Авторский блог Редакция Завтра 03:00 19 октября 1998

НОВЫЙ “МЮНХЕН”?

Author: Борис Занегин
НОВЫЙ “МЮНХЕН”?
42(255)
Date: 20-10-98
В СИТУАЦИИ ВОКРУГ Югославии важен не столько тот факт, что НАТО отложили операцию, и не капитуляция Милошевича, и даже не то, что называется успехом российской дипломатии, а сам по себе факт принятия узким военно-политическим блоком решения о вмешательстве во внутренние дела суверенной страны. В средствах массовой информации эта проблема замалчивается, хотя даже в либеральных изданиях встречаются довольно трезвые оценки. Так, указывается на явный перевес ставки на силу как способ разрешения международных конфликтов, на "двойной стандарт" НАТО и США, на факт маскировки их эгоистических интересов какими-то гуманистическими мотивами, не имеющими никакого отношения к нормам международного права. Но обходится молчанием сам выход блока НАТО на откровенно агрессивные позиции.
Что произошло в Югославии? Там по определенным, хорошо известным причинам, связанным с распадом СССР, активизировалось сепаратистское движение албанского национального меньшинства. Это движение приняло террористические формы. Власти Белграда ответили соответствующими законными мерами, которые были призваны обезопасить абсолютное большинство остального населения. То есть это чисто внутренняя проблема, которая не подразумевает, и даже исключает какое-либо внешнее, тем более военное вмешательство. Следует напомнить, что, по мнению некоторых обозревателей, в Европе существует восемь точек сепаратистского движения с элементами террора, среди них, например, баски в Испании, ИРА в Северной Ирландии, но это никогда не вызывало даже намека на попытки поддержать эти движения извне. Нынешняя ситуация в Косово создает опасный прецедент, и завтра такие же действия могут быть предприняты против Испании, против Великобритании и т.д. Более того, это будет закономерным ответом стран, которые противятся агрессии НАТО.
При этом НАТО выступает на стороне мусульманского меньшинства против законного суверенного правительства. Так реализуется стратегия ведущих стран Запада на консолидацию перед лицом угрозы экологических катастроф и дефицитов, а в связи с ней — и на противостояние по линии "Север-Юг". Налицо процесс формирования мировой финансово-бюрократической олигархии. Создается уния транснациональных корпораций, которые занимают доминирующие позиции в мировой экономике и государственной бюрократии, которая выступает в качестве представителей и защитников интересов этих транснациональных корпораций. И вот эта олигархия в лице "большой семерки" выступает сейчас практически как коллективная метрополия. Ей противостоит так называемый "третий мир", далеко не так консолидированный, но если внимательно анализировать ситуацию, то процессы противостояния можно увидеть. Например, Индия и Пакистан произвели ядерные взрывы. Все понимают это как проявление региональных противоречий между Индией, Китаем и Пакистаном. Но ведь существует и другой аспект, который даже не скрывают: и в Индии, и в Пакистане, не говоря уже о Китае, ядерный потенциал есть прежде всего антиамериканский потенциал. И важнейшей задачей Запада является попытка сорвать такую консолидацию согласно древнему принципу "Разделяй и властвуй!" Раздел осуществляют на межэтнической и межрелигиозной почве, причем по ряду причин поддержка оказывается мусульманским странам против других государств "третьего мира". Почти на каждом заседании "семерки" стоит вопрос о терроризме, куда относят и вооруженную борьбу народов бывших колониальных стран против попыток политического или экономического закабаления. Это одна тенденция. Но Европа не будет вечно терпеть Соединенные Штаты. И введение евровалюты — это серьезный удар по США, это оттеснение США и доллара с мирового рынка. Но еще более показательно то, что европейцев не устраивает присутствие войск США на континенте. Здесь на первые роли вышла Германия, которой очень не нравятся попытки Америки взять контроль над Россией. Кстати, почти половина финансовой помощи РФ идет из Германии, которая очень озабочена попытками доминации США в России и на Балканах. Отчасти поэтому ФРГ предлагает несоразмерно крупные контингенты той военной структуры, которую хотят организовать в Югославии.
Другая особенность этой операции НАТО состоит в том, что эта несомненно агрессивная акция совершается именем мирового сообщества. Если вы обратите внимание на комментарии, особенно НТВ этим грешит, то там постоянно говорят, что Милошевич принял требования мирового сообщества, что мировое сообщество сделает то-то и то-то... Короче говоря, НАТО отождествляется с мировым сообществом. Это абсолютно неверно. В действительности НАТО — это узкий военно-политический союз, созданный с определенными социально-политическими и геополитическими целями для защиты интересов Запада, и он остается таковым. НАТО никак нельзя назвать мировым сообществом, скорее, его надо назвать антагонистом мирового сообщества. ОБСЕ тоже не мировое сообщество, это только часть мирового сообщества. От имени мирового сообщества могут говорить либо Генеральная ассамблея, либо Совет Безопасности ООН, приняв соответствующее решение после соблюдения определенной процедуры. Но, насколько известно, ни та, ни другая структура не выразили своего мнения о ситуации в Югославии. Так что здесь речь идет не о мировом сообществе, а об агрессии на Балканах военно-политического союза 15 индустриальных государств Запада во главе с США.
