XX ВЕК В ТРЕТЬЯКОВКЕ (Новая экспозиция)
51(264)
Date: 22-12-98
16 декабря, в день столетия со дня смерти русского предпринимателя и коллекционера Павла Третьякова, в здании новой Третьяковской галереи была торжественно открыта постоянная экспозиция "Искусство ХХ века". В зале, доминантой которого был макет татлиновской "Башни III Интернационала", бодро звучали речи спонсоров, сводившиеся, в основном, к тому, что экспозиция ГТГ на Крымском валу является непосредственным продолжением экспозиционных залов в Лаврушинском переулке. Также говорилось, что "взгляд в перспективе столетия дает возможность связать воедино явления, уже далекие от нас, и современные, увидеть эпоху в единстве и противоречиях ее неуклонного движения".
Однако громадная коллекция (составленная из полутора тысяч живописных, графических и скульптурных работ), представляет из себя зрелище, отвечающее скорее конъюнктуре момента, нежели масштабу, заявленному в ее названию. История искусства сего века, полная до краев трагическими и яркими явлениями, была, усилиями устроителей, сплющена и превращена в "приманку для иностранцев". Создатель экспозиционной концепции Ян Брук открыл для нас не музей искусства ХХ века, а скорее музей авангарда.
Недостаточность площадей основного здания галереи была очевидна всем, запасники ломились от произведений высочайшего художественного уровня. Однако задача, состоявшая в том, чтобы подвести итог столетия, осталась невыполненной.
Наследие гениального Павла Филонова представлено скупо и неудачно. Взывает недоумение тот факт, что и реализм ХХ века представлен как-то глухо, с упором на модных ныне придворных художников 30-50-х годов, бытописателей правительственных застолий. А то, что в экспозиции почти нет картин о Великой Отечественной войне, наводит на мысли об идеологической ангажированности устроителей нового музея.
Помимо знакомых публике произведений Казимира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Александра Дейнеки, Василия Кандинского, Павла Корина и Сергея Герасимова, объединенных в едином музейном пространстве, экспозиция включает в себя около двухсот работ, ранее почти не выставлявшихся.
Одна из таких — картина художника, жившего в Америке, Павла Челищева "Феномены" (1936-1938 гг). Поразительно, что эта монументальная фантасмагория, написанная рукой русского живописца и посвященная теме кризиса цивилизации, странным образом перекликается и предвосхищает творчество неистового Сикейроса.
На картине Георгия Рублева "Портрет И. В. Сталина" 1935 года великий вождь предстает перед нами читающим "Правду", а у ног его лежит красный пес. Примечательна работа тем, что выполнена она отнюдь не в духе "соцреализма". Вещь скорее лубочна и шутейна, а по стилю напоминает чем-то Дерена. Возможно, Сталин, увидев ее, купил бы через посредников, а затем повесил на одной из своих дач, в дальнем углу.
Пока открыто 30 залов, а в своем окончательном виде экспозиция займет сорок. И тем не менее, основная площадь уже исчерпана, а "на очереди" "шестидесятники", представители "сурового стиля" 70-х, отвязанные "восьмидесятники", художники-"хулиганы" 90-х, а также реалистическое искусство 80-90-х годов. Десять залов для всего этого "маловато будет"...
В заключении хочется еще раз отметить невыработанность идеологии нового музея: мерилом ценности картины объявлена личность художника, но результат таков, что сумма личностей не сложилась в единое целое, даже в смысле оформления залов: нередко маленькие работы занимают неоправданно большие площади стен, и наоборот. В общем, получился плюрализм не в самом хорошем смысле этого слова. Чтобы говорить о музейном качестве экспозиции, над ней следовало бы еще серьезно поработать.
Олег КУЗНЕЦОВ
1.0x