ОТ ТРЕХ БОРТОВ...
25(238)
Date: 23-06-98
После поражения и распада СССР в результате “холодной войны” умение американских стратегов реализовывать свои долгосрочные цели не вызывает сомнений. Теперь на повестке дня для США, как было открыто заявлено З. Бжезинским, стоит распад Российской Федерации и устранение фактора “советского наследства”, прежде всего — ракетно-ядерного, из международного баланса сил. Попутно американцы рассчитывают решить и ряд иных жизненно важных для себя проблем, среди которых особо выделяются нейтрализация (хотя бы временная) Китая, а также сохранение и укрепление статуса доллара как основной расчетной валюты.
Все указанные проблемы связаны между собой и подчинены одной сверхзадаче — обеспечить американской промышленно-финансовой и политической элите мировое лидерство в XXI веке. Такую систему приоритетов необходимо не упускать из виду при оценке дипломатических, военных, экономических и даже культурных инициатив, предпринимаемых США как на официальном, так и на корпоративном уровне. Более того, поскольку роль США за последнее десятилетие значительно возросла, возможность “американского следа”, “руки Вашингтона” приходится принимать во внимание при анализе любого крупного события, меняющего формат мирового развития.
Но современное состояние мира требует от американских стратегов ювелирной точности операций — точности, сопоставимой с бильярдной фигурой высшего пилотажа “от трех бортов в середину”. И здесь им, как саперам, ошибаться дважды не приходится.
Сегодня “серединой”, куда должен попасть пущенный заокеанскими стратегами шар, очевидно, выступает лишение РФ ее доставшегося по наследству от Советского Союза ракетно-ядерного потенциала, а самим шаром — ратификация договора СНВ-2. После неудач прямого дипломатического давления на правительство России и — через него — на депутатов Госдумы, США перешли к более изощренным ударам: “от трех бортов”.
Надо сказать, что вне и помимо этих перемен в рамках общей американской стратегии осуществляется блокирование всех российских “ядерных” контрактов, что лишает данную отрасль собственных резервов развития и необходимых мощностей, которые могут быть задействованы для оборонной промышленности. Непримиримая позиция госдепартамента США и лично госсекретаря Мадлен Олбрайт по вопросам российско-индийского и российского-иранского сотрудничества в сфере атомной энергетики объясняется именно стремлением лишить РФ промышленной базы для “полной” ядерной программы. “Конверсия” тонких технологий очистки и переработки уранового и трансуранового сырья невозможна, практически это — непрерывный цикл, и “кризис сбыта” здесь равносилен отложенному прекращению производства.
Именно на фоне такого давления прозвучали два ядерных взрыва: в Индии и — “ответный” — в Пакистане. Уже не раз высказывались сомнения в том, что США с их сетью разведывательных спутников могли оставаться в неведении относительно приготовлений двух государств индостанского субконтинента. Последняя встреча постоянных членов Совета Безопасности ООН подтвердила эти сомнения. Та же Мадлен Олбрайт, заявляя о возможности санкций против Индии и Пакистана, сказала и о решимости США продолжать “техническое содействие” этим странам в области их безопасности. После того, что американские “советники” сделали для развития ядерной программы Пакистана, разговоры о “техническом содействии” сегодня при обещании “санкций” завтра — выглядят весьма определенно: США будут поддерживать и Дели, и Исламабад в их стремлении стать ядерными державами — до определенного момента и не выше определенного уровня.
Когда наступит этот момент и что это за уровень? Что касается последнего — никаких сомнений нет: как только средства доставки ядерных боеприпасов приобретут радиус действия, способный достигать нефтедобывающих государств Персидского Залива и Израиля. Именно здесь находится военно-стратегический порог приемлемости для США развития ядерных программ и Пакистана, и Индии.
Что касается момента — то следует учитывать тесное военное сотрудничество Пакистана с Китаем и необходимость для США создания вокруг КНР “дуги нестабильности” наподобие той, что была сформирована вокруг СССР и теперь — вокруг РФ. Ничего лучшего, чем разжигание китайско-индийского конфликта, здесь придумать нельзя. И косвенное втягивание Китая в подобный конфликт: сначала через Пакистан (с “пряниками” китайско-мусульманского союза, в том числе и против России, а также возрождения “Великого шелкового пути”), затем с подключением Тибета,— может стать одной из первоочередных целей американской внешней политики.
Итак, первый борт — Индия, второй — Пакистан. Шар, пущенный точной рукой, ударился о них и теперь должен быть отражен третьим бортом — внутрироссийской агентурой влияния, без участия которой СНВ-2 не может быть ратифицирован. И “третий борт” (он же — “пятая колонна”) не подвел.
Общая реакция “демократических” масс-медиа может быть сведена к одному высказыванию: “Теперь-то Дума просто обязана ратифицировать СНВ-2!” Наиболее полно “обосновал” эту позицию нынешний директор известного с яковлевско-арбатовских времен Института США и Канады С. М. Рогов. По его мнению, изложенному в “Независимой газете”, которая патронируется известным сторонником конфедерализации России Б. А. Березовским, “именно мы больше всего пострадаем в результате краха режима нераспространения... Если новые центры силы, уже сейчас существенно превосходящие Россию по экономическим показателям, обзаведутся ядерными арсеналами, уравновешивающими российский, то будут в значительной степени подорваны надежность и убедительность российского потенциала ядерного сдерживания”.
Но из этого очевидного тезиса делается такой вывод: “Нельзя назвать иначе, чем крайней политической безответственностью, те игры, которые превратили Договор СНВ-2 в заложника противостояния между исполнительной и законодательной властями. Ведь сегодня у нас нет выбора между “хорошим” и “идеальным”, нам надо сделать выбор между “плохим” и “катастрофическим” вариантами. Если СНВ-2 будет ратифицирован, то при благоприятном варианте мы можем рассчитывать договориться о том, чтобы выйти в рамках Договора СНВ-3 на уровень примерно в 1500 боеголовок, т. е. сохранить примерное равенство в стратегических вооружениях с США, сохраняя при этом внушительный отрыв от Китая и других ядерных стран”.
Иными словами, Россию убеждают уничтожить свои ракеты на деле (до уровня, исключающего возможность нанесения ответного удара), сохранив бумажные квоты на новые боеголовки, а в обмен США, если мы будем себя хорошо вести, могут принять меры по удержанию “новых ядерных государств” от развертывания их стратегических вооружений. Очень похоже на детскую сказку про хитрую лису, заставлявшую простодушного дрозда выполнять все свои желания, угрожая забраться на дерево и разорить его гнездо... Не стоит и забывать, что нынешний президент со своим правительством всегда готовы преступить через любой закон, включая и закон о бюджетном финансировании стратегических ядерных вооружений, на чем, в частности, настаивал “третьебортовец” Ю.Д. Маслюков.
Итак, американский шарик, удачно отскочив от всех трех бортов, летит в лузу. Одна надежда: политика — не бильярд, и в ней не надо ждать конца чужого розыгрыша, чтобы ударить самому.
Николай КОНЬКОВ
1.0x