Еще одна важная сторона этой ситуации — акция совершена в одностороннем порядке, без санкции ООН. Почему это произошло? Надо сказать, что ООН всегда не устраивала Соединенные Штаты. Хотя идея этой организации была предложена и развита американской стороной в лице президента Рузвельта, в дальнейшем ООН была бельмом на глазу Вашингтона. Даже решение о вмешательстве в Корее американцы провели в нарушение процедуры, хотя имели большинство голосов, нарушенное лишь после крушения колониальной системы. Конечно, американцам было немыслимо, чтобы Советский Союз или Китай могли заблокировать предложенные ими решения. Поэтому их ООН никогда не устраивало. И вот теперь, после расчленения СССР, у США появилась возможность обойти механизмы ООН, заменить его структурой "большой семерки" или G-7, как ее часто называют. "Большая семерка", в отличие от Совета Безопасности, обладает рядом важных преимуществ для США. В ее распоряжении валютные инструменты, МВФ и Всемирный банк; "семерка" навязала ООН НАТО как военный инструмент, Совет Безопасности призвал НАТО для миротворческих операций, передав ей функции своих миротворческих сил, "голубых касок", что принципиально неверно, поскольку НАТО является военной структурой лишь узкого круга развитых капиталистических стран. Я уже не говорю о том, что из пяти постоянных членов Совета Безопасности три входят в НАТО, а Россия поддерживает этот союз. То есть в Совете Безопасности некому было заблокировать такое решение. "Контактная группа" — это 6 членов НАТО и Россия, а Совет НАТО — это 15 членов НАТО и Россия. Всюду доминируют принципы, не имеющие ничего общего с принципами, которых придерживается Совет Безопасности. Я полагаю, что те реформы, которые предлагают совершить в ООН, также преследуют цель избавить США в частности и Запад в целом от той зависимости, которая возникает в связи с правом Китая и России на вето. России, конечно, далеко еще не доверяют, и статья госсекретаря Олбрайт в "Независимой газете" это лишний раз подтверждает.
"Большая семерка" идет еще дальше. Сейчас активно обсуждается вопрос о кодификации международного права, о создании международного уголовного кодекса, о создании международных карательных органов. То есть формируются черты мирового правительства, которому Совет Безопасности с его нынешней процедурой — очень серьезная помеха. И поэтому вполне естественно, что операция НАТО в Югославии проведена в обход ООН, и этого нельзя не учитывать любому суверенному государству, в частности России. И если бы она проводила национальную политику, это стало бы предметом ее серьезной озабоченности.
НО ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА России сегодня ориентирована на Запад, и в подобных ситуациях, а ситуация вокруг Югославии далеко не первая, Кремлю выделялась роль главноуговаривающего. Можно построить своеобразный сценарий того, как подобная ситуация строится и развивается. Запад, США, НАТО, когда ощущают необходимость это сделать, сосредотачивают свои силы и предъявляют ультиматум жертве. После этого на сцену выступает Россия, которая убеждает жертву, угрожая отказом от поддержки, принять этот ультиматум. Жертва принимает ультиматум, а агрессор достигает своих целей, не прибегая к крупным затратам на военные операции и, тем более, к жертвам. Затем следует благодарность США. В частности, Клинтон направил именно такое письмо немедленно после того, как Иванов побывал в Белграде. Такой сценарий дважды был применен в Ираке, по-видимому, он был применен в 1994 году в Северной Корее, когда США подготовили против нее военную операцию. И теперь этот сценарий совершенно прозрачно и точно сработал в Югославии. Невольно напрашивается аналогия с Понтием Пилатом, который умыл руки, отдав на Распятие Христа. Точно так же Россия, при всей ее милой фразеологии, отдала на распятие братский сербский народ, и только стечение обстоятельств на какое-то время отложило эту операцию, хотя дамоклов меч отныне висит над сербами. И, по-видимому, он будет висеть так же долго, как висит над Ираком, над Ливией и другими государствами.
