Авторский блог Редакция Завтра 03:00 7 сентября 1998

В ХРАМ С ГРАНАТОЙ

В ХРАМ С ГРАНАТОЙ
36(249)
Date: 08-09-98
Наша газета уже писала о тревожной тенденции внутри православной церкви — все больше ортодоксальных храмов подпадают под влияние священников-экуменистов. Идет процесс подмены: истинная вера сменяется витым золоченым декором, за которым прячется гремучая еретическая смесь латинства с протестантизмом, что отлично сочетается с ценностями свободного рынка и идеями насильственной "демократии".
Вечером 26 августа в помещении московской церкви священномученика Власия (Гагаринский переулок, 20) произошла вопиющая силовая акция по выдворению прихожан из стен восстановленного ими храма... Несколько переодетых в гражданскую одежду мордоворотов, выломав дубовую дверь, используя при этом слезоточивый газ, ворвалась в церковное помещение. Вслед за ними вбежали с десяток милиционеров, которые без объяснения причин принялись вытаскивать прихожан (в числе коих была супружеская чета и пятеро их детей). Используя насилие (заламывая руки, отнимая сумки), милиция вытащила двенадцать человек верующих на улицу и стала запихивать из в "воронок", который направился в 60-е отделение милиции города Москвы. Прихожан кинули в "клетку-обезьянник" и продержали там сутки.
С полицейским насилием москвичи за последние годы, так сказать, свыклись, однако насилие в отношении верующих — это что-то новенькое! Свидетели погрома в храме священномученика Власия говорили, что впечатление было такое, что вернулись времена гонений на православие...
Однако начнем все по порядку. В Москве в Старой Конюшенной Слободе с 1989 года существует община храма священномученика Власия. Помещение храма поначалу занимало светское учреждение, но благодаря деловой активности и ревности в вере православных людей, состоящих в названной общине, храм, с Божьей помощью, отошел православной церкви.
В течение нескольких лет храм ни одного часа не пустовал (приходским советом было установлено круглосуточное дежурство по храму). Жители окрестных домов — в основном коренные москвичи, не чуждые старомосковских традиций — потянулись к вере (так, в мае 1996 года во время многочасового молебна, проходившего на улице возле стен храма, к общине присоединились несколько московских семей).
Неудивительно, что при таком подходе нашлись руки и головы для восстановления убранства храма и налаживания полноценной церковной жизни. Повторюсь: в общину вступали целыми семьями (включающими в себя и младшее, якобы "потерянное" поколение).
Сами прихожане (среди которых рабочие, домохозяйки, школьники и профессора МГУ) создавали хоругви, чертили проекты ограды и иконостаса, строили Престол и жертвенник. На собранные деньги были приобретены колокола, емкости для крещенской воды. На просфоре Николо-Спасского монастыря прихожане пекли просфоры. Люди, казалось бы, далеко невоцерковленные, видя такое усердие прихожан, помогали храму чем могли...
По словам самих прихожан, "труды по восстановлению храма несут столько радости и утешения, что сердце переполняется благодарностью Господу за каждый день такой жизни".
Те, кто с близкого расстояния наблюдал за жизнью общины храма священномученика Власия, с удивлением и радостью отмечали: в уголке современной Москвы устанавливается заповеданная предками общинная жизнь. Теплота и искренность общения молодежи и стариков, занятия в певческом кружке, совместное вышивание хоругвий, наконец чаепития с духовной беседой — все это было признаками — нет, не возрождения — Воскресения христианского духа в древней нашей столице.
Приход решил: в храме не будет вестись торговля (ибо сам Господь изгонял торговцев из храма). Храм решено было восстанавливать не за счет "коммерции", а исключительно на пожертвования всего прихода. Разумеется, всем пожертвованиям и расходам велся строгий учет.
— Храм у нас скромный, однако есть все необходимое,— так, улыбаясь, говорили мне прихожане.
