Авторский блог Редакция Завтра 03:00 31 мая 1999

РОССИЯ И АРАБСКИЙ МИР

РОССИЯ И АРАБСКИЙ МИР
22(287)
Date: 1-06-99
События в Югославии заставили отойти на второй план происходящее в других регионах. Между тем в последнее время резко обострилась ситуация в Южном Ливане. Израиль вновь бряцает оружием и угрожает агрессией против Ливана — суверенного государства, являющегося полноправным членом ООН.
Чем объясняются вызывающие действия израильских правящих кругов? Какова опасность возникновения новой войны на Ближнем Востоке? С этими и некоторыми другими вопросами, представляющими интерес для российской общественности, наш корреспондент Валентин ПРУССАКОВ обратился к послу Ливана в РФ г-ну Селиму ТАДМУРИ, Являющемуся также дуайеном дипкорпуса в Москве.

— Двадцать один год израильские вооруженные силы оккупируют юг нашей страны. Несмотря на то, что еще в 1978 году была принята резолюция ООН № 425, призывавшая Израиль незамедлительно вывести свои войска без всяких предварительных условий. Тем не менее еврейское государство и по сию пору не считает нужным прислушаться к мнению мирового сообщества...
— Почему же ООН в этом случае не призвало к проведению международных санкций, как, например, оно сразу же поступило в отношении Ирака?
— Очевидно, что к Израилю вряд ли когда-нибудь применят подобные санкции, ибо США наверняка наложат вето на такое решение. Как бы там ни было, Ливан всегда выступал за мирное разрешение данной проблемы, но, как и любое суверенное государство, не может поступиться частью своей территории.
Мы с большими надеждами отнеслись к результатам палестино-израильской конференции в Мадриде и верили, что достигнутые на ней соглашения приведут в конечном итоге к нормализации положения на юге нашей страны. Предыдущий глава правительства Израиля Шимон Перес тоже, как нам представляется, склонялся к мысли о необходимости вывода оккупационных войск. Но с приходом к власти Нетаньяху ситуация изменилась коренным образом: подняли голову “ястребы”, уже не ведется никаких переговоров между нами и израильтянами, проводящими боевые операции против “Хезболлы”, добивающейся освобождения ливанских территорий от чужеземных сил. На мой взгляд, никак нельзя называть террористами членов этой организации: каждый народ имеет право защищать свои свободу и независимость всеми средствами, находящимися в его распоряжении. Если бы Израиль выполнил соответствующую резолюцию ООН, то, может быть, не было бы нужды в акциях “Хезболлы” на юге Ливана.
Общепризнанные нормы международного поведения должны быть обязательными для всех. Когда Израиль наконец уйдет, вооруженные силы ООН, осуществляющие ныне мониторинг происходящего, смогут восстановить и поддерживать порядок. Должен заметить, что нынешнее обострение в Южном Ливане является одной из центральных проблем в предвыборной борьбе в Израиле. Напомню, что последняя массированная операция израильтян в Ливане была проведена перед выборами в их стране в 1996 году. В результате чего погибло свыше ста мирных жителей. Надеюсь, что сейчас всё же благоразумие возобладает и израильские лидеры воздержатся от того, чтобы решать свои проблемы посредством бандитских и варварских набегов.
— Дай Бог, чтобы вы оказались правы. К тому же, в Ливане, очевидно, предостаточно и внутренних проблем. Ведь в течение 14 лет — с 1976 по 1990 гг. — у вас шла жестокая и кровопролитная гражданская война. А что теперь, удалось ли хоть как-то восстановить экономику?
— В результате войны, о которой у нас предпочитают не вспоминать из-за ее бессмысленности и жестокости, была уничтожена вся экономическая инфраструктура. Вдобавок мы понесли колоссальные людские потери, и не только из-за большого числа погибших, но и потому, что миллионы работоспособных и деятельных ливанцев уехали из страны. Однако к настоящему времени благодаря самоотверженным усилиям всего народа и зарубежной финансовой помощи нам удалось восстановить былую инфраструктуру на 90%. Мы получили кредит от МВФ, довольно значительный заем от Европейского союза, а также определенные суммы от богатых арабских государств Персидского залива.
Ливан прежде всего сельскохозяйственная страна. Мы вполне в состоянии обеспечить себя необходимыми продуктами и даже вывозить наши овощи и фрукты в соседние страны, что мы с успехом и делаем. С давних пор у нас хорошо развита легкая промышленность. Кожаные изделия, мужская и женская одежда, изготавливаемые ливанцами, охотно покупаются лучшими магазинами Западной Европы.
