем самым Госдуме как органу власти указывается на ее незначительную роль в стране. И, увы, надо признать, указывается справедливо.
В столице США ни одно здание не может быть выше Капитолия, где заседает Конгресс. Это смешно. Но в измерении там высоты крыш есть и глубокий смысл: не смей задирать нос перед избранными народом законодателями. Американский президент вправе и любую войну затеять, и любые реформы запустить. Но если Конгресс его не поддержит, то он в любом случае окажется в дураках.
Баланс властей, сдерживающий глупости и вредительство в политике, народам России нужен гораздо больше, чем народам Америки. У нас исполнительная власть составлена из авантюрных проходимцев, оглядывающихся только на окрики Мировой Финансовой Орды. Их политика для России страшнее политики русских князей времен расцвета Золотой Орды. Но выкурить из Кремля нынешних проходимцев и закрыть его ворота перед проходимцами в будущем нельзя, не повысив статуса законодательной власти в основном законе страны. А это значит, что все те политики, которые дорожат Россией, а не собственным счетом в загранбанке, должны драться за изменение Конституции. Это сегодня задача номер один.
Вопрос об импичменте разорившему страну президенту в Госдуме надо было ставить. И не надо сожалеть о том, что он не прошел. Атака на Ельцина не провалилась. Она лишь приостановилась. И в данном случае атаковать было важнее, чем сидеть в окопе и подмигивать правительству Примакова, которое продемонстрировало, что оно способно лишь заморозить развал в экономике.
Оппозиционные фракции в голосовании по импичменту повели себя очень достойно. И я полагал, что сразу после импичмента вожди фракций внесут в повестку дня Госдумы вопрос о поправках в Конституцию, которые уже давно готовы. Их надлежало только соответствующим образом оформить и поставить на голосование. Почему ни того, ни другого не случилось? Я спрашивал об этом, и мне отвечали: поправки все равно не пройдут. Но, люди добрые, стучитесь — и вам откроют. Не пройдут поправки в инстанциях, пройдут в умах избирателей. Война со злом всегда лучше, чем приспособленчество.
Не замахнувшись на паршивую Конституцию, то есть не ввязавшись в драку за то, что нужно народу, и с легкостью превеликой одобрив пакет экономических законопроектов, нужных Международному валютному фонду, Госдума в минувшей сессии, как мне кажется, стала выглядеть еще более жалкой. И потому у меня как у депутата этой Госдумы настроение перед отпуском такое, какое можно выразить только непечатными словами.
Н.А. Вы — не кандидат и не доктор экономических наук. Вы не управляли никакой народнохозяйственной отраслью, но командовали военным округом, который был не только огромной милитаристской, но и хозяйственной машиной. То есть практическую экономику вы знаете и знаете политику. И я хотел бы вас попросить с вашей военно-политической колокольни дать оценку тем законам, которые Госдума приняла по настоянию МВФ. Велик ли будет от них вред и вероятна ли какая-то польза?
А.М.Я голосовал против всех упомянутых законов, руководствуясь не своими знаниями и опытом, а элементарным здравым смыслом. На мой взгляд, при утверждении тех или иных законов, регулирующих экономику, надо исходить из следующего: это хорошо для большинства населения страны — зажигаем зеленый свет, это плохо — включаем красный.
Законы МВФ плохи тем, что они ничего по большому счету для большинства граждан России не решают. Да, можно, введя налог на дорогие автомобили, собрать пяток миллионов долларов, но что это значит в сравнении с тем, что мимо бюджета уплывают десятки миллиардов долларов от продажи газа, нефти, металлов, леса, рыбы?
Законы МВФ плохи тем, что даже мизерная польза от них сомнительна. Едва Госдума одобрила закон о налоге на лимузины в первом чтении, газета “Коммерсант” — газета богатых для богатых — уже напечатала рекомендации: как через суд избежать уплаты данного налога, указывая на противоречия закона с налоговым кодексом.
Законы МВФ плохи тем, что в них заложен немалый вероятный вред. Скажем, тот закон, который разрешает Центробанку выпускать собственные облигации, может возродить строительство финансовых пирамид, обескровливающих производство.
И, наконец, самое главное, законы МВФ плохи тем, что они являются законами МВФ. Почему Россия с ее талантливым и образованным народом, с ее богатыми ресурсами, с ее еще не утраченным ядерным щитом должна, задрав штаны, бежать туда, куда указывают денежные мешки из-за бугра?
Принятие Госдумой законов МВФ есть полная капитуляция думской оппозиции перед Мировой Финансовой Ордой, есть согласие и впредь жить по правилам этой Орды, которая желает превратить Россию в сырьевой придаток Запада.
Н.А. Как можно объяснить причины капитуляции? Думская оппозиция, как и исполнительная власть, продалась агентуре мировых финансовых центров, или она, зная силу Орды, просто трусит: как бы чего не вышло?
