Авторский блог Георгий Судовцев 03:00 27 июля 1998

НА ЗНАКОМЫЙ “НАТИВ”

Author: Георгий Судовцев
НА ЗНАКОМЫЙ “НАТИВ” (проект “Хазария” в действии?)
30(243)
Date: 28-07-98
УБИЙСТВО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА Израиля Ицхака Рабина в ноябре 1995 года, буквально через несколько дней после завершения визита в Москву, по словам его главного оппонента-соратника Шимона Переса, разделило всю историю новейшего еврейского государства на два периода: до и после убийства. При всей категоричности данного заявления, в нем был зафиксирован переход всей ситуации с политическими интересами мирового еврейства в качественно новое состояние. Дело в том, что главу израильского государства убил не палестинский террорист или мусульманский фанатик — его убил верующий иудей, и убил после того, как несколько ортодоксальных раввинов заявили о разрешении на это.
Конечно, Игаль Амир — не Ли Харви Освальд, которого обвиняли в убийстве президента Кеннеди и не уберегли от выстрела некоего Джеки Рубина. Доказательства вины Амира есть. Все-таки техника шагнула вперед за тридцать с лишним лет. Да и стрелял Амир с близкого расстояния, а потому оказался в поле зрения видеокамеры. Но сразу же в его деле была обозначена важная подробность, а именно — связь с одной из спецслужб Израиля, именуемой в просторечии “Натив”. Эта вот подробность — вернее, то, что она сразу оказалась обозначена, и определяло новое качество ситуации.
В нашей истории что-то похожее по замыслу и исполнению уже было. Я имею в виду убийство П.А.Столыпина агентом-двойником охранного отделения Д.Богровым. Объект, конечно, был другой, но схема “подводки” убийцы к нему благодаря какому-то статусу, пусть даже непрочному, мнимому, в самих спецслужбах государства — эта схема прочитывается очень легко. Но зачем было ее реализовывать? И кому это могло понадобиться? Ответив на такие вопросы, возможно, мы сумеем лучше понять новое качество политической ситуации в Израиле и мировом еврействе, чтобы сделать для себя и, возможно, для России определенные выводы.
С развалом СССР и тотальным отступлением русского государства на мировом пространстве в образовавшуюся “геополитическую дыру” провалились многие наработанные послевоенными десятилетиями связи и конструкции. Слишком резкий перепад давления деформировал их не меньше, чем связи и конструкции внутри нашей страны. Просто для больших систем и удаленных конструкций время проявлений этого удара еще не наступило в полной мере. Похоже, что не вынесла этого перепада давлений и политическая система Израиля.
С одной стороны, их давний военный и геополитический союзник, Соединенные Штаты Америки, несмотря на всемогущее еврейское лобби, объективно перестал нуждаться в развитии или даже в поддержании арабо-израильского конфликта — как показали всяческие “Бури в пустынях”, здесь, на нефтеносном Ближнем Востоке, американцы уже могут действовать с позиций силы самостоятельно и открыто, не прибегая к услугам даже самых “родных и близких” посредников.
С другой стороны, “демократическая Россия”, как и другие “государства СНГ”, предоставила гражданам еврейской национальности огромные возможности обогащаться и властвовать, и эти граждане тайно или явно солидаризуются с политиками “земли обетованной”, пытаясь превратить Россию если не в придаток, то в союзника Израиля. В истории создания последнего выходцы из Российской империи, как известно, сыграли едва ли не решающую роль: как в плане идеологическом, так и политико-организационном. Не меньшую роль их сородичи и наследники сыграли в подготовке и проведении реформ, уничтоживших СССР.
Так что теперь “избирательное сродство” между Израилем и Российской Федерацией на уровне политическом оказывается едва ли не выше, чем даже между Израилем и США. Дело здесь не в особом головном уборе, который надевают на себя почти все приезжающие в Израиль политики мира. Дело именно в самих властных операторах. Ну, где еще Советом Безопасности может ведать человек, не слишком скрывающий свое второе гражданство? Где еще глава крупнейшей информационной структуры открыто “входит в долю” с высокопоставленными чинами иностранной военной разведки? Такое развитие отношений, такая близость интересов, тем не менее, продолжают оставаться под сомнением внутри Израиля.