Туризм всегда был исключительно важной статьей нашего государственного дохода. Совсем не случайно, что до войны Ливан называли ближневосточной Швейцарией, а Бейрут — арабским Парижем. В нашей маленькой стране разнообразная и благодатная природа, многочисленные исторические достопримечательности, памятники древнего искусства. Имеется и то, что иногда не менее важно для туристов — первоклассные отели и рестораны со знаменитой ливанской кухней, привлекающей гурманов со всего света. В последние годы, когда была достигнута общая стабилизация, заметно увеличилось число зарубежных гостей. Так, в прошлом году у нас побывало около миллиона туристов. В основном, из Франции и арабских государств.
— Приезжают ли визитеры из России?
— К сожалению, куда меньше, чем нам того хотелось. Мне кажется, что многие русские, говоря о Ливане, продолжают видеть перед собой жуткие сцены войны, закончившейся свыше восьми лет назад. А сегодняшний Ливан, могу заверить вас, — мирная и безопасная страна для туристов. К тому же, территория, оккупированная Израилем, занимает лишь одну десятую часть страны и находится вдалеке от мест, обычно посещаемых иностранцами.
Стоит заметить, что в Ливане очень тепло и радушно встречают гостей, и им у нас нравится, ибо всегда можно найти человека, говорящего на твоем родном языке: многие ливанцы владеют двумя-тремя европейскими языками. Не надо удивляться, если вы услышите на улице и русскую речь. Ведь примерно семь тысяч ливанцев получили высшее образование в России. Около тысячи из них вернулись домой с русскими женами. Одних российских артистов, выступающих в ливанских варьете и ночных клубах, насчитывается примерно тысячи три...
— Каково состояние теперешних российско-ливанских экономических связей?
— Объем нашей торговли составляет 100 миллионов долларов. Причем, прямо скажу, наблюдается явный дисбаланс: мы закупаем товаров на 85 миллионов, а Россия — лишь на 10-15. Берем у вас, в основном, сталь, железо, лесопродукты; продаем — консервы, кожу, одежду.
Бесспорно, что имеется множество разнообразных возможностей для развития и укрепления торгово-экономических отношений. Однако финансовый обвал, случившийся в России после 17 августа 1998 года, а также кое-какие бюрократические препоны препятствуют этому.
— Господин посол! Вы представляете Ливан в России уже 8 лет и, как мне известно, скоро покинете Москву. Каковы ваши впечатления о нашей столице? Что бы вы хотели сказать, как говорится, подводя итоги?
— Несмотря на колоссальные и разнообразные трудности, переживаемые Россией, она остается великой страной во всех отношениях. Нравится кому-то или нет, ей не дано стать чем-то серым, безликим и усредненным. У каждой страны, как и у каждого человека, есть своя судьба, свое предназначение. По моему мнению, Россия обречена на величие.
Что же касается Москвы, то, на мой взгляд, за последние годы она стала еще более привлекательной, чем прежде. По крайней мере, для иностранцев. Для всех, кто любит культуру, музыку и театр, Москва является одним из главнейших центров притяжения.
У России и арабского мира существуют давние и прочные связи. Между ними никогда не было ни войны, ни каких-либо неразрешимых противоречий. Верю, что так будет и в дальнейшем. Нужно ясно понимать, что Россия и арабский мир тесно связаны в геополитическом смысле, и хотя, конечно, не всегда одинаков уровень наших отношений, но суть их, как представляется, останется неизменной.
На меня большое впечатление произвели простые русские люди, их доброта, сердечность и отзывчивость. Не обладая иногда формальным образованием, они высказывают удивительно тонкие и точные мысли о политике, литературе и искусстве. С подобным мне не приходилось сталкиваться нигде: ни на Западе, ни на Востоке.
Я искренне рад, что мне довелось жить в России в эти очень трудные и очень интересные годы, когда одни превращались в “новых русских”, а другие, в том числе и высокообразованные люди, опускались на самое дно. Мне пришлось видеть, увы, и много несчастных, растерявшихся людей, утративших привычное положение, а вместе с ним и гордость за принадлежность к великой державе. Некоторые откровенно не знают, как им жить и что делать дальше. Мне бы хотелось сказать им: не отчаивайтесь. У вас, как и у России, все впереди.
Фото В.АЛЕКСАНДРОВА
1.0x