А.М. Иногда у меня возникает мысль, что в Госдуму надо выбирать либо очень богатых людей, которые уже обожрались и хотят не денег, а порядка в своей стране, либо абсолютно нищих, не желающих ничего, кроме славы — всеобщего признания.
Богатых, которых трудно купить, и сверхчестолюбивых, которых купить невозможно, в нынешней Госдуме немного. Но фактов подкупа депутатов из оппозиции у меня нет. По поводу же трусости я отвечу так: у нашей оппозиции смелая стратегия, но трусливая тактика.
Н.А. Вы внятно выразили свою точку зрения на то, почему плохи законы МВФ. Но какие хорошие, на ваш взгляд, законы должна была бы принять Госдума, отвергнув законы МВФ?
А.М. Перед голосованием по эмвээфовской галиматье к нам на фракцию пожаловала мадам Матвиенко, вице-премьер по социальной политике. Я ее спросил: вы не хотели бы прославиться, и завтра вместо законопроекта о налоге на бензоколонки представить законопроект о национализации бензоколонок?
Только в одной Москве таких колонок 366. Каждая из них в год дает от 30 до 100 тысяч долларов дохода. То есть от национализации лишь московских колонок можно получить минимум 150 миллионов долларов. А сколько от национализации всех российских? Вполне достаточно, чтобы закрыть все острые социальные проблемы.
Матвиенко ответила, что прославиться она не хочет. Тот же вопрос уже на пленарном заседании Госдумы я задал Степашину. Он вообще ответить не удосужился. Исполнительная власть слово “национализация” даже молвить не решается. Оппозиция в Госдуме это слово выговаривает. Но только не в законах. Почему?
Коммунист-коммерсант Семаго, например, в ответ на мое предложение о национализации бензоколонок попытался всех уверить: Макашов не знает, сколько стоит бензоколонки выкупить. Как же это я не знаю? Знаю. И очень даже хорошо. За сколько ваучеров колонки были проданы, за столько же их надо забрать обратно. Если на момент приватизации один ваучер равен был по стоимости двум бутылкам водки, если за одну колонку отдана тысяча ваучеров, то значит ныне государство вправе выдать владельцу две тысячи бутылок водки и вернуть себе колонку. С теми же коммерсантами, которые построили новые колонки, рассчитаться надо в соответствии с произведенными ими затратами. То есть рассчитаться по справедливости, не пуская людей по миру, а давая им шанс заняться другим полезным бизнесом.
Изобретать велосипед в этом деле нам нет нужды. Через национализацию прошли многие страны — от Англии до Бразилии, где частные интересы вступали в противоречие с интересами общественными. Механизмы национализации из мирового опыта нам предстоит лишь конкретизировать применительно к особенностям нашей страны. И насколько мне известно, в Госдуме уже два года лежат несколько законопроектов по национализации. Но мы обсуждаем не их, а фантазии МВФ на тему — как отщипнуть крохи у богачей.
Следующее важнейшее направление деятельности нашего парламента — это законодательное упорядочение финансовой системы.
14 марта сего года представитель депутатского собрания Алтая излагал в Госдуме проект закона о Центральном банке РФ. Этот проект, видимо, был настолько опасен для тех, кто жиреет на нынешней вольнице в финансах, что Геращенко закричал из правительственной ложи: обождите его рассматривать, дайте нам неделю и мы представим лучше!.. Все согласились и дали председателю ЦБ не неделю даже, а десять дней. Было это, повторяю, 14 марта. А сейчас конец июня. Сессия завершились, а проекта Геращенко депутаты так и не увидели. Не хотят банкиры контроля за государственным кошельком. Не хотят, и все тут.
Следующую сессию наша палата должна начать с утверждения поправок в Конституцию, с законов о национализации, которые призваны обеспечить наполнение бюджета, и с законов о финансовом контроле, которые обязаны пресечь разворовывание бюджета. Если это произойдет, то есть если Госдума пойдет на обострение с Мировой Финансовой Ордой и ее филиалом в Кремле, если перестанет быть обтекаемо-круглой, то, возможно, народ простит нынешний депутатский корпус, выпишет ему индульгенцию за его четырехлетние компромиссы, шатания-шарахания и невнятное бормотание.
Н.А. Ваши планы на лето?
А.М. Ближайшую неделю я буду разбирать накопившиеся за последние месяцы бумаги (нет порядка на столе — нет порядка в голове) и готовить отчет перед избирателями. Я — депутат советского покроя, который считает себя обязанным не только сочинять законы (их я провел пять), но и помогать людям в решении конкретных житейских проблем. Четыре года я занимался такой помощью, и мне есть что сказать жителям моего округа в Самаре. Но отчитаться мне надо как можно лаконичнее, ибо на то, чтобы ограничить мой выход к избирателям, в Самаре будут брошены все — от чиновников и владельцев заводов и пароходов — до распорядителей эфира и газетных полос. Помимо работы в округе, я намереваюсь заниматься делами Движения в поддержку армии, если съезд ДПА примет решение идти на выборы блоком прокурора Илюхина и генерала Макашова.
1.0x