“Может быть, в России они могут замять любой скандал, но в Израиле такие ответы людей уже не устраивают”,— писал в одной из своих публикаций левый израильский публицист Исраэль Шамир. Представляете, какое мнение о нашей стране — здесь могут замять любой скандал некие “они”, ответы которых уже не устраивают людей в Израиле. “В течение последних десяти лет израильские аналитические службы — в МИДе, в “Мосаде”, в военной разведке, израильские административные и политические круги выработали по отношению к России и странам СНГ устойчивое презрение и безразличие”,— это уже пишет Абрам Ариэли из русскоязычной газеты “Новости недели” (Тель-Авив).
Странность в том, что “они” первого текста — это как раз руководители службы, которая вторым текстом характеризуется, напротив, в превосходных степенях: “Единственным источником достоверной информации и объективного анализа был и остается “Натив”. Возможно, так оно и есть. Еще в марте 1997 года три сотрудника Бюро по связям с еврейством в СНГ (таково официальное наименование службы “Натив”) были уличены в проведении деятельности, несовместимой с их дипломатическим статусом и, после детализации претензий российской стороны (чтобы не нарушать двусторонних отношений) отозваны в Израиль. По данным, опубликованным газетой “Гаарец”, этими страдальцами оказались руководитель эмиграционного отдела посольства Ш.Карьян, первый секретарь А.Надан и второй секретарь А.Либин. Последний собирал через ведущих специалистов, евреев по национальности, информацию о российских проектах в области ядерной энергетики, склонял своих информаторов к выезду в Израиль, а Надан посетил Чечню, чтобы получить данные о состоянии российских войск, а также их вооружений, в поисках своих успев проникнуть и в закрытый для зарубежных дипломатов военный район.
В то же время 7 апреля 1998 года от имени руководства службы “Натив” было сделано официальное заявление, что сбор секретной информации через агентуру ими прекращен еще до восстановления дипломатических отношений Израиля с бывшим Советским Союзом. Как объяснить и совместить эти два факта, если исходить из истинности того и другого? Что в случае с тремя сотрудниками “Натива” не было “сбора секретной информации через агентуру”, а был просто “сбор секретной информации” и “сбор информации через агентуру”, непостижимым образом разнесенный в месте, времени и источниках?
А как тогда объяснить, что кадровый офицер “Моссад” Р. Динель, захваченный с поличным при контакте со своим российским агентом, оказался после отзыва из России (чтобы опять-таки не портить отношений — без объявления персоной нон-грата) назначенным на должность координатора информационной деятельности всего “Натива”?
Наконец, как объяснить проведение всероссийского мониторинга под эгидой все того же “Натива” в 1993-95 и 1997-98 гг.? Инициатором такого мониторинга на базе московской Ассоциации иудаики еще в 1992 г. выступил ее председатель В.Энгель, и со следующего года, памятного очень многим жителям Москвы и России, информация по целому спектру проблем: социально-экономическая ситуация в РФ, межнациональные отношения и антисемитизм, еврейская жизнь, репатриация в Израиль,— стала поступать заместителю Энгеля А.Рабиновичу. Со стороны “Натива” работу курировал работник все того же эмиграционного отдела посольства Израиля Ц.Шва.
Кроме городов России: от Владивостока до Калининграда, от Пятигорска до Санкт-Петербурга,— мониторинг вели жители Киева и Минска, Харькова и Ташкента. Проект, несмотря на масштабность, не требовал слишком значительных средств: ежемесячно он обходился бюджету “Натива” в 1200 долларов, но эти деньги к концу 1995 года, после выборов в Государственную думу, перестали платить: видимо, сочли ситуацию в России достаточно управляемой и не требующей даже подобных расходов.
И только в прошлом году глас вопиющего Рабиновича был услышан: финансирование мониторинга возобновили. Но на новых, более жестких условиях. Возможно, поэтому исполнителем в масштабах РФ стал некий студент Еврейского университета, но заказчик не изменился: эмиграционный отдел посольства Израиля — на этот раз в лице его нового руководителя В.Лернера. И, как писал Самуил Маршак: “От юноши ждал я беды”. Но в “Нативе” стихов, скорее всего, не читают.
