ЭТО — ВЫХОД!
5(270)
Date: 02-02-99
Обращение группы депутатов Госдумы
к президенту, правительству, председателям палат Федерального собрания,
руководителям фракций и депутатских
объединений в Государственной думе России
о проекте бюджета на 1999 год
ПРАВИТЕЛЬСТВОЕ. М. Примакова неоднократно заявляло, что его главными задачами являются стимулирование производства, своевременная и в полном объеме выплата заработной платы, повышение уровня жизни народа. Однако анализ проекта бюджета на 1999 год показывает, что в нем не предложено решительных шагов по реализации указанных задач. Рассмотрим основные показатели проекта бюджета на 1999 год.
Проект бюджета рассчитан из условия, что внешний долг в 17,5 миллиардов долларов будет реструктурирован и придется платить только 9,5 млрд. долл., предусматривается кредит в 7 млрд. долл. При этом годовая инфляция составит 30 %, эмиссия — 32 млрд. рублей, а доллар не станет дороже 22 рублей.
Эти условия оспариваются многими экспертами.
Если договоренности по реструктуризации и получению кредита не удастся достичь, то возможны следующие варианты:
1. Долг будет сокращен до 9,5 млрд. долл., но кредит не дадут, тогда эмиссия достигнет 150 млрд. рублей, а инфляция возрастет в несколько раз.
2. Если придется платить весь долг в 17,5 млрд. долл., то необходима эмиссия около 400 млрд. рублей. В результате начнется гиперинфляция.
3. Если внешние долги не удастся заплатить, то Россия станет полным банкротом.
В 1999 году надо собрать 399 млрд. рублей налоговых доходов, что вызывает большие сомнения, поскольку в 1998 году ожидается сбор только в 217 млрд. руб.
Причем экономическое положение страны в 1998 году было лучше, чем прогнозируется в 1999 году: сокращается промышленное и сельскохозяйственное производство, возрастает безработица, резко уменьшается реальная заработанная плата. Как в таких условиях можно собрать налогов на 140 млрд. рублей больше?
В проекте бюджета снижены налоги на прибыль с 35 % до 30 % и НДС с 20 % до 15 %, но этого недостаточно для роста производства, поскольку не решены другие не менее важные проблемы: неплатежи, бартер, отсутствие доступных кредитов, спад платежеспособного спроса, коррупция и др.
На социальную сферу выделяется 41,7 млрд. рублей, что с учетом инфляции более чем в 2 раза меньше по сравнению с прошлым годом. Правительством России предлагается объем финансирования науки в размере 11,4 млрд. рублей, образования — 20,8 млрд. рублей, что удовлетворяет минимальные потребности этих сфер менее чем на 50 %. Это приведет к дальнейшему разрушению этих важнейших социальных структур государства.
Уровень потребительских цен уже увеличился в 2-3 раза. Он будет возрастать и в ближайшие месяцы, а проектом бюджета намечается компенсировать бюджетникам и военным только 60 % их возрастающих затрат.
С учетом инфляции жизненный уровень людей уменьшится в 1,5-2 раза (при выполнении проекта бюджета в 1999 г.).
Если же правительство не получит кредит в 7 млрд. долларов или не будет сокращен внешний долг, то инфляция достигнет 100-300 %, а уровень жизни бюджетников, да и остальных граждан тоже, упадет в 2,5-3 раз.
Из анализа основных параметров проекта бюджета на 1999 год следует, что при любом варианте жизненный уровень граждан заметно уменьшается без надежды на улучшение в будущем, поскольку доходы бюджета в 1999 году равны всего 22 млрд. долларов. Для сравнения: военный бюджет США равен 270 млрд. долларов, бюджет города Нью-Йорка — 40 млрд. долларов. Финляндии — 35 млрд. долларов.
Как содержать на мизерные средства нашего федерального и регионального бюджета образование, науку, культуру, медицину, армию и правоохранительную систему, выплачивать пенсии, пособия и стипендии?
В результате разрушительной деятельности правительств Гайдара, Черномырдина и Кириенко бюджет этого года оказался обременен обязательствами по долгам, равными бюджету государства: Россия должна выплатить внешний долг 17,5 млрд. долларов в 1999 году, а также внутренний долг, составной частью которого является задолженность по заработной плате государства и предприятий 85 млрд. рублей (4 млрд. долларов), то есть проект бюджета на 1999 год является бюджетом для ликвидации российского государства.
К концу 1998 года доходы ниже прожиточного минимума оказались более чем у 40 миллионов человек. При такой ситауции рост экономики во второй половине года, как это утверждается в проекте бюджета на 1999 год, в принципе невозможен.
ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД из той катастрофы, в которой оказалась Россия? Для ликвидации этой катастрофы необходимо проводить курс реформ в интересах российского государства и подавляющего большинства его граждан. Законодательная основа таких реформ заложена в проекте закона “Об экстренных мерах по выводу России из кризиса, обеспечению социально-экономического развития страны”.
В проекте закона предусмотрено проведение национализации той собственности, которая была приватизирована с нарушением законов и Конституции РФ. Без восстановления законности в этой сфере в России никогда не будут выполняться законы.
Для устранения криминализации в процессе преобразования отношений собственности и демократизации этого процесса необходимо установление эффективного государственного и народного контроля за исполнительной властью и администрацией предприятий.
Земля, ее недра — национальное богатство России. Земля должна оставаться в собственности всего народа и использоваться в интересах всех граждан России.
Аграрному сектору экономики правительство Российской Федерации предусматривает в бюджете 1999 года всего лишь 9,3 млрд. рублей, что составляет менее трети его потребности и ниже таковых назначений 1998 года на 3 млрд. рублей. Тем самым намечается дальнейшее сужение продовольственной базы России.
С целью стимулирования промышленного и сельскохозяйственного производства требуется существенное усиление государственного регулирования экономических процессов. Кредитно-финансовая и бюджетная политика ставится во главу угла обеспечения производства финансовыми ресурсами, пресечения оттока капитала за рубеж и отвлечения финансовых ресурсов на спекуляцию товарами, валютой и ценными бумагами. Частные банки отстраняются от использования бюджетных средств, и создается государственная система для долгосрочного кредитования.
Тяжесть налогов переносится с доходов от трудовой, инвестиционной и инновационной деятельности в сфере производства на налогообложение рентных доходов, доходов с бирж и банков, сверхвысоких доходов, особо крупного имущества и элитарного потребления.
На период выхода из кризиса предусматривается государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий и основных видов промышленного и сельскохозяйственного сырья.
Чтобы восстановить производство, создать условия для его роста на современной научно-технической основе, поднять жизненный уровень населения, своевременно выплачивать заработную плату, пенсии, пособия и стипендии, обеспечить социальные гарантии на жилье, образование, лечение, отдых, воспитание детей, нормальное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения и оборонного комплекса страны, необходимы деньги. У государства для решения этих проблем средств нет.
Наполнение бюджета теоретически может быть произведено из следующих основных источников: 1.Внутренние и внешние займы. 2.Продажа ресурсов. 3.Ликвидация потерь, перекосов и ошибок в экономике. 4.Отечественное производство.
За годы “реформ” государство задолжало огромные суммы. Так, внешний долг возрос почти с 60 млрд. долларов (в СССР) до более чем 160 млрд. долларов. А внутренний долг составляет свыше 60 миллиардов долларов (более триллиона рублей), при этом выплаты по процентам за долги сравнялись с величиной государственного бюджета. То есть дальнейшее использование внутренних и внешних займов для пополнения бюджета грозит государству полным банкротством.
Россия — одна из самых богатых стран мира по запасам природных ресурсов (нефти, газа, металлов и т. д.). За рубеж в 1996 году было экспортировано 43 % добытой нефти, 34 % газа, 78 % удобрений, 88 % целлюлозы, более 90 % алюминия и т. д. За экспорт в 1996 году, в основном энергоносителей, материалов и сырья, было получено 88 миллиардов долларов, в 1997 году — 87 млрд. долларов. Поскольку внешняя торговля находится в частных руках, то большая часть этих доходов не может быть использована для выхода России из кризиса. Импорт в 1996 году был равен 60 млрд. долларов, в 1997 году — 67 млрд. долларов, из них около 14 млрд. долларов увезли за рубеж “челноки” (неорганизованная торговля). По данным Минторга за 1998 года, экспорт составил 72 млрд. долларов, а импорт 44 млрд. долларов (без учета неорганизованной торговли). Импорт продовольствия, одежды, обуви, многих видов машин, оборудования и других товаров сегодня невыгоден России, поскольку разоряет легкую промышленность, сельское хозяйство и машиностроение. В результате растут безработица, нищета и преступность. Экспортно-импортное сальдо также используется нерационально: на покупку недвижимости за рубежом, иностранный туризм, на счета в зарубежных банках и т. п.
Введение государственной монополии на внешнюю торговлю стратегическими ресурсами позволяет увеличить бюджет, по расчетам специалистов, не менее чем на 10 миллиардов долларов (более 200 млрд. рублей) в год. Эти средства могут быть мобилизованы в бюджет государства для выхода из кризиса.