Свечи выдавались и обряды совершались бесплатно (при этом каждый жертвовал на храм по своим возможностям). Верующие справедливо полагали, что храм есть дом Бога, а не учреждение обслуживания населения (и уж никак торговая точка), а церковь — невеста Христова, а не бюрократическая суперкорпорация.
Последнее соображение абсолютно справедливо, однако враг рода человеческого не устает сеять смуту в людских душах. И действует он активнее всего там, где, казалось бы, торжествуют порядок и закон.
Священник Алексей Новиков был назначен в храм священномученика Власия Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси 23 декабря прошлого года. Новый настоятель привел с собой новых людей, коих он попробовал назначить в приходской совет. При этом намекалось на то, что необходимо организовать в храме торговлю свечами и утварью, заодно несколько модернизировать бытовую часть храма...
— Великое искушение стоит за всем этим. Нам, многолетним прихожанам, вменили в вину отсутствие торговли, бедность трапезной и трапезы, отсутствие туалета в храме и условий для отдыха настоятеля в храме. Но наше православное сознание не приемлет того, что нам предлагают сделать. Мы не нарушаем канонов — мы всей душой стремимся служить им. Община, руководствуясь правилами церкви, а не своим умом, хочет, чтобы в храме не велась торговля и Благодать Божия не продавалась. Или в наше время все продается?— вопиют прихожане...
Да, доносы, интриги, провокации, насилие, гордыня, себялюбие, корысть и злоба — все это, увы, находит почву и в среде церковной.
Увы, назначенный патриархом о. Алексей (Новиков) оказался священником "нового типа" ( "гоняющим" на белом “мерседесе” и обедающим в дорогих ресторанах).
Вот что писали прихожане в своем письме к Святейшему Патриарху: "Последние действия и слова отца Алексия не оставляют для нас никакой надежды на изменение положения к лучшему, ставя нас на грань отчаяния. Мы не имеем здесь в виду постоянные словесные выпады против нас в проповедях и угрозы разогнать хор, окрики на людей, вошедших в храм после службы, чтобы поставить свечку, а также отказ в проведении приходского собрания, отсутствие бесед после службы — обычных человеческих бесед, много утешительных и почтительных. Наконец, запрет плотнику вести работы по строительству иконостаса... Но нас глубоко обеспокоили его последние попытки и угрозы опечатать храмовые помещения, где располагаются мастерские по изготовлению хоругвей и икон. Особенно поразила угроза выставить из храма людей, стоявших у истоков Возрождения общины и возвращения храма Русской Православной Церкви."
Действительно, священник, упорствуя в своих требованиях, решился запретить верующим посещать храм, наняв с этой целью сотрудников частной охранной службы. Впрочем, охрана, пообщавшись с прихожанами, вскоре разобралась в ситуации и дружно извинилась перед общиной, расторгнув договор с настоятелем.
Однако священник не унимался — нанял некоего сторожа. Затем, как выяснилось, пропали пожертвования, собранные прихожанами за последние три месяца...
А в конечном итоге нерадивый пастырь натравил на приход милицию, организовав таким образом скандал, который вышел далеко за пределы церковных кругов.
Бесцеремонное обращение с верующими породило толки о заговоре против православия. Среди правой московской молодежи раздались призывы поднимать казаков и собирать новую “черную сотню”, а в редакцию звонили рыдающие прихожане, умоляя обратиться к депутатам и политическим партиям, готовым встать на защиту православного образа жизни.
"Завтра" обещает прихожанам храма священномученика Власия и всем своим читателям: ситуация вокруг храма будет внимательно отслеживаться нашей газетой.
ТИТ
ИСТИНЫ РАДИ
В “Завтра” № 34, в публикации за подписью рабы Божией Ольги “Как выжить приходу?” была допущена досадная ошибка: церковь Введения во Храм Богородицы в Барашах автор по неведению причислила к экуменическим церквам. Это совсем не так! Более того, настоятель церкви отец Сергий вовсе не сменялся экуменическим священником, а служит в храме со времени его открытия и по сей день.
Просим редакцию напечатать наше уточнение.
ПРИХОЖАНЕ ЦЕРКВИ
1.0x