В нынешнем июне новый исполнитель был вызван в приемную ФСБ РФ, где после профилактической беседы написал заявление с отказом от дальнейшей работы, раскрывающее суть передаваемой с мест сотрудникам “Натива” информации. Так, например, в социальный блок входил самый широкий круг вопросов, вплоть до ситуации с преступностью и выплатой зарплат в регионах и населенных пунктах, уровня безработицы, изменений в органах власти и ходом выборов. Информаторам было предписано как можно полнее использовать открытые источники информации, что соответствует современным тенденциям в развитии разведки. Так, американское РУМО уже в 1992 году разработало с этой целью куст методик, изложенный в специальном пособии. Мотивация была на сей раз практически безденежной: за хорошую работу — ускоренная алия, т.е. “репатриация” в Израиль.
Непонятно, когда эмигрировавший в 1969 году Яков Казаков (ныне — Яаков Кедми) сумел усвоить лозунг позднейших времен “Экономика должна быть экономной!”, но с его назначением в 1994 году экономика “Натива” стала обеспечивать свое руководство не хуже, чем советская экономика — Политбюро ЦК КПСС. “Экономили” на всем (кроме себя и “своих”, разумеется), пользуясь в этом дружеским расположением и поддержкой как главы администрации премьер-министра Рабина Авигдора Либермана, так и видного диссидента Натана Щаранского, ныне — министра промышленности и торговли Израиля (не по тому ли образу и подобию слеплен пост в РФ для Ю.Д.Маслюкова?), а заодно — ответственного за отношения с Россией и СНГ. Конечно, эта поддержка была бескорыстной, как и близкие контакты самого Я.Кедми с нынешним главой израильского правительства Биньямином Натаньяху. Это лишь некий Л.Ройтман присвоил более 20 млн. долл., “помогая” евреям-эмигрантам из России перевести деньги на счет в Израиле. А то, что “клиентуру” этому деятелю предоставляли сотрудники службы “Натив”,— чистая случайность.
Но речь идет, конечно, не о таких суммах и даже не о суммах вообще, каковы бы они ни были. Речь идет именно о столкновении различных точек зрения на нынешнее существование государства Израиль и на его будущее в современном мире. Речь идет о “проекте “Хазария”, от реализации или нереализации которого зависит уже не только судьба Израиля или России, но — не побоюсь сказать — судьба всего мира.
Конечно, этому амбициозному проекту осуществиться не дано — в любой исторической перспективе. Но ослепленные нынешними “успехами” многие высокопоставленные израильтяне, особенно из числа эмигрировавших при Советской власти, явно хотят вернуться сюда победителями и властителями. И ради исполнения этих своих страстных желаний готовы не останавливаться ни перед чем.
Возможно, даже перед судьбой главы собственного государства на Святой Земле.
Не исключено, что именно поэтому определенными россиянскими политиками, изданиями и телеканалами раздувается тема “русского фашизма”.
Не исключено, что именно поэтому там же проводится знак равенства между понятиями “фашизм”, “антисионизм” и “антисемитизм”.
Не исключено, что именно поэтому о жизни современного Израиля мы узнаем из сообщений ТВ и газет гораздо больше, чем о жизни современных, скажем, Латвии или Украины, где русских живет ничуть не меньше, чем русскоязычных евреев-эмигрантов — в Израиле.
Наконец, не исключено, что именно поэтому “равнодушная к России” и “презирающая Россию” часть израильского руководства добивается действительного прекращения деятельности “Натив” в качестве секретной службы, перевода взаимодействия двух государств в рамки общепринятой дипломатической практики.
Похоже, такое “равнодушие” окажется лучшим выходом и для России, и для Израиля, чем навязывание системы ценностей одного общества другому, чем попытки проникнуть туда, где даже государственная тайна — ничто перед тайной духа.
P.S.
Несмотря на попытки Н.Щаранского отстоять “Натив”, уже в конце марта премьер-министр Израиля Б.Натаньяху заявил о сокращении его текущего финансирования и передаче отдела анализа и разведки в соответствующие спецслужбы. По сообщению газеты “Гаарец”, к 1999 году деятельность “Натив” будет свернута, а накопленная разведывательная информация и созданная в России агентурная сеть — переданы в “Моссад”.
Между тем за последние полгода руководитель “Натив” Я.Кедми несколько раз встречался в Москве с Б.А.Березовским. В число его контактов вошли также В.Гусинский, М.Фридман и В.Малкин. Кто и как из их числа — или кто-то другой —теперь запоет новую песню все на тот же знакомый “Натив”? И как понимать наличие подобного внутриполитического хора? Или вот-вот в составе исполнительного секретариата СНГ появится новый человек: Яков Михайлович Казаков, 1947 г. рожд., уроженец города Москвы?
1.0x