Перечислим некоторые источники, где можно для этого достать деньги.
— За рубеж переправлено за время “реформ” более 200 млрд. долларов (по данным независимых ученых, за рубеж переправлено 750 миллиардов долларов). Их возвращение в Россию — приоритетная задача правителства России.
— Сейчас две трети товарооборота в России осуществляется с помощью долларов, бартера и денежных суррогатов. Их вытеснение с внутреннего рынка позволяет выпустить денег для денежного обращения, измеряемых суммой не менее чем в 500 млрд. рублей без угрозы увеличить инфляцию.
— В 1997 году соотношение доходов 10 % самых бедных и 10 % самых богатых составляет, по официальным данным, около 1:13 (по данным независимых ученых, это отношение равно 1:65). Доведение с помощью налогов этого соотношения до 1:6 (как в Европе) позволит всем гражданам России обеспечить прожиточный минимум уже в 1999 году.
— У населения на руках находится около 50 млрд. долларов сбережений. Необходимо вовлечение этих средств для инвестиций в производство с помощью валютного займа, выгодного вкладчикам.
— За время проведения “перестройки” доходы за экспорт оружия уменьшились с 18 миллиардов до 3 миллиардов долларов в год. Этот доход вполне можно существенно увеличить.
— Ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств, в том числе пресечение их прокручивания в коммерческих банках, позволяет увеличить бюджет государства. Россия имеет от СССР активы за рубежом, оцениваемые в 150 млрд. долларов, которые должны использоваться с пользой для России.
— Полная загрузка только пищевой и легкой промышленности даст прирост бюджетных расходов более чем на 20 %.
— Возврат в казну государства “алкогольных и табачных денег”. Десять лет назад этот источник давал более 30 % доходов в бюджет, в 1997 году — только несколько процентов.
— Экспорт за рубеж не сырой нефти, а продуктов ее переработки. Тем более, что нефтеперерабатывающие заводы загружены лишь на 60 %.
— России другие страны должны 150 миллиардов долларов, за которые надо интенсивно бороться, как это делают страны Запада.
Увеличение денег в бюджете также возможно за счет отмены необоснованных льгот и подавления теневой экономики, размеры которой достигают почти половины всей экономики страны. В результате чего бюджет теряет не менее половины доходов.
Сумма средств, которые получит государство из перечисленных источников, позволяет не менее чем в два раза увеличить доходную часть бюджета. Это существенно увеличивает финансирование бюджетных расходов, позволяет снизить налоговое бремя на товаропроизводителей и создает условия для роста производства.
КОНЕЧНО, МЫ ПОНИМАЕМ,Какие огромные трудности стоят на пути решения перечисленных задач, какую политическую волю надо проявить президенту и правительству, чтобы преодолеть сопротивление тех, кто наживается до сих пор за счет развала государства. Но впереди крах или готовность к решительным шагам.
Из расчетов разных независимых друг от друга специалистов из Совета Федерации, Экономического отделения РАН, Института экономики РАН, общества “РУСО”, следует, что при существенном увеличении роли государства в экономике, возможен рост ВВП от 7 % до 12 % в среднем за год в период выхода России из кризиса.
Подобные меры позволили в свое время Ф. Рузвельту сравнительно быстро вывести США из глубокого экономического кризиса.
После восстановления и дальнейшего развития производств, а также роста благосостояния населения, увеличивается величина налоговой базы, будут расти сбережения предприятий и населения, увеличатся инвестиции, ускорится рост экономики. Страна станет на ноги, пойдет по пути возрождения, подлинной стабилизации, роста и расцвета.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос: почему правительство и президент для выплаты заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, для поддержки производства, образования, науки, культуры, медицины, обороны и правоохранительных органов не используют перечисленные выше источники для пополнения государственного бюджета?
Убеждены, что правительство обязано для спасения от гибели миллионов граждан России ввести монополию на внешнюю торговлю стратегическими товарами (газом, нефтью, черными и цветными металлами и др.), вывести теневую экономику из тени, вернуть из-за рубежа незаконно увезенные капиталы, вытеснить с внутреннего рынка иностранную валюту, бартер и денежные суррогаты, переложить тяжесть налогов с бедных граждан на богатых и подавить коррупцию.
Депутаты Государственной думы РФ:
В. ШЕВЕЛУХА, Г. КОСТИН,
В. ШАНДЫБИН, И. БРАТИЩЕВ,
Н. БИНДЮКОВ и другие,
всего 40 подписей
1.0x