ОТПЛЫВАЮЩИЙ СЕВАСТОПОЛЬ
34(247)
Date: 25-08-98
Стоящий на территории иностранного государства город Севастополь — более русский, чем любой в России. Где-нибудь в Вологде или Новосибирске русский человек годами не вспоминает о своей национальности. Он пребывает в ней как в определенном поле, мужском или женском. Принадлежность к русскому у них неотъемлема. В то время как севастопольцы находятся под постоянной угрозой национальной кастрации и потому сосредоточены на самом сокровенном.
На украинском языке здесь говорят только госслужащие, и то если в кабинете присутствует стукач. Нет ни одной надписи на украинском языке. Большинство улиц носят имена русских генералов, адмиралов и матросов. Или знаменитых кораблей. В названии самого окраинного переулка запечатлен титанический подвиг человека или экипажа. Вы можете пройтись по улице 4-й Бастионной. И если русская историческая память еще не вытравлена в вас “россиянскими” примочками, то вы услышите “недалекий свист ядра или бомбы”. Вы вдруг поймете, и совсем иначе, чем понимали прежде, значение выстрелов. Какое-нибудь тихо-отрадное воспоминание блеснет вдруг в вашем воображении: собственная ваша личность начнет занимать вас больше, чем наблюдения; у вас станет меньше внимания ко всему окружающему, и какое-то неприятное чувство нерешимости вдруг овладеет вами. Несмотря на этот подленький голос при виде опасности, вдруг заговоривший внутри вас, вы, особенно взглянув на солдата, который, размахивая руками и поскальзываясь под гору, по жидкой грязи, рысью, со смехом бежит мимо вас, — вы заставляете молчать этот голос, невольно выпрямляете грудь, поднимаете выше голову и карабкаетесь вверх на скользкую глинистую гору. Как вам кажется, недалеко от себя вы слышите удар ядра, со всех сторон, кажется, слышишь различные звуки пуль — жужжащие, как пчела, свистящие или визжащие, — слышите ужасный гул выстрела, потрясающий всех вас, и который кажется вам чем-то ужасным. “Так вот он, четвертый бастион, вот оно, это страшное, действительно ужасное место”. Но разочаруйтесь: это еще не четвертый бастион. Это Язоновский редут — место сравнительно безопасное...
Хорошо пройтись по нынешнему Севастополю с молодым поручиком Толстым. Тогда, сто сорок четыре года назад, на его глазах в фундамент современного города ложились французские и английские ядра, кости русских солдат. Они жгут пятки нынешним демократическим украинским незалежникам, испепеляют любые попытки лишить город природной национальности. Только энергия исторического ядра Севастополя, прорывающаяся всплесками митингов, шествий и пикетов горожан, поддерживает русский дух в городе. Ельцинский режим не в силах сказать отеческое слово далекому городу. Тем более — помочь выжить флоту. Министерство обороны выделило крохи на празднование Дня Военно-Морского Флота, впервые проходившего под российским флагом. Стрельнули с Радиогорки ракетами по морю. Три корабля вышли из Южной бухты, обогнули Константиновский мыс и, став на якорь возле пляжа Учкуевка, построчили из крупнокалиберных пулеметов, пугая купающихся. Десяток парашютистов спрыгнули с трех самолетов. Вот и весь праздник. Такое микро-шоу. Сотрясение жаркого крымского воздуха...
Черноморский флот едва дышит.
Один из военных корреспондентов газеты “Флаг Родины” капитан 2 ранга Горбачев так рассказывает о своих впечатлениях посещения большого противолодочного корабля “Очаков”:
“Очаков” сегодня напоминает корпус корабля, замершего у причала в ожидании утилизации. Но когда поднимаешься на его палубу, то понимаешь, насколько обманчиво первое впечатление. Разводы “ржавчины”, коими, казалось бы, покрыты сплошь его борта и надстройки, на поверку оказываются свежими пятнами сурика — неизменных “спутников” любого ремонта и верного признака — корабль “лечится”.
Командир “Очакова” Алексей Железняков относительно недавно назначен на эту должность. Он принадлежит к поколению тех офицеров, которых служба уже особо не баловала морскими походами. “Эпоха тотального дефицита” пришлась именно на тот период их службы, когда они становились командирами, приобретали опыт и методическое мастерство. И если несколько лет назад для приобретения опыта будущему хозяину ходового мостика надо было просто лишь служить на боевом корабле, то сегодня все обстоит иначе. В море возможно выйти, только преодолев лимиты на топливо, отремонтировав, обучив экипаж в базе на “холодной” технике.
На “Очаков” Железняков прибыл с корабля, который, увы, так и не смог завершить ремонт. И, становясь командиром “Очакова”, полностью отдавал себе отчет — БПК может. Ибо сейчас, чтобы называться боевой единицей и выходить в море, надо уметь доказывать экономическую (даже не военную!) целесообразность наличия своего корабля в составе сил постоянной готовности флота.
— Имей в виду, ты как командир корабля должен сам создать условия для своей морской практики, — сказал в разговоре с Железняковым один из его друзей.
И командир “Очакова” понял: надо переучиваться. Надо познавать военную экономику смутного времени, которую не преподают ни в одном вузе, если он хочет выйти в море на “Очакове” не для перегонки его корпуса на разделку.
Прежде всего командир определил сам для себя — “Очаков” должен жить! Второе. Алексей Михайлович произвел экономическое обоснование, в котором наглядно видна выгодность (вот какими понятиями уже оперируют на флоте) содержания БПК. Ключевым моментом в расчетах здесь стал тот факт, что на флотских складах сохранились запчасти с нескольких однотипных кораблей. И флоту предстоит вкладывать при эксплуатации корабельной техники “Очакова” относительно небольшие средства. Кроме того, поставки нового оборудования на “Очаков” уже оплачены. Деньги требуются в основном на производство работ.
Повезло еще, что у “Очакова” есть друзья. Касатонов в свое время командовал кораблем, хотя в нынешней же экономической ситуации даже такой поддержки оказалось пока недостаточно, чтобы продолжить ремонт. Но “очаковцы” не сдаются, верят в морское будущее “Очакова”.
Иногда Алексею Железнякову ставят в упрек малое число морских миль за кормой его биографии. Опыта, мол, маловато у него как у командира корабля. Лично он готов приобретать морские качества чуть ли не до бесконечности. Но вот изыскать для этого возможности... Остается лишь один способ: самостоятельно воссоздавать свой “полигон” для морской практики — боевую единицу флота. И только тогда уж становиться настоящим командиром корабля, в послужном списке которого значится немало замечательных событий.
Имя “Очаков” кораблю дано в память об одной из самых ярких побед Черноморского флота при крепости Ачи-Кале в 1788 году. Корабль совершил 9 боевых походов, участвовал в учениях “Океан-75”, “Крым-76”. Награжден вымпелом министра обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть”. В 1977, 1979, 1986 годах БПК “Очаков” объявлялся лучшим кораблем Военно-Морского Флота. Многие члены экипажа награждены правительственными наградами и поощрены главнокомандующим ВМФ СССР.
Александр СИНЦОВ
1.0x