Если брать примеры из более близкой истории, то мы наблюдаем типичный "Мюнхен", только в роли агрессора выступает не фашистская Германия и ее сателлиты, а США и их сателлиты; в роли "уговорщиков" — не Франция и Великобритания, а Россия; в роли жертвы — не Чехословакия, а Югославия. И стремление США выйти из ООН, заменить ее "осью" из своих союзников аналогично поведению гитлеровской Германии перед Второй мировой войной. Тот же выход из Лиги Наций, создание собственной структуры "держав Оси". Но ресурсы Германии тогда были несоизмеримо меньше, чем ресурсы и роль США в современном мире. Избежит ли Россия судьбы французской Третьей Республики? Ведь на ее территории сегодня создано свое Косово — "независимая Ичкерия".
Мобилизационные возможности России сегодня равны нулю. И в случае войны в Европе у нас не будет другого ответа, кроме применения ядерного оружия. Исторический опыт показывает, что американцы способны и подготовлены в военно-техническом отношении, в стратегическом, в тактическом, оперативном для ведения военных действий. У них отработаны процедуры принятия оперативных планов, их осуществления, и они в военном отношении достаточно хорошо подготовлены. Все дело, естественно, зависит от цены цели. В случае, если цель будет жизненно важна для США, то нет сомнений, что они пустят в ход всю свою машину, как это было в ходе Второй мировой войны. Югославия важнее всех предшествующих операций подобного рода. Во-первых она совершается в Европе. Во-вторых, она совершается вблизи границ России. И в-третьих, она открывает двери для гигантского усиления США.
В связи с этим в качестве еще одного аргумента надо сказать, что в основе политики РФ лежит принцип отказа от конфронтации. Но что он такое с исторической и с теоретической точки зрения? Это значит признание необходимости капитуляции, что, собственно, мы и наблюдаем во всех ситуациях. Во всякой конфронтации, как правило, есть две стороны: одна проявляет инициативу, а другая либо отвечает сопротивлением, либо капитулирует.
Такое решение НАТО, даже независимо от того, будет оно реализовано или нет, нарушает послевоенный миропорядок и открывает новый тур передела границ и территорий. Первый и непосредственный его результат — расчленение Югославии. После так называемых "свободных выборов" в Косово отделение Косово будет таким же неизбежным, как поражение России в Чечне, тоже бывшее следствием негласной поддержки сепаратизма извне. Кроме того, отныне НАТО или другая группировка, имеющая перевес сил, приобретет легитимное право, освященное, в частности, согласием России на вмешательство в сугубо внутренние дела любой страны. Этот прецедент создан, и он — свидетельство полного крушения системы поддержания стабильности. Она подтачивалась и раньше во многих отношениях, а этой акцией она разрушается. Мир возвращается к тем порядкам, когда страна, имеющая перевес сил, могла без осуждения какой-то международной структуры совершать акт агрессии.
Что могла бы предпринять Россия в ответ на эти действия, несущие ей очевидную, но сегодня не признаваемую, угрозу? Россия должна бы воспринять эту акцию Североатлантического альянса как повод для разрыва отношений с ним. Агрессивные планы НАТО явно охватывают Россию, и это нетерпимо с точки зрения наших национальных и государственных интересов. На это часто возражают, что Россия заинтересована в военном сотрудничестве со странами НАТО. Да, такое сотрудничество полезно. Но оно гораздо эффективнее, когда строится на двухсторонней межгосударственной основе. С любым членом НАТО можно поддерживать военное сотрудничество на двухсторонней основе.
Россия должна была бы как постоянный член Совета Безопасности, как мировая держава поставить перед ООН вопрос об отчуждении Совета Безопасности от НАТО, об исключении возможности привлекать социально, национально и этнически ориентированные союзы для операций СБ ООН. А попытки реформирования Совета Безопасности в интересах Запада должны быть также заблокированы. Россия имеет на это юридическое право.
Кроме того, акция НАТО в Югославии показала, что мир продолжает быть расколотым. Вовсе никакого единства и гармонии, основанных на гуманитарных мотивах, не существует. Поэтому Россия должна, с моей точки зрения, восстановить военное сотрудничество с друзьями, возможными союзниками и другими государствами, которые важны в геополитическом отношении,— вплоть до поставки им оборонительного оружия.
Наконец, Россия должна быть инициатором постановки вопроса о долгосрочной демилитаризации международных отношений, которая включала бы в себя роспуск военных союзов, ликвидацию военных баз на чужих территориях, запрещение держать вооруженные силы за пределами своих национальных границ — и лишь после достижения, хотя бы относительного, этих целей ставить вопрос о кардинальном разоружении, в том числе ядерном. Это аргумент в пользу того, что ратифицировать неравноправные соглашения, заключенные режимом, Думе не следует.
В заключение хочу высказать свою радость по поводу того, что сербы и черногорцы на какое-то время избежали ударов НАТО, оккупации своей страны. Если бы не стечение обстоятельств, то уже сейчас в домах наших братьев, православных славян, было бы большое горе